Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа
Норма - это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев. С процессом общественного регулирования поведения людей связано формирование и развитие социальных норм.
Социальные нормы образуют единую систему, и в своей системе они обеспечивают всестороннее и глубокое воздействие на жизнь общества, на все ее сферы. Эти нормы рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в будущем, то есть в заранее не зафиксированных случаях. Главным является деление этих норм по сферам регулируемых отношений. Таким образом, выделяются: нормы-обычаи, нормы -морали, нормы -права и корпоративные нормы.
Введение
1. Понятие и признаки нормы права.
2. Структура правовой нормы, ее элементы.
3. Способы изложения норм права в статьях нормативных актов.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
1. Понятие и признаки нормы права.
2. Структура правовой нормы, ее элементы.
3. Способы изложения норм права в статьях
нормативных актов. 15
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На известном этапе развития общества
возникает потребность
Норма - это общее правило поведения, действующее
непрерывно во времени в отношении неопределенного
круга лиц и неограниченного количества
случаев. С процессом общественного регулирования
поведения людей связано формирование
и развитие социальных норм.
Социальные нормы образуют единую систему,
и в своей системе они обеспечивают всестороннее
и глубокое воздействие на жизнь общества,
на все ее сферы. Эти нормы рассчитаны
на то, чтобы направлять поведение людей
в будущем, то есть в заранее не зафиксированных
случаях. Главным является деление этих
норм по сферам регулируемых отношений.
Таким образом, выделяются: нормы-обычаи,
нормы -морали, нормы -права и корпоративные
нормы.
Нормы-обычаи -
это исторически сложившиеся и в результате
многократного повторения, вошедшие в
привычку естественные правила поведения
людей. Обычай опирается на силу привычки
и существует в силу наличия фактических
отношений. Здесь права и обязанности
совпадают - это является главным отличием
его от других социальных норм. В этом
выражается его регулятивная особенность.
Нормы морали -
это принципы, в которых выражены: отношения
или взгляды на гуманизм, справедливость,
достоинства человека и жизнь.
Нормы-морали по своему происхождению
не связаны с государственной властью,
они существуют устно и реализуются на
основе внутреннего убеждения человека,
на основе внутреннего общественного
мнения. В нормах морали нет указания на
вид возможного или должного поведения,
так как я уже отметил, они не связаны с
государством.
Корпоративные
нормы - это общие правила поведения
общественных организаций. Эти нормы,
как правило, формализованы, то есть содержатся
в уставах этих общественных организаций.
По регулятивным особенностям близки
к нормам права - в них очерчиваются права
и обязанности членов этих объединений.
Корпоративные нормы обеспечиваются мерами,
предусмотренными данной общественной
организацией. Выделяя разновидности
социальных норм необходимо указать на
особое положение норм права в этой системе.
Нормы права выступают в качестве основных
пунктов сосредоточения, определяют черты
всей системы и характер взаимоотношений
между ее частями.
1. Понятие и
признаки норм права.
Нормой права называется установленное
или санкционированное
Норма права носит общий характер. В отличие
от команд, велений, распоряжений по конкретным
вопросам норма рассчитана на регулирование
не единичного, отдельного отношения,
а вида общественных отношений; норма права
продолжает действовать после реализации
в индивидуальных отношениях и в поведении
конкретных людей. Всякая норма - результат
обобщения типических и видовых качеств
общественных отношений (родственные
отношения, отношения обмена или купли-продажи,
отношения власти и подчинения, отношения
собственности или аренды и т.п.), участников
этих отношений (граждане, объединения
лиц, иностранцы, государственные органы,
должностные лица и т.п.), действий и событий,
влекущих правовые последствия (дарение,
купля, кража и т.п.), объектов права (виды
имущества и т.п.).
Норма права адресована кругу лиц, определенных
видовыми признаками (граждане, родители,
супруги, налоговая инспекция, судебный
пристав и т.д.). В отличие от распоряжения,
адресованного точно обозначенным лицам
и действующего до его исполнения (распоряжение
о строительстве здания, о проведении
этой осенью прививок против гриппа и
дифтерии, о передаче точно определенного
имущества, о выплате премии, об увольнении
и т.п.), правовая норма не исчерпывается
исполнением. Она обращена в будущее в
том смысле, что рассчитана не только на
данный, наличный случай (отношение), а
на вид, неограниченное число определенных
в общей форме случаев и отношений (заключение
договора, передача имущества, вступление
в брак, рождение ребенка и т.п.) и реализуется
каждый раз, когда возникают предусмотренные
ею обстоятельства и ситуации[1].
