Понятие и сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства. Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение. Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества.

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность государства.docx

— 21.48 Кб (Скачать файл)

Понятие и сущность государства

 

Государство представляет собой  сложное явление. Попытки дать его  определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным  образом к перечислению признаков  государства.

 Многие исследователи  подчеркивали, что государство представляет  собой объединение, корпорацию, общность  людей, проживающих на определенной  территории и подчиненных политической  власти, способной применять принуждение.

 Рассматривая государство  с разных позиций - философской,  исторической, социологической, юридической,  географической и др., можно выделить  лишь те или иные аспекты  (характеристики) государства. Юридический  подход позволяет выделить следующие  основные признаки государства,  отличающие его от других организаций  современного общества. К ним  обычно относят:

1) наличие особой публичной  (политической) власти, располагающей  специальным аппаратом управления  и принуждения;

2) государственный суверенитет;

3) общеобязательный характер  актов, издаваемых государством;

4) взимание налогов.

 Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков  государства.

 Выступая в роли  арбитра между различными слоями, группами и классами населения,  государственная власть приобретает  политический характер. Особенность  этой власти в том, что она  не совпадает с обществом, а  стоит над обществом, отделена  от него. Эта власть обладает  относительной самостоятельностью  по отношению к обществу и  другим источникам власти.

 Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

 Суверенитет означает  верховенство государственной власти  внутри страны, т.е. ее самостоятельность  в определении содержания своей  деятельности, внутренней и внешней  политики, и независимость во  взаимоотношениях с другими государствами.  Однако суверенитет современных  государств самоограничивается исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также - международных договоров.

 Общеобязательный характер  актов государства вытекает из  исключительных полномочий государства  осуществлять правотворчество, т.е.  издавать, изменять или отменять  юридические нормы. Только государство  посредством общеобязательных актов  может устанавливать правовой  порядок в обществе и принуждать  к его соблюдению.

 Налогообложение также  составляет один из основных  признаков государства, поскольку  без налогов, других обязательных  платежей государство не может  содержать свой аппарат. Только  государство вправе устанавливать  налоги и распространять обязанность  их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные  категории людей и организаций.

 С учетом перечисленных  признаков государство - это исторически  выделившаяся из общества политическая  организация особой суверенной  публичной власти, выражающая и  защищающая общие интересы различных  социальных групп, а также обеспечивающая  выполнение общих дел, вытекающих  из природы общества.

 Особая модель государства  раскрывается понятием "правовое  государство". Это государство,  построенное на правовых началах,  признает и осуществляет требования  права во всех сферах общественной  жизни, ограничивает свою деятельность  в соответствии с правовыми  установлениями.

 Следует отметить, что  сама идея правового государства  имеет давнюю историю. Уже древние  мыслители пытались найти разумную, справедливую организацию общества  и государственной власти. Идею  единства власти и права развивал  греческий мыслитель и государственный  деятель Солон (УI в. до н.э.). Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке, поскольку беззаконие представляет собой наибольшее зло для общества. Значение разумных и справедливых законов подчеркивал величайший философ античности Платон (427 - 347 гг. до н.э.). А основоположник античной политической науки Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) обосновал идею господства права и правовой законности, идею права как критерия справедливости.

 Наибольшие заслуги  в разработке теории правового  государства принадлежат немецкому  философу И. Канту (1724 - 1804 гг.). Опираясь на теорию естественных, неотъемлемых прав человека, Кант  обосновал необходимость для  государства опираться на право и ориентироваться на него во всех своих действиях. При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в законах государства, как обеспеченные государством естественные права и свободы человека.

 Правовое государство  в трактовке Канта есть идеальная  теоретическая модель, которой следует  руководствоваться в практике  государственно-правовой жизни, - это  сфера долженствования (как должно  быть).

 Другой немецкий мыслитель  - Г. Гегель (1770 - 1831 гг.) рассматривал  правовое государство как воплощение  идеи свободы, как высшее право.  Гегель различал право и закон,  признавал, что могут существовать  противоправные, антиправовые законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей природе разумно, поэтому государство, принимая законы, должно ориентироваться на право как идею свободы и справедливости, как "царство реализованной свободы".

 Сам же термин "правовое  государство" ввел в оборот  представитель немецкого либерализма  первой половины ХIХ в. государствовед Р. фон Моль.

