Понятие и сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 09:09, реферат

Описание работы

Цель исследования – рассмотрение и раскрытие вопроса о природе государства через определение его понятия и выделение основных признаков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать понятие государства;
• раскрыть сущность государства с различных подходов;
• рассмотреть основные теории происхождения государства рассмотреть понятие, признаки и теории юридических лиц;
• раскрыть основные признаки государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и сущность государства …….………………………......................5
1.1. Понятие государства …………….……………………...……………...................5
1.2. Сущность государства ………………………………………………….................6
1.3. Теории происхождения государства ….………………………………...............11
Глава 2. Признаки государства ……………………………………………...............21
2.1. Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть…………………………………………………….…………………….............21
2.2. Государственный суверенитет ………………..………………………...............23
2.3. Неразрывная связь государства и права и взимание налогов…………………25
Заключение……………………………………………………………………...........28
Список использованной литературы …………………………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.37 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Неразрывная связь государства и права и взимание налогов

Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы – юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм. Таким образом, государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений19. В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка20. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений21. Таким образом, без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги, как отмечено выше, - один из признаков государства22. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Любая концепция налога неизбежно приводит к определенным политическим шагам и выработке определенной тактики в политической и социальной сферах. Налог непосредственно влияет на политический порядок, но он испытывает и обратное воздействие политической среды, так как налоговая система (при установлении и формировании) не может от нее абстрагироваться.

Подобные подходы, например, подробно разработаны во французской налоговой (фискальной) доктрине. Так, современные французские исследователи Г. Жест и Ж. Тиксье подчеркивают, что «власть облагать налогами и политическая власть взаимосвязаны». «Налог всегда был важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогами - значит управлять государством»23. Французский ученый П.-М. Годме подчеркивал, что налог - одно из проявлений суверенитета государства. «Этим он отличается от доходов с государственных имуществ и займов, которые представляют собой средства, получаемые государством из деятельности такой же, как и деятельность частных граждан. Возможности налогообложения являются существенным выражением суверенитета. Право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, так же как чеканка монеты и отправление правосудия»24.

Таким образом, можно сказать, что налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в целом формированием и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще (без его «привязки» к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно «подогнать» под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как «протогосударство», «государствоподобное образование», «государственное образование», «государственность». В связи с этим необходимо отметить, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о «полугосударстве», «отмирающем государстве» (К. Маркс, В.И. Ленин).

Что касается признаков государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:

  • наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);
  • системой налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
  • территориальным делением населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому- либо роду или племени);
  • связью с правом (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
  • суверенитетом (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

В заключении хотелось бы отметить, что кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" // Российская газета. -1993.- 04 мая. - N 84.

 

  1. ОСНОВНАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. - Учебник. - 2004. - 410с.
  2. Бошно С.В. Теория государства и права. - Учебное пособие. - 2007. -400 с.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000. -528с.
  4. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика /С.Г. Верещагин // Гражданин и право, декабрь 2007. - № 12.
  5. Гринин Л. Е. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории / Л.Е. Гринин // Философия и общество. № 5. - С. 19-21.
  6. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, - 2005. - 345с.
  7. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. - 2007. - 303с.
  8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. - ООО «Новая правовая культура»", - 2009.
  9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – «Эксмо», 2009.
  10. Марченко М.Н. Теория государства и права. - Учебник. - 2004. - 640с.
  11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.   - Учебник. 2004. - 512с.
  12. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. 2007. – 640с.
  13. Общая теория права и государства. Учебник / под ред. Лазарева В.В., 2001. - 520с.
  14. Общая теория права. Учебник / Под ред. Пиголкина А.С. 2003. - 384с.
  15. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С.,- 2004. - 832с.
  16. Теория государства и права. Учебник // под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., - 2002. - 616с.
  17. Теория государства и права. Учебник /под ред. Пиголкина А.С. - 2003. - 544с.
  18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - Учебник. - 2008, - 384с.

 

1 Общая теория права и государства. Учебник / под ред. Лазарева В.В., 2001. – С. 23.

 

2 Гринин Л.Е. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории / Л.Е. Гринин // Философия и общество. 1997. № 5. С. 20.

3 Теория государства и права. Учебник /под ред. Пиголкина А.С. 2003. С. 79. 

4 Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2004. С. 112.

5 Абдулаев М.И. Теория государства и права.  Учебник. 2004. С 98.

6 Общая теория права и государства: Учебник / под ред. Лазарева В.В., М.1994. С. 41.

7 Бошно С.В. Теория государства и права. - Учебное пособие. 2007. С 56.

 

8 Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. 2007. С. 156.

9 Теория государства и права. Учебник / под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2002.  С. 152.

10 Там же. С. 153. 

11 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. 2008. С. 103. 

12 Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2005.  С. 88.

13 Доржиев Ж.Б. Указ. соч. С. 89. 

14 Там же. 

15 Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник.  2007.  С. 205.

16 Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. С. 116.

17 Иванов А.А., Иванов В.П. Указ. соч. С .117.

18 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000. С. 184.

19 Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика / С.Г. Верещагин // Гражданин и право", декабрь 2007. № 12.  С. 15.

20 Там же.

21 Там же

22 Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика /С.Г. Верещагин // Гражданин и право, декабрь 2007.  № 12.

23 Верещагин С.Г. Указ. соч. С. 16.

24 Там же.


Информация о работе Понятие и сущность государства