Нормы права носят волевой (социально-волевой)
характер. Во-первых, они адресованы свободной
воле участников общественных отношений
и имеют смысл лишь там, где у адресата
нормы существует выбор вариантов поведения,
во-вторых, направление этого выбора (содержание
правила поведения) определяется государственной
волей господствующих или влиятельных
в данном обществе классов, сословий, социальных
групп, партий, воздействующих на формирование
и развитие права.
Это не означает, что каждая отдельно взятая
норма права выражает волю точно определенного
класса, социальной группы, политической
партии. В обществе вообще и в правотворчестве
в частности действуют социальные законы-тенденции,
значительная часть которых носит статистический
(вероятностный) характер. Поэтому отдельные
нормы могут выражать волю разных социальных
групп, а то и вообще не выражать ничью
волю, а быть ошибкой, заблуждением или
невыполнимым правилом (нормы средневекового
права о "нечистой силе" и т.п.)[2].
Важно учитывать также такое качество
права, как его системность: право не "сумма",
не "совокупность" норм, а их система,
основанная на взаимосвязи составляющих
ее элементов; именно в этом качестве оно
и реализуется в обществе, создавая стабильный
правопорядок, в конечном счете соответствующий
интересам социальных групп (классов,
сословий, партий), способных воздействовать
на возведение в закон государственной
воли. Органически включаясь в правовую
систему, правовые нормы приобретают (в
разной степени) социально-волевую направленность,
свойственную данному праву в целом.
Волевой характер норм права придает им
качества социальных регуляторов. В правовых
нормах отражаются и выражаются те типичные
для данного общества ситуации и отношения,
которые предполагается либо запрещать
и пресекать (общественно вредные и общественно
опасные деяния), либо поддерживать, охранять
и воспроизводить. Направленность этого
социального контроля и регулирования,
которым служит взятая в целом система норм
права (т.е. право), предопределяется выраженной
в праве государственной волей, зависящей
от интересов господствующих или влиятельных
социальных сил. С другой стороны, нормы
права адресованы не только интеллекту
участников общественных отношений, а
именно их воле, ибо правовая норма не
только описывает жизненную ситуацию,
но и предписывает определенный выбор
из возможных линий и вариантов поведения,
выбор, опирающийся на властное веление
государства и угрозу применением принуждения
в случае нарушения нормы.
Сущностным качеством норм права является
их связь с государством.
Нормы права устанавливаются или санкционируются
компетентными органами государства.
Правотворческая деятельность государства
наиболее очевидна при преобладании таких
источников права, как законы и другие
нормативные акты, издаваемые государством.
Но государство остается силой, творящей
право, и при санкционировании не им созданных
норм (обычаев, религиозных правил, правовых
доктрин, договоров), которые становятся
правом только и именно в результате придания
им общеобязательной силы. Не менее важна
роль государства и его органов в реализации
ряда правовых норм и в охране всех норм
права от нарушений. Известно, что в государственно-организованном
обществе право принуждать принадлежит
только специально управомоченным на
то государственным органам и должностным
лицам: "монополия принуждения" является
одним из качеств, признаков государства,
властно пресекающего самосуд или самоуправство.
Все споры и конфликты, предполагающие
применение силы, рассматриваются и решаются
только государственными органами.
Как отмечено, нормы всегда предписывают
участникам общественных отношений, которые
могут поступать по-разному, требуемый,
должный вариант. Этот вариант государство
предписывает под угрозой государственного
принуждения, применяемого для восстановления
нарушенных прав (где это возможно) и (или)
для наказания нарушителя обязанности,
запрета. Весь смысл существования права
- в поддержании определенного порядка,
в предупреждении и решении индивидуальных
и социальных конфликтов и споров, а также
в упорядочении самого процесса государственного
принуждения, применяемого в этих целях.
