Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 14:41, курсовая работа
Применение права как одна из форм его реализации необходима там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, который олицетворяет государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иною должность возможно лишь при наличии решения компетентного органа.
Введение…………………………………………………………………..........3-4
§ 1 Понятие права……………………………………………………………5-11
§ 2 Сущность и социальное назначение права, его признаки ………12-20
§ 3 Cовременное понимание сущности права ………………………..21-25
Заключение……………………………………………………………………26
Библиография…………………………………………………………………27
Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается, прежде всего, воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами под властных.
Как соотносится воля тех и других? Как она отражается в государственной воле и в праве? Эти и другие, им подобные вопросы издавна находились в поле зрения государствоведов и правоведов. Один из наиболее обстоятельных ответов на них дал еще в начале XX века Г.Ф.Шершеневич. “Если государственная власть есть основанная на силе воля властвующих, - писал он, - то выдвигаