Понятие и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:12, реферат

Описание работы

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и признаки государства
1.1 Разнообразие определений государства
1.2 Этапы развития государства
1.3 Функции и признаки государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

понятие государство и его свойства.docx

— 30.01 Кб (Скачать файл)

4. Право. Как система,  обязательных правил поведения  право является мощным средством  управления и начинает использоваться  с появлением государственности.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата  достаточно разветвлена и образует  свою подсистему, в которую входят  судебные органы, прокуратура, милиция,  органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные  органы и др.

6. Армия. Одна из главных  целей правящей элиты – сохранение  территориальной целостности государства.  Хорошо известно, что пограничные  споры между смежными государствами  часто являются причиной военных  конфликтов. Оснащение армии современным  вооружением делает возможным  захват территории не только  смежных государств. По этой причине  вооруженные силы страны и  сейчас являются необходимым  атрибутом любого государства.

7. Налоги. Представляют собой  обязательные и безвозмездные  платежи, взыскиваемые в установленных  размерах и в определенные  сроки. В основном налоги взимаются  принудительно, однако в странах  с развитыми формами государственности  постепенно переходят к их  добровольной уплате. С развитием  общества доля налоговой массы  постепенно увеличивается, поскольку  государство берет на себя  решение все новых и новых  задач.

8. Государственный суверенитет.  Как признак государства, государственный  суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает  как высшая власть, а в мировом  сообществе – как самостоятельная  и независимая.

Различают внутренний и внешний  суверенитеты. Внутренний суверенитет  – это верховенство в решении  внутренних дел. Внешний суверенитет  – это независимость во внешних  делах. Внутренний суверенитет постоянно  подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество.

Функции государства –  это основные направления его  деятельности, выражающие сущность и  назначение государства в обществе.

Различают внутренние и внешние  функции государства

А. Внутренние функции –  это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Экономическая функция.  Она выражается в выработке  и координации государством стратегии  и тактики экономического развития  страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкретно, экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т. п.

2. Политическая функция.  Эта функция государства обусловлена  необходимостью гармонизировать  интересы различных социальных  групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов,  выборов, государство способно  выявить действительную расстановку  социальных сил, учесть в своей  политике интересы различных  социальных групп и не допустить  их открытого столкновения.

3. Социальная функция.  Ее выполнение позволяет обеспечить  нормальные условия жизни для  всех членов общества вне зависимости  от их непосредственного участия  в производстве материальных  благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление  минимального уровня оплаты труда,  пенсий, стипендий, пособий больным,  инвалидам, пожилым людям, студентам,  детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. – это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию.

4. Правоохранительная функция.  Это деятельность государства  по обеспечению точного и полного  выполнения положений законодательства  всеми гражданами, организациями,  государственными органами. Эта  функция выполняется различными  методами.

5. Экологическая функция.  В последнее время выдвигается  в разряд основных функций  государства. Человечество подошло  к такому рубежу, когда его  деятельность ставит под угрозу  само существование человека: интенсивное  и экстенсивное использование  природных ресурсов, применение  некоторых современных технологий  нарушают баланс в естественной  среде, что изменяет условия  жизни на Земле, делая их  для него невозможными. Безудержная  эксплуатация природы ведет человечество  в пропасть. Государство обязано  предусмотреть и обуздать этот  процесс своими установлениями.

Б. Внешние функции –  это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в  современном мире, который становится все более и более взаимосвязанным.

1. Функция обороны. Эта  функция имела первостепенное  значение в прежние времена.  Сейчас же мир становится все  более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение.

2. Дипломатическая функция.  Выполнение этой функции способствует  поддержанию приемлемых отношений  со всеми странами, независимо  от того, какой идеологии они  придерживаются, какую систему хозяйствования  используют. Нормальные добрососедские  отношения – это тот минимум  общения на международной арене,  который позволяет достичь стабильности  и процветания всего человечества.

3. Внешнеполитическая функция.  Заключается в политическом сотрудничестве  государств, с тем чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности – постоянный орган ООН.

4. Внешнеэкономическая функция.  Эта функция связана с развитием  взаимовыгодного сотрудничества  государств, которое проявляется  в международном разделении труда,  специализации и кооперировании  производства, обмене новейшими  технологиями, координации товарооборота,  развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее  эффективно между странами, территориально  связанными друг с другом (страны  ЕЭС, СНГ и др.).

5. Культурное сотрудничество. Осуществляется на основе двусторонних  и многосторонних договоров между  государствами, неправительственными  организациями (Международный союз  архитекторов, Международная шахматная  федерация, Олимпийский комитет  и др.). В рамках ООН эту культурную  деятельность координирует ЮНЕСКО.

6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности. Осуществляется по таким проблемам, как рациональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др., затрагивающим интересы всех народов,

7. Правоохранительная функция.  Заключается в обеспечении мирового  правопорядка, разрешении споров  между государствами, защите тех  государств и народов, которые не способны самостоятельно устоять против агрессоров (как, например, Кувейт против территориальных претензий Ирака) или отстоять свои права (как, например, албанцы, проживающие в Косово).

8. Социальная функция.  Она выкристаллизовывается все  более ярко. Социальная помощь  и поддержка осуществляются в  отношении развивающих стран  (например, Сомали, Эфиопии и др.), а также стран, находящихся  на переходном этапе (например, страны СНГ). Здесь используются  различные формы помощи, начиная  от выделения финансовых средств  целевого назначения (на развитие  банковской системы образования,  здравоохранения, регулирование  рождаемости и т. п.) и кончая  гуманитарной помощью.

9. Экологическая функция.  Пришло понимание того, что экологические  катастрофы, например аварии нефтеналивных  танкеров, атомных электростанций  и т. п., в отдельно взятых  странах в конечном счете наносят удар интересам всех народов, и устранение их последствий не может оставаться только внутренним делом.

10. Информационная функция.  Ее выделение лишь только намечается. Но и сейчас осуждение вызывают  страны, которые блокируют для  своих народов поступление правдивой  информации о событиях в мире.

В современном мире внешняя  деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и  интересы всех народов, входящих в мировое  сообщество.

Заключение

 Из всего вышесказанного  можно сделать выводы по параграфам: в первую очередь, мы отметили, что существует множество понятий,  раскрывающих сущность термина  "государство", во-вторых, как мы  видим, существуют следующие теории  происхождения государства:

- Теологическая

- Патриархальная

- Договорная

- Теория насилия

- Ирригационная

- Классовая

- Экономическая

- Специализации

Наконец, можно отметить, что в российской государственности  существуют еще значительные пробелы  в области четкого определения  понятий, связанных с данной темой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912.

2. Марксистско-ленинская  общая теория государства и  права. Исторические типы государства  и права. М., 1971.

3. Петров В. С. Сущность, содержание и формы государства.  Л., 1971.

4. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.

5. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., вып. 1—IV, 1911—1912.

6. http://www.niiss.ru/Publications/Mag/13/questterrr.htm


Информация о работе Понятие и признаки государства