С точки зрения логики норм, связь права
с государством наиболее непосредственно
выражена в установлении мер государственного
принуждения, применяемых к нарушителям
правовых норм. С этим связано долженствование
особого рода: нормы права отличны от нормативных
суждений науки (фактических утверждений)
тем, что представляют собой предписания,
общеобязательные "модели поведения",
а не констатацию наличных фактов. От фактического
утверждения норма отличается функционально:
"Основная задача нормы не в описании
определенного поведения или результатов
этого поведения, а в предписании поведения"[3].
Иными словами, норма права обращена в
будущее и описывает как нечто должное.
Особенностью норм права является их предоставительно-обязывающий
характер. Они регулируют поведение людей
посредством правовых отношений, связь
участников которых состоит во взаимных
правах (обеспеченная государством возможность
определенного поведения) и обязанностях
(необходимость определенного поведения,
нарушение которой влечет применение
мер государственного принуждения). Норма
как модель правоотношения в общем виде
определяет возможное поведение одной
стороны будущего отношения (работник
имеет право на ежегодный отпуск, автор
имеет право на неприкосновенность созданного
им произведения) и юридическую обязательность
каких-либо действий или воздержания от
действий другой стороны этого отношения
(работодатель обязан предоставить каждому
работнику ежегодный отпуск; при использовании
произведения запрещается без согласия
автора вносить в это произведение изменения).
Наконец, важным качеством норм права
является их формальная определенность,
т.е. точное бесспорное обозначение обстоятельств,
порождающих правовые последствия, определение
самих этих последствий, качеств, присущих
участникам правоотношений, и др. Формальная
определенность норм права во многом зависит
от системы источников (форм) права и присуща
правовым системам в разной степени.
Норма права и правоотношение - основные
категории общей теории права, в границах
которых располагается практически весь
ее понятийный аппарат, все содержание
общей теории.
В процессе продолжающейся в нашей литературе
дискуссии о понимании права[4] взгляд на
правовые нормы как на основное содержание
права довольно резко критиковался как
узконормативное нормативистское, позитивистское
понимание, сводящее право к текстам закона,
содержащим "приказы власти". Нормативное
понимание права критиковалось за отрыв
текстов закона от практики их осуществления,
за недостаточное внимание к нравственным
основам права, к проблемам прав и свобод
личности. Некоторые из этих упреков справедливы
в том отношении, что изучение текстов
нормативных актов в отрыве от правовых
отношений, без учета особенностей общественного
правосознания и правоприменительной
практики, существенно препятствует подготовке
обоснованных предложений о совершенствовании
законодательства, а также системы гарантий
укрепления законности и правопорядка.
Кроме того, взгляд на правовые нормы как
на "приказы власти" порождал представление,
что объем прав и свобод личности произвольно
определяется государством, зависит от
"милости властей", причем даже и
закрепление законом прав граждан ограничивает
их свободу, "хотя бы уже потому, что
закрепляются именно такие, а не иные права,
что именно этими, а не иными правами разрешается
пользоваться. Кроме того, указываются
возможности и характер пользования правами"[5].
Однако критика взглядов на право только
как на тексты закона, выражающие веления
государственной власти, содержится и
в трудах сторонников нормативного понимания
права, большая часть которых видит в праве
социальную реальность, существующую
не только как нормы и тексты, но и как
их отражение в сознании общества (право
- сознание), и как реализация норм в отношениях
между людьми (право - отношение), и как
динамичная практика осуществления правовой
системы в целом (право - порядок). Спор
идет о том, существует ли в правовой системе
какое-либо ведущее, определяющее начало
или все вообще правовые явления равнозначны,
когда речь идет о праве.