 Если обобщить все  критерии, выделяемые в науке  при характеристике правового  государства, то они сводятся  к следующим:

1) господство права в  общественной и политической  жизни;

2) незыблемость естественных  прав и свобод личности, их  гарантированность и реальность  осуществления;

3) взаимная ответственность  государства и личности;

4) принцип разделения  властей.

 Господство права предполагает, во-первых, правовую организацию  государственной власти, т.е. создание  и формирование всех государственных  структур строго на основе  законов; во-вторых, правовой характер  принимаемых законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны  быть справедливыми, основываться  на естественных, неотчуждаемых  правах и свободах человека; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение государства законом, установление правом рамок для деятельности государства и его органов.

 Незыблемость естественных  прав и свобод личности означает  признание и реальное обеспечение  равенства всех людей как субъектов  правового общения перед законом.  Все должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей.

 Кроме того, государство  должно не только признавать, но и гарантировать естественные  права человека. К числу этих  прав относятся: право на жизнь,  на человеческое достоинство,  неприкосновенность жилища, личности, свобода передвижения, свобода совести  и др.

 Взаимная ответственность  государства и личности означает, что государство и личность  в своих взаимоотношениях выступают  равными партнерами и обладают  взаимными правами и обязанностями.  Государство вправе не только  требовать от личности исполнения  установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью  определенные обязанности. В правовом  государстве должны существовать  возможности, позволяющие личности  требовать от государства исполнения  его обязанностей. Такие возможности  предоставляет судебный порядок  обжалования действий и решений  государственных органов и должностных  лиц, которыми нарушены права  и свободы граждан. Согласно  ст. 46 Конституции РФ, "каждому  гарантируется судебная защита  его прав и свобод. Решения  и действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных  объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд".

 Принцип разделения  властей предполагает относительно  самостоятельное функционирование  трех ветвей государственной  власти - законодательной, исполнительной  и судебной, и опирающихся на  систему сдержек и противовесов. Действие этого принципа нацелено  на то, чтобы ни одна из ветвей  власти не смогла узурпировать  власть в государстве. Для этого  существует система сдержек и  противовесов. Однако разделение  властей не абсолютно: оно предполагает  единство ветвей власти, их согласованное  действие на основе общих принципов.

 Гражданское общество  предпосылка и условие существования  правового государства. Гражданское  общество - есть объединение частных  личностей. В нем доминируют свобода личности, частная собственность, взаимные связи между индивидами строятся по принципу - "пределы свободы личности, определяются пределами свободы другой личности". Это независимая от государства относительно самостоятельная сфера жизни общества, где действуют различные социальные группы, объединения культурного, национального, религиозного, территориального и иного характера, выражающие разнообразные интересы людей.

 Не любое общество  может быть названо гражданским.  Таковым считается общество с  развитыми рыночными отношениями,  где личность не отделена от  собственности, а, напротив, имеет  возможность выбрать любую форму  собственности, вправе распоряжаться  результатами своего труда и  своими способностями к труду.  В гражданском обществе нет  монополии на какую-либо идеологию.  В нем существует терпимость  к различным суждениям, точкам  зрения, мнениям, плюрализм идеологий,  взглядов, суждений.

 Обязанности человека  и гражданина перед государством  должны сводиться к законопослушанию  и уплате налогов. Остальная  частная жизнь человека должна  быть вне пределов деятельности  государства, в которую оно  не вправе вмешиваться.

 Государство призвано  обслуживать гражданское общество, служить его интересам, выражать всеобщий интерес общества. Здесь доминирует идея: "Не общество для государства, а государство для общества".

 Таким образом, гражданское  общество и правовое государство  тесно связаны друг с другом и предполагают друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 Общая теория права  и государства. Под ред. Лазарева  В. В. М., 1994.

 Тема 6, с.55-64, тема 8.1-8.4, с.72-81.

 Общая теория права.  Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996., гл. III, параграф 1, с. 61-63.

 Теория государства  и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993, с. 87-122.

 Хропанюк В. И. Теория государства и права. Гл. III, с. 33-48. М., 1993.

 Чиркин В. Е. Об  определении государства. "Государство  и право", 1993, №8.


Информация о работе Понятие и сущность государства