Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 16:26, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством. Было время, когда оно охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя на ряду с государством существует не мало других форм общественного единения людей, государство все-таки так или иначе распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственною деятельностью. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на такие вопросы, необходимо понять, чем же является государство и каковы его признаки.
Введение
Глава 1. Понятие и сущность государства
1.1 Понятие государства
1.2 Сущность государства
1.3 Теории происхождения государства
Глава 2. Признаки государства
2.1 Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть
2.2 Государственный суверенитет
2.3 Неразрывная связь государства и права и взимание налогов
Заключение
Список используемых источников и литературы
Подобные подходы, например, подробно разработаны во французской налоговой (фискальной) доктрине. Так, современные французские исследователи Г. Жест и Ж. Тиксье подчеркивают, что "власть облагать налогами и политическая власть взаимосвязаны". "Налог всегда был важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогами - значит управлять государством"[34]. Французский ученый П.-М. Годме подчеркивал, что налог - одно из проявлений суверенитета государства. "Этим он отличается от доходов с государственных имуществ и займов, которые представляют собой средства, получаемые государством из деятельности такой же, как и деятельность частных граждан. Возможности налогообложения являются существенным выражением суверенитета. Право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, так же как чеканка монеты и отправление правосудия"[35].
Таким образом, можно сказать, что налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в целом формированием и государства.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.
Государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.
Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.
Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще (без его "привязки" к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.
Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно "подогнать" под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность". В связи с этим необходимо отметить, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о "полугосударстве", "отмирающем государстве" (К. Маркс, В.И. Ленин).
Что касается признаков государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:
•наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);
•системой налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
•территориальным делением населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому- либо роду или племени);
•связью с правом (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
•суверенитетом (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
В заключении хотелось бы отметить, что кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.
Список используемых источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" // Российская газета. -1993.- 04 мая. - N 84.
Литература
3. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 410с.
4. Бошно С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. -400 с.
5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000. -528с.
6. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право", декабрь 2007. - N 12.
7. Гринин Л. Е. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. - С. 19-21.
8. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2005. - 345с.
9. Елеонский В.О. Страницы истории: права граждан и теория советского права // Гражданин и право, июнь 2008. - N 6.
10. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. - 303с.
11. Ильин И. А. Теория права и государства (воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 гг.)- Москва, издательство "Зерцало", 2003.
12. Комментарий к
Конституции Российской
13. Комментарий к
Конституции Российской
14. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2007. - N 1.
15. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 640с.
16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 512с.
17. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. 2007. – 640с.
18. Общая теория права и государства. Учебник / под ред. Лазарева В.В., 2001. - 520с.
19. Общая теория права и государства: Учебник // Под ред. Лазарева В. В., М.1994.
20. Общая теория права. Учебник / Под ред. Пиголкина А.С. 1998. -384с.
21. Официальный сайт
свободной энциклопедии «
22. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2004. - 832с.
23. Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы. 1999. - 240с.
24. Теория государства и права. 100 экзаменационных ответов. Колюшкина Л.Ю. и др. 2004. - 304с.
25. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И. 2007. - 201с.
26. Теория государства и права. Учебник // под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2002. - 616с.
27. Теория государства и права. Учебник /под ред. Пиголкина А.С. 2003. - 544с.
28. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник.2008, - 384с.