В процессе дискуссии о понимании права
именно по этой проблеме сформировались
две основные позиции: одни теоретики
считают, что право состоит из норм, изложенных
в законах и иных источниках права (нормативное,
"узкое понимание права"), другие
включают в содержание права не только
нормы, но и субъективные права, правосознание,
практику реализации права, законность
и правопорядок, другие правовые, а также
моральные явления ("широкое понимание
права"). Участники дискуссии обоснованно
отмечали, что при сопоставлении взглядов
сторонников "узкого" и "широкого"
понимания права главным является "ответ
на один важный вопрос - субординированы
или только координированы включаемые
ими в право разные элементы? Если субординированы,
причем субординированы именно системой
норм, тогда нет спора или остается всего
лишь спор о словах: право - не только нормы;
но все остальное, входящее в право, подчинено
нормам и производно от них. Если же координированы
и значит, что ни один из элементов не подчинен
другому, то отсюда следует, что действие
норм может быть парализовано субъективными
правами, как и действие прав - нормами,
что правосознание и мораль способны помочь
не только формированию и применению закона,
но и отказу от его действия независимо
от воли законодателя[6]. Отсюда с непреложностью
следует возможность отказа от выполнения
или применения любого из действующих
законов под тем предлогом, что этот закон
не соответствует чьим-то представлениям
о содержании права, нравственности, правосознанию,
судебной или иной практике и т.п. На основе
"широкого понимания права", считающего
правом неопределенный круг общественных
и индивидуальных явлений, имеющих прямое
или косвенное отношение к праву или близкое
к нему терминологическое обозначение,
практически невозможно отличить правомерное
поведение от неправомерного, юридически
значимое от юридически безразличного,
обязательное от необязательного и т.п.
Нормативная концепция права основана
на представлении, что в праве нет ничего
юридического, кроме определений юридических
фактов и правовых состояний (включая
статусы субъектов права), субъективных
прав и обязанностей участников правоотношений,
запретов и санкций за их нарушение - того,
что составляет содержание правовых норм.
Для практики применения права или правотворчества
в нашей стране, где основным источником
(формой) права являются нормативно-правовые
акты, имеет первостепенное значение понятие
о праве как о системе норм. Объективно
существующие связи юридически значимых
элементов этой системы выражаются так
называемой "структурой правовой нормы".
2. Структура правовой нормы, ее элементы.
В деонтологии (логике норм) различаются
собственно содержание правовой нормы
(правило поведения) и источник, императив,
которым норма установлена и (или)
охраняется от нарушений[7]. В правоведении
этому соответствует так называемая "трехчленная
структура правовой нормы", согласно
которой логическая структура правовой
нормы включает гипотезу (определение
круга лиц, которым адресована норма, и
жизненных обстоятельств, на которые она
рассчитана), диспозицию (определение
предписываемого поведения) и санкцию
(меры принуждения, применяемые в случае
правонарушения).
Структура правовой нормы существует
объективно как неразрывная связь правила
поведения (диспозиция) с условиями и пределами
его реализации (гипотеза) и способом охраны
от нарушений (санкция). Формула "если
- то - иначе" является применением к
каждой из правовых норм общего правила,
которое может быть выражено следующим
образом: "находясь на территории государства
(или: будучи гражданином государства),
необходимо соблюдать законы этого государства;
в противном случае государство применит
к нарушителю правовых норм меры принуждения".
Конкретизация этого положения применительно
к отдельным нормам дает возможность определить:
кто и при каких условиях должен следовать
норме, что именно нужно сделать для ее
реализации, какими мерами государственного
принуждения она охраняется от нарушения.
В структуре правовой нормы выражены специфические
качества права, отличающие его от других
социальных регуляторов. Гипотеза определяет
возможные, типичные и в случае спора доказуемые
обстоятельства, при которых реализуется
норма; гипотеза и диспозиция адресованы
разуму и воле участников общественных
отношений и рассчитаны на ситуации, когда
возможен выбор различных вариантов поведения,
и определяют (в диспозиции) тот вариант,
который соответствует выраженной в праве
государственной воле. Наконец, санкция
должна выражать способность государства
принуждать к соблюдению нормы, пресекать
ее нарушения, восстанавливать нарушенное
право. Если гипотеза определяет пределы
(объем) действия и применения нормы, а
диспозиция - способ ее регулирующего
воздействия на поведение людей и общественные
отношения, то в санкции выражен способ
охраны правовой нормы от нарушений. Санкцией
правовой нормы называется нормативное
определение мер государственного принуждения,
применяемых в случае правонарушения
и содержащих его итоговую правовую оценку.
