Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:31, контрольная работа
Целью работы является изучение основных интерпретаций понятия права и его признаков; а также изучение общетеоретических основ понятия «система права» и характеристика ее структурных элементов.
Введение……………………………………………………………...2
Глава 1. Понятие и признаки права………………………………...6
1.1 Понятие права…………………………………………….............6
1.2. Признаки права………………………………………………….10
Глава 2.Понятие системы права, ее структурные элементы……...14
2.1. Понятие системы права…………………………………………14
2.2. Структурные элементы системы права………………………...16
Заключение…………………………………………………………....21
Список использованной литературы………………………………...23
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и признаки права………………………………...6
1.1 Понятие права……………………………………………........
1.2. Признаки права………………………………………………….10
Глава 2.Понятие системы права, ее структурные элементы……...14
2.1. Понятие системы права…………………………………………14
2.2. Структурные элементы системы права………………………...16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………...23
ВВЕДЕНИЕ
Понятие права - основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.
Первые идеи о государстве и праве были выдвинуты ещё в эпоху рабовладения. Первоначальные наиболее полные, системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона и Аристотеля.
В учении Платона об идеальном государстве и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте право понимание опирается на его учение. Платон рассматривает справедливость, право и закон как социально-политические явления, как элементы упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право как Божественный разум, он считал, что право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву.
Аристотель в своём учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что “всегда является справедливым и добрым”, – каково естественное право. В другом смысле право – это то, что “полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право”.
По мере развития общества и государства у людей, естественно менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права как гражданское (цивильное), хотя и в “модернизированном” виде, но сохранились.
Тема «права» актуальна и в наше время, так как является основой практической юриспруденции, и от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.
В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (сравните господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.
В современной юридической науке термин "право" используется в нескольких значениях.
Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это - право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин "право" в словосочетаниях "российское право", "трудовое право", "изобретательское право", "международное право" и т.д. Термин "право" в подобных случаях не имеет множественного числа.
В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере, государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.
В-четвертых, термин "право" используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система". Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д.
В каком смысле употребляется термин "право" в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.
Надо помнить также, что термин "право" употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т.д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки, свойства и нормы, отличающие его от других социальных регуляторов.
Кроме того, будучи отражением реально существующей системы общественных отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, семейными и другими. Каждый вид данных отношений регулируется строго определенной группой правовых норм, которые отражают их характерные особенности и конкретную социальную направленность. Поэтому и нормы права, регулирующие эти интересы, группируются по отраслям права, а отрасли соединяются в систему права, взаимно согласуются и дополняют друг друга.
Таким образом, целью работы является изучение основных интерпретаций понятия права и его признаков; а также изучение общетеоретических основ понятия «система права» и характеристика ее структурных элементов.
ГЛАВА 1. Понятие и признаки права.
1.1. Понятие права.
Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытно-общинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались и религиозные нормы. Право появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство .
Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.
Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).
В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании.
Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола.
Представители позитивистского направления, напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения.
Существует
несколько теорий о происхождении права.
Теологическая
теория (некое первосущество создав
человека, предписало ему какой-то набор
правил, например у христиан – 10 заповедей).
Намботивистическая
теория (основоположник – Ганс Хельбр)
– предполагает, что существует некая
основная норма, которая дана каждому
человеку для его ощущения, социально
активные люди и формируют, согласно своим
ощущениям, конституционное право (второй
уровень норм), затем избранные народом
законодатели, на их основе формируют
текущее законодательство, а судьи и администраторы
приспосабливают его к реальности.
Теория
естественного (возрожденного) права.
Возникла в XVIII веке. Её развитием занимались:
Руссо, Локк и другие. Они полагали, что
каждый человек рождается с некоторым
набором естественных и неотчуждаемых
прав (все равны), затем в результате каких-то
конфликтов возникла необходимость в
механизме реализации этих прав (так как
не все согласны, что “мои права кончаются
там, где начинается свобода другого”).
Согласно этой теории существующее в обществе
право делится на две части: позитивное право (которое выражено
в законах, поддерживается государственным
авторитетом, каждая страна имеет своё
право, это право должно соответствовать
справедливости) и естественное право (вечно, неизменно,
выше позитивного права, одинаково для
всех народов). «Джон Локк отвергает теорию
врожденных идей, в частности факты истории
и географии, учение врожденности фундаментальных
принципов морали и религии (включая идею
Бога). Локк показывает, что всеобщего
согласия людей по поводу «первых принципов»
(даже основных законов логики) никогда
не бывает, самоочевидность же некоторых
истин (например, истин арифметики) еще
не свидетельствует об их врожденности.
В основе всякого знания, по Локку, лежат
два вида чувственного опыта: внешний
и внутренний. Внешние предметы, воздействуя
на органы чувств, порождают «простые
идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая
доска», на которой опыт пишет свои письмена
в виде ощущений или чувственных образов
вещей и их качеств. Внутренний же опыт
основан на рефлексии над собственной
деятельностью души. Для соблюдения этих
прав нам и пришлось отдать их часть государству».
Марксистская теория. Право – воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Первоначально теория происхождения и понятия права строилась на концепции, в которой право рассматривалось или как общественное отношение или как правовое отношение. Государство видит совокупность отношений, которые и оформляют в виде закона. Эта точка зрения была раскритикована, и право стало пониматься, как система правил поведения отражающих господствующий способ производства и социально-экономическую формацию, установленных или санкционированных государством. Это чисто нормативная точка зрения.
Социологическая (Гарвардская) школа права - одно из направлений науки права ХХ в. «Социологи исходили из того, что право формируется из общественной практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях. Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям». Основные положения данной теории состоят в том, что всё право в обществе состоит из двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в конституции; и действующее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди сталкиваются в своей деятельности. В этой связи социологи придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности. Крупнейший представитель социологической школы права — американский ученый Р. Паунд. Широкое распространение получила в США.
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют не зависимо от воли отдельных лиц.
В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество» [2] и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.
В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает « система права». Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.
Информация о работе Понятие и признаки права. Система права и её элементы