Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 09:09, реферат
Цель исследования – рассмотрение и раскрытие вопроса о природе государства через определение его понятия и выделение основных признаков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать понятие государства;
• раскрыть сущность государства с различных подходов;
• рассмотреть основные теории происхождения государства рассмотреть понятие, признаки и теории юридических лиц;
• раскрыть основные признаки государства.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и сущность государства …….………………………......................5
1.1. Понятие государства …………….……………………...……………...................5
1.2. Сущность государства ………………………………………………….................6
1.3. Теории происхождения государства ….………………………………...............11
Глава 2. Признаки государства ……………………………………………...............21
2.1. Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть…………………………………………………….…………………….............21
2.2. Государственный суверенитет ………………..………………………...............23
2.3. Неразрывная связь государства и права и взимание налогов…………………25
Заключение……………………………………………………………………...........28
Список использованной литературы …………………………………………….31
2.3. Неразрывная связь государства и права и взимание налогов
Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы – юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм. Таким образом, государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений19. В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка20. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений21. Таким образом, без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги, как отмечено выше, - один из признаков государства22. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Любая концепция налога неизбежно приводит к определенным политическим шагам и выработке определенной тактики в политической и социальной сферах. Налог непосредственно влияет на политический порядок, но он испытывает и обратное воздействие политической среды, так как налоговая система (при установлении и формировании) не может от нее абстрагироваться.
Подобные подходы, например, подробно разработаны во французской налоговой (фискальной) доктрине. Так, современные французские исследователи Г. Жест и Ж. Тиксье подчеркивают, что «власть облагать налогами и политическая власть взаимосвязаны». «Налог всегда был важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогами - значит управлять государством»23. Французский ученый П.-М. Годме подчеркивал, что налог - одно из проявлений суверенитета государства. «Этим он отличается от доходов с государственных имуществ и займов, которые представляют собой средства, получаемые государством из деятельности такой же, как и деятельность частных граждан. Возможности налогообложения являются существенным выражением суверенитета. Право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, так же как чеканка монеты и отправление правосудия»24.
Таким образом, можно сказать, что налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в целом формированием и государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.
Государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.
Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.
Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще (без его «привязки» к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.
Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно «подогнать» под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как «протогосударство», «государствоподобное образование», «государственное образование», «государственность». В связи с этим необходимо отметить, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о «полугосударстве», «отмирающем государстве» (К. Маркс, В.И. Ленин).
Что касается признаков государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:
В заключении хотелось бы отметить, что кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Общая теория права и государства. Учебник / под ред. Лазарева В.В., 2001. – С. 23.
2 Гринин Л.Е. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории / Л.Е. Гринин // Философия и общество. 1997. № 5. С. 20.
3 Теория государства и права. Учебник /под ред. Пиголкина А.С. 2003. С. 79.
4 Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2004. С. 112.
5 Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2004. С 98.
6 Общая теория права и государства: Учебник / под ред. Лазарева В.В., М.1994. С. 41.
7 Бошно С.В. Теория государства и права. - Учебное пособие. 2007. С 56.
8 Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. 2007. С. 156.
9 Теория государства и права. Учебник / под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2002. С. 152.
10 Там же. С. 153.
11 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. 2008. С. 103.
12 Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2005. С. 88.
13 Доржиев Ж.Б. Указ. соч. С. 89.
14 Там же.
15 Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. 2007. С. 205.
16 Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. С. 116.
17 Иванов А.А., Иванов В.П. Указ. соч. С .117.
18 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000. С. 184.
19 Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика / С.Г. Верещагин // Гражданин и право", декабрь 2007. № 12. С. 15.
20 Там же.
21 Там же
22 Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика /С.Г. Верещагин // Гражданин и право, декабрь 2007. № 12.
23 Верещагин С.Г. Указ. соч. С. 16.
24 Там же.