Структура правовой нормы основывается
на взаимосвязи, системности правовых
норм. Системность является существенным
качеством права - правовые нормы неразрывно
связаны между собой, в определенных аспектах
выступают как диспозиции, имеющие свои
гипотезы и санкции, в других - как элементы
гипотезы или санкций других норм; санкция
одной нормы становится диспозицией при
нарушении охраняемой нормы и применении
мер принуждения к правонарушителю; гипотезы
также в определенном аспекте становятся
диспозициями, указывающими, каким именно
обстоятельствам следует придавать юридическое
значение. Так, с точки зрения пешеходов
и водителей транспортных средств, соблюдение
правил дорожного движения является обязанностью
(диспозиция), а административные взыскания
за невыполнение обязанностей - санкцией,
способом принуждения к соблюдению этих
правил; с точки зрения государственных
органов и должностных лиц, уполномоченных
рассматривать дела об административных
правонарушениях, та же самая норма выступает
в другом аспекте: гипотезой становится
описание административного правонарушения,
диспозицией - обязанность применить взыскание
в установленных законом пределах и соответствующей
процессуальной форме; способом же обеспечения
этой обязанности (санкцией) является
отмена незаконного и необоснованного
постановления по делу об административном
правонарушении, а также меры персональной
ответственности должностных лиц, виновных
в бездействии либо в неправильном применении
закона.
С системностью права связана специализация
правовых норм; ряд отраслей права определяет
санкции и порядок их применения (уголовное
и уголовно-исполнительное право, уголовный
и гражданский процесс), в пределах самих
отраслей права в особые институты выделены
нормы, определяющие санкции за правонарушения
(институты имущественной ответственности
в гражданском праве, материальной и дисциплинарной
ответственности - в трудовом праве и др.).
В результате целый комплекс норм нередко
охраняется от нарушений общей санкцией,
неразрывно связанной с каждой из норм,
составляющих комплекс. С другой стороны,
общий для ряда норм права характер имеют
некоторые положения об условиях их применения
(определения субъектов права, их правовых
статусов, правила действия правовых норм
во времени, в пространстве, по кругу лиц,
определения правового режима различных
видов имущества и др.). Эти общие для ряда
норм положения также входят в каждую
из них, что обнаруживается при логико-систематическом
толковании текстов нормативно-правовых
актов.
Логическая структура правовой нормы
имеет большое значение для совершенствования
практики применения правовых норм. Системность
права, неразрывная связь и согласованность
правовых норм, "элементы" которых
содержатся в различных нормативных актах
(или статьях, разделах закона), требуют
при решении любого юридического дела
тщательно изучить все те положения законодательства,
которые связаны с применяемым правоположением.
Громадным достоинством трехэлементной
схемы как раз и является то, что схема
побуждает практических работников к
тщательному и всестороннему анализу
нормативного материала во всем его объеме,
к сопоставлению неразрывно связанных
между собой статей нормативных актов,
к выделению и сопоставлению "элементов",
образующих одно правоположение, к определению
условий применения правовой нормы, ее
содержания, последствий ее нарушения[8].
3. Способы изложения норм права в статьях нормативных актов.
Основным источником (формой)
права нашей страны являются нормативные
акты, в текстах (разделах, частях, статьях)
которых излагаются правовые нормы.
При подготовке и принятии нормативных
актов обязательно учитываются специфические
признаки правовых норм (общий характер,
неперсонифицированность, обращенность
в будущее и др.) и их структура (каждое
правило должно иметь обозначение условий
применения и охраняться государством
от нарушений). Однако норма права не тождественна
статье закона, а структура последней
не совпадает со структурой правовой нормы.
Это определяется рядом обстоятельств.
В одной статье нормативного акта (и даже
- в одном нормативном акте) не могут быть
выражены в полном объеме все элементы,
из которых состоит правовая норма. При
подготовке, принятии и издании нормативного
акта правовой материал по правилам законодательной
техники группируется таким образом, чтобы
акт был компактен, а его предписания легковоспринимаемы.
Поэтому при подготовке проекта закона
или иного нормативного акта его текст
делится на разделы, статьи, части статей;
в кодексах - на главы, разделы или на общую
и особенную части. В начале многих нормативных
актов обозначаются положения, имеющие
отношение ко всем последующим разделам,
связанные с многими или со всеми нормами
данной отрасли права. Объединение близких
по своим предписаниям норм или их частей
в одну статью или раздел нормативного
акта позволяет избежать повторений и
длиннот[9]. Изложение одной правовой нормы
в разных нормативных актах иногда обусловлено
различием компетенции органов, определяющих
разные части правовой нормы. В разных
статьях нормативных актов, а то и в разных
кодексах содержатся материально-правовые
и процессуальные нормы. В результате
элементы одной нормы обычно размещаются
в разных статьях нормативных актов, и,
наоборот, одна статья может содержать
части нескольких норм.
