Понятие и сущность государства
Государство представляет собой
сложное явление. Попытки дать его
определение, предпринимаемые различными
учеными, политическими деятелями,
мыслителями, сводились главным
образом к перечислению признаков
государства.
Многие исследователи
подчеркивали, что государство представляет
собой объединение, корпорацию, общность
людей, проживающих на определенной
территории и подчиненных политической
власти, способной применять принуждение.
Рассматривая государство
с разных позиций - философской,
исторической, социологической, юридической,
географической и др., можно выделить
лишь те или иные аспекты
(характеристики) государства. Юридический
подход позволяет выделить следующие
основные признаки государства,
отличающие его от других организаций
современного общества. К ним
обычно относят:
1) наличие особой публичной
(политической) власти, располагающей
специальным аппаратом управления
и принуждения;
2) государственный суверенитет;
3) общеобязательный характер
актов, издаваемых государством;
4) взимание налогов.
Особая публичная (политическая)
власть - один из главных признаков
государства.
Выступая в роли
арбитра между различными слоями,
группами и классами населения,
государственная власть приобретает
политический характер. Особенность
этой власти в том, что она
не совпадает с обществом, а
стоит над обществом, отделена
от него. Эта власть обладает
относительной самостоятельностью
по отношению к обществу и
другим источникам власти.
Публичная власть институционализирована,
- ее осуществляет государственный аппарат.
Он обслуживается слоем людей, чиновниками,
для которых работа в государственном
аппарате служит профессией.
Суверенитет означает
верховенство государственной власти
внутри страны, т.е. ее самостоятельность
в определении содержания своей
деятельности, внутренней и внешней
политики, и независимость во
взаимоотношениях с другими государствами.
Однако суверенитет современных
государств самоограничивается исходя
из необходимости соблюдения естественных
и неотчуждаемых прав человека, а также
- международных договоров.
Общеобязательный характер
актов государства вытекает из
исключительных полномочий государства
осуществлять правотворчество, т.е.
издавать, изменять или отменять
юридические нормы. Только государство
посредством общеобязательных актов
может устанавливать правовой
порядок в обществе и принуждать
к его соблюдению.
Налогообложение также
составляет один из основных
признаков государства, поскольку
без налогов, других обязательных
платежей государство не может
содержать свой аппарат. Только
государство вправе устанавливать
налоги и распространять обязанность
их уплаты абсолютно на всех,
кто находится на его территории,
либо освобождать от них отдельные
категории людей и организаций.
С учетом перечисленных
признаков государство - это исторически
выделившаяся из общества политическая
организация особой суверенной
публичной власти, выражающая и
защищающая общие интересы различных
социальных групп, а также обеспечивающая
выполнение общих дел, вытекающих
из природы общества.
Особая модель государства
раскрывается понятием "правовое
государство". Это государство,
построенное на правовых началах,
признает и осуществляет требования
права во всех сферах общественной
жизни, ограничивает свою деятельность
в соответствии с правовыми
установлениями.
Следует отметить, что
сама идея правового государства
имеет давнюю историю. Уже древние
мыслители пытались найти разумную,
справедливую организацию общества
и государственной власти. Идею
единства власти и права развивал
греческий мыслитель и государственный
деятель Солон (УI в. до н.э.). Государство,
по Солону, нуждается прежде всего в законном
порядке, поскольку беззаконие представляет
собой наибольшее зло для общества. Значение
разумных и справедливых законов подчеркивал
величайший философ античности Платон
(427 - 347 гг. до н.э.). А основоположник античной
политической науки Аристотель (384 - 322
гг. до н.э.) обосновал идею господства
права и правовой законности, идею права
как критерия справедливости.
Наибольшие заслуги
в разработке теории правового
государства принадлежат немецкому
философу И. Канту (1724 - 1804 гг.).
Опираясь на теорию естественных,
неотъемлемых прав человека, Кант
обосновал необходимость для
государства опираться на право
и ориентироваться на него во всех своих
действиях. При этом право он трактовал
как справедливость, воплощенную в законах
государства, как обеспеченные государством
естественные права и свободы человека.
Правовое государство
в трактовке Канта есть идеальная
теоретическая модель, которой следует
руководствоваться в практике
государственно-правовой жизни, - это
сфера долженствования (как должно
быть).
Другой немецкий мыслитель
- Г. Гегель (1770 - 1831 гг.) рассматривал
правовое государство как воплощение
идеи свободы, как высшее право.
Гегель различал право и закон,
признавал, что могут существовать
противоправные, антиправовые законы.
Тем не менее он исходил из того, что право
по своей природе разумно, поэтому государство,
принимая законы, должно ориентироваться
на право как идею свободы и справедливости,
как "царство реализованной свободы".
Сам же термин "правовое
государство" ввел в оборот
представитель немецкого либерализма
первой половины ХIХ в. государствовед
Р. фон Моль.
Если обобщить все
критерии, выделяемые в науке
при характеристике правового
государства, то они сводятся
к следующим:
1) господство права в
общественной и политической
жизни;
2) незыблемость естественных
прав и свобод личности, их
гарантированность и реальность
осуществления;
3) взаимная ответственность
государства и личности;
4) принцип разделения
властей.
Господство права предполагает,
во-первых, правовую организацию
государственной власти, т.е. создание
и формирование всех государственных
структур строго на основе
законов; во-вторых, правовой характер
принимаемых законов, иначе говоря,
они по своему содержанию должны
быть справедливыми, основываться
на естественных, неотчуждаемых
правах и свободах человека; в-третьих,
связанность государства им же созданными
законами, самоограничение государства
законом, установление правом рамок для
деятельности государства и его органов.
Незыблемость естественных
прав и свобод личности означает
признание и реальное обеспечение
равенства всех людей как субъектов
правового общения перед законом.
Все должны обладать равной правосубъектностью,
равными возможностями для достижения
каких-либо не противоречащих закону целей.
Кроме того, государство
должно не только признавать,
но и гарантировать естественные
права человека. К числу этих
прав относятся: право на жизнь,
на человеческое достоинство,
неприкосновенность жилища, личности,
свобода передвижения, свобода совести
и др.
Взаимная ответственность
государства и личности означает,
что государство и личность
в своих взаимоотношениях выступают
равными партнерами и обладают
взаимными правами и обязанностями.
Государство вправе не только
требовать от личности исполнения
установленных законом обязанностей,
но и само несет перед личностью
определенные обязанности. В правовом
государстве должны существовать
возможности, позволяющие личности
требовать от государства исполнения
его обязанностей. Такие возможности
предоставляет судебный порядок
обжалования действий и решений
государственных органов и должностных
лиц, которыми нарушены права
и свободы граждан. Согласно
ст. 46 Конституции РФ, "каждому
гарантируется судебная защита
его прав и свобод. Решения
и действия (или бездействие) органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц
могут быть обжалованы в суд".
Принцип разделения
властей предполагает относительно
самостоятельное функционирование
трех ветвей государственной
власти - законодательной, исполнительной
и судебной, и опирающихся на
систему сдержек и противовесов.
Действие этого принципа нацелено
на то, чтобы ни одна из ветвей
власти не смогла узурпировать
власть в государстве. Для этого
существует система сдержек и
противовесов. Однако разделение
властей не абсолютно: оно предполагает
единство ветвей власти, их согласованное
действие на основе общих принципов.
Гражданское общество
предпосылка и условие существования
правового государства. Гражданское
общество - есть объединение частных
личностей. В нем доминируют свобода
личности, частная собственность, взаимные
связи между индивидами строятся по принципу
- "пределы свободы личности, определяются
пределами свободы другой личности".
Это независимая от государства относительно
самостоятельная сфера жизни общества,
где действуют различные социальные группы,
объединения культурного, национального,
религиозного, территориального и иного
характера, выражающие разнообразные
интересы людей.
Не любое общество
может быть названо гражданским.
Таковым считается общество с
развитыми рыночными отношениями,
где личность не отделена от
собственности, а, напротив, имеет
возможность выбрать любую форму
собственности, вправе распоряжаться
результатами своего труда и
своими способностями к труду.
В гражданском обществе нет
монополии на какую-либо идеологию.
В нем существует терпимость
к различным суждениям, точкам
зрения, мнениям, плюрализм идеологий,
взглядов, суждений.
Обязанности человека
и гражданина перед государством
должны сводиться к законопослушанию
и уплате налогов. Остальная
частная жизнь человека должна
быть вне пределов деятельности
государства, в которую оно
не вправе вмешиваться.
Государство призвано
обслуживать гражданское общество,
служить его интересам, выражать
всеобщий интерес общества. Здесь доминирует
идея: "Не общество для государства,
а государство для общества".
Таким образом, гражданское
общество и правовое государство
тесно связаны друг с другом и предполагают
друг друга.
ЛИТЕРАТУРА
Общая теория права
и государства. Под ред. Лазарева
В. В. М., 1994.
Тема 6, с.55-64, тема 8.1-8.4, с.72-81.
Общая теория права.
Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996., гл.
III, параграф 1, с. 61-63.
Теория государства
и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова
А. Б. М., 1993, с. 87-122.
Хропанюк В. И. Теория государства
и права. Гл. III, с. 33-48. М., 1993.
Чиркин В. Е. Об
определении государства. "Государство
и право", 1993, №8.