Частицы, элементы правовых норм находят
выражение в статьях, пунктах, параграфах
текстов нормативных актов в виде определений
общего характера, обладающих рядом признаков
нормы. Те из них, которые представляют
собой логически завершенные, обязательные
для соблюдения положения, называются
нормативными предписаниями. Некоторые
нормативные предписания по содержанию
и логической структуре "если - то - иначе"
близки к правовой норме, но и они не могут
применяться без учета общих и других
положений законодательства, в соединении
с которым они только и могут образовать
норму; другие правовые предписания логически
строятся по форме: "если - то"; есть
и такие, что не имеют другой структуры,
кроме грамматической[10].
Формулировка многих правовых предписаний
строго зависит от содержания выражаемых
ими правовых норм; таковы, как отмечено,
управомочивающие, обязывающие, запрещающие
нормы права. Последние (запрещающие) нередко
вообще как бы выносятся за рамки ряда
норм и целых отраслей права, в пределах
которых находятся охраняемые ими диспозиции,
формулируются как перечни деяний, которые
запрещено совершать, и санкций, соответствующих
качествам и тяжести этих деяний (уголовные
кодексы, кодексы об административных
правонарушениях, положение о материальной
ответственности рабочих и служащих и
др.).
При помощи этих санкций, как отмечено,
охраняются обширные комплексы различных
отраслей права; таковы также положения
гражданского процессуального кодекса,
регулирующие исполнительное производство
- как санкция, они связаны с рядом норм
гражданского, трудового, семейного, административного,
уголовного права; общий характер (по отношению
ко всему гражданскому праву) имеет предписание
о возмещении убытков. Существование в
законодательстве правовых предписаний,
выражающих общие для многих норм санкции,
облегчает деятельность законодателя
- при дальнейшем развитии права учитывается,
что новые нормы права (диспозиции) включаются
в комплекс норм, уже охраняемый определенной
санкцией.
Важное место среди нормативных предписаний
занимают обобщения условий действия
и применения правовых норм. Таковы содержащиеся
в законах и других нормативных актах
общие положения о субъектах права, их
видах и правовых статусах, об условиях
действия нормативно-правовых актов, порядке
их реализации, о процедурах решения юридических
споров, о правовом режиме различных имуществ
и др. Нормативные предписания такого
уровня в процессе реализации права осуществляются
через правовые нормы, регулирующие поведение
отдельных лиц; вместе с тем они имеют
самостоятельное значение в системе правового
воздействия.
Особенное значение среди нормативных
предписаний имеют законодательные определения
основных прав и свобод граждан. Обычно
они излагаются в конституциях или в специальных
нормативно-правовых актах ("Декларация
прав человека и гражданина", "Билль
о правах")[11]. После Второй мировой войны
ряд основных прав и свобод закреплен
в международных документах, положения
которых признаны обязательными в Российской
Федерации.
Нормы права и статьи законов не всегда
тождественны по той причине, что тексту
нормативного акта, как и любому литературному
произведению, нередко свойственны образность,
ориентация на массовое правосознание,
обращенность к общественному мнению.
Так, для уголовного законодательства
традиционны как бы неправильные формулировки:
"преступление (хищение, вымогательство,
убийство, клевета, хулиганство, разбой,
мошенничество, получение или дача взятки,
заведомо ложный донос и т.д.) наказывается...",
хотя на самом деле наказывается не преступление,
а преступник (вор, убийца, взяточник, хулиган,
мошенник, клеветник и т.п.). В законодательстве
используются условные термины; например,
"молодой специалист" может оказаться
по возрасту далеко не молодым работником,
осваивающим новую для него специальность
и потому имеющим право на некоторые льготы.
Некоторые исторически сложившиеся термины
и определения законодательства противоречат
их обыденному значению. Отдельные средства
транспорта по закону относятся к "недвижимым
вещам". Лица, ничего не теряющие, а приобретающие
по завещанию дополнительные права, именуются
"отказополучателями". В ряде статей
нормативных актов для смыслового усиления
должное описывается как сущее: "Неустранимые
сомнения в виновности лица толкуются
в пользу обвиняемого"; "Депутату
обеспечиваются условия для беспрепятственного
и эффективного осуществления его прав
и обязанностей". В тех же целях (для
смыслового усиления, образного выражения
непререкаемости закона) запрещенное
порой характеризуется как вообще невозможное:
"Никто не может быть произвольно лишен
жизни"; "Собственность не может использоваться
в целях, противоречащих интересам общества,
правам других граждан".
Различие между нормами права и статьями
законов заключается и в том, что в тексте
нормативного акта могут содержаться
не только нормативно-правовые предписания,
но и индивидуальные распоряжения, а также
обоснования нормативного акта, фактические
утверждения, программные положения, призывы,
декларации, правила общежития, морально-политические
нормы и принципы. Одним из наследия времен,
когда законодательство было формой пропаганды,
является наличие в текстах законов идеологических
и политических сентенций, имеющих программный,
декларативный характер. Стремление придать
текстам законов непременно политическое
звучание приводило к" тому, что эти
тексты неправильно выражали правовые
нормы. Так, если в законах говорится об
обжаловании в суд "незаконных действий"
должностных лиц и государственных органов
(вариант: "действий, нарушающих права
и свободы граждан"), то получается так,
что суд может принимать жалобы только
на действия, незаконность которых где-то
и кем-то уже установлена (зачем тогда
вообще обращаться в суд?), а жалобы на
законные действия принимать вообще не
должен, хотя бы жалобщик и считал свои
права нарушенными. В другом нормативном
акте определяется порядок возмещения
ущерба, причиненного гражданину "незаконными
действиями органов следствия, дознания,
суда"; выходило, что ущерб, причиненный
законными, но ошибочными действиями этих
органов (официальным признанием печальной
неизбежности таких ошибок является хотя
бы существование обширных институтов
обжалования актов этих органов), возмещению
не подлежит.
Наконец, особое место в системе права
и законодательства занимают содержащиеся
в конституциях и других основных законах
правовые предписания, предполагающие
и требующие их конкретизации в текущем
законодательстве. Это - своеобразные
ориентиры нормотворческой деятельности,
оказывающие лишь косвенное влияние на
практику реализации права, ибо невозможно
осуществить право, о котором сказано,
что оно осуществляется в "установленном
законом порядке", а этот порядок законом
еще не установлен, равно как нельзя наказать
нарушителя запрета, если сказано, что
правонарушение "карается по закону",
но соответствующий закон еще не принят.
Правовые предписания, условия и порядок
реализации которых в системе права и
законодательства не определены, неизбежно
остаются неосуществимыми, декларативными,
поскольку правовые нормы еще не получили
в текстах нормативных актов полного выражения.
В действующей Конституции Российской
Федерации содержатся положения, для реализации
которых требуется принятие дополнительных
законов. Таково, в частности, право гражданина
на замену военной службы альтернативной
гражданской службой[12]. Поскольку федеральный
закон, предусмотренный той же статьей,
еще не принят, названное право осуществить
невозможно; поэтому Конституция в данном
случае имеет прямое действие лишь по
отношению к органам законодательной
власти, которым надлежит принять соответствующий
закон, а также к органам правосудия, оправдывающим
тех, кто отказывается от военной службы
по основаниям, указанным в ст. 59 Конституции.
Важной задачей правоведения является
разработка способов перевода тех положений
закона, которые носят самый общий, абстрактный
характер, в нормативные предписания,
через которые эти законоположения воплощаются
в систему правовых норм, регулирующих
поведение членов общества. В теоретическом
плане эта проблема усложняется тем, что
в последние годы в учебной и научной литературе
распространилось противопоставление
норм права и текстов закона, основанное
на абстрактном предположении, что право
(мера свободы) всегда хорошо и справедливо,
а закон (текст нормативного акта) нередко
бывает несправедливым и плохим. Однако
неосуществимость ч. 3 ст. 59 Конституции
Российской Федерации являет яркий пример
прямо противоположного соотношения,
когда хорошему и справедливому закону
не только не соответствуют осуществимые
нормы права, но и в общественной жизни
из-за этого несоответствия возникают
правовые конфликты и аномалии.
Для повышения эффективности правового
регулирования немалое значение имеют
совершенствование законодательства,
его систематизация, изложение правовых
норм общепонятным языком, широкое применение
правил законодательной техники. Правовой
нормой трудно руководствоваться, если
ее элементы размещены в большом числе
нормативных актов, часть изданий которых
не всем доступна, а последующие изменения
не всегда общеизвестны. Политические
и моральные сентенции уместны не в тексте
нормативных актов, а если без них почему-либо
трудно обойтись - в преамбулах; законодатель
должен стремиться к точному выражению
своих мыслей и намерений в тексте законов
без иносказаний и двусмысленностей; если
закон не является законом прямого действия,
а содержит обещания принять дополнительные
нормативные акты о порядке реализации
тех или иных правоположений - обещанные
акты должны быть оперативно подготовлены
и приняты, дабы законодательство не содержало
неосуществимых положений. Серьезные
преграды на пути реализации права создают
противоречия в текстах нормативных актов,
дающие основания логически конструировать
разные по содержанию правовые нормы,
относящиеся к одному и тому же отношению.
Особенно опасны для практики правового
регулирования противоречия между содержанием
законов и подзаконных актов, если последним
отдается предпочтение государственными
органами и должностными лицами, применяющими
правовые нормы.
Во всех странах, где нормативные акты
являются основным источником права, существует
проблема соотношения "буквы" и "духа
закона", обусловленная тем, что, во-первых,
мысль законодателя не всегда достаточно
точно выражена в тексте нормативных актов,
во-вторых, тем, что текст со временем почти
неизбежно устаревает, и содержащиеся
в нем термины, определения, понятия становятся
узки или, напротив, широки для обозначения
новых явлений общественной жизни. Поэтому
процесс применения и другие формы реализации
правовых норм носят в известной мере
творческий характер: во-первых, в процессе
изучения текстов нормативных актов логически
конструируется правовая норма с ее тремя
элементами (кто, когда, при каких условиях
- к чему обязан, на что имеет право, какие
меры государственного принуждения применяются
в случае нарушения правовой нормы); во-вторых,
в процессе конструирования правовой
нормы определяется, какие именно положения,
содержащиеся в тексте нормативного акта,
имеют юридическое значение; в-третьих,
может оказаться, что норма права не получила
в тексте закона точного выражения и изложения
("порядок обжалования незаконных актов",
"молодой специалист", "никто не
может быть произвольно лишен жизни"
и т.п.)[13] и потому текст нормативного акта
подлежит не буквальному, а ограничительному
или распространительному толкованию.
Заключение
Таким образом, общий характер
нормы права не вытекает из ее собственной
природы. Общее в праве в конечном
счете есть отражение того реального
общего, которое объективно существует
в многочисленных отдельных материальных
отношениях данного вида, являющихся
производственными отношениями.
В современных условиях совершенствование
норм права идет по двум основным направлениям:
улучшение содержания норм, укрепление
их "истинности"; упорядочение их
структуры и системы в целом.
Первый путь характеризуется тенденцией
к все более точному отражению потребностей
общественной жизни, без чего невозможно
обеспечить возрастание эффективности
действия норм права, как регуляторов
общественных отношений. Поэтому совершенствование
содержания касается всего комплекса
норм - обязывающих, управомачивающих,
запрещающих. Возрастает значение рекомендательных
норм. В рамках каждой разновидности норм
вырабатываются новые, более эффективные
методы воздействия на общественные отношения
с помощью всех элементов правовой нормы.
Основными условиями, позволяющими добиваться
совершенствования норм права, являются:
· точное отражение в правовых предписаниях
закономерностей развития государственно-правовой
надстройки;
· соответствие норм права требованиям
морали и правосознания;
· соблюдение требований системности (непротиворечивости)
и других закономерностей действующей
системы права при принятии новых норм;
· учет в процессе нормотворчества общих
принципов регулирования и управления
общественными процессами.
Таким образом, подведем краткие итоги:
а) норма права может быть определена в
качестве исходящего от государства и
охраняемого им общеобязательного правила
поведения, которое закрепляет за участникам
общественного отношения данного вида
юридические права и налагает на них юридические
обязанности;
б) правовая норма является общим правилом
поведения, т.е. образцом, эталоном поведения
людей, их коллективов;
в) правовая норма - правило абстрактного,
обобщенного характера, первичный элемент
права как системы;
г) правовая норма - государственно-властное
предписание;
д) правовая норма - явление широкое, многоплановое
и в то же время конкретное по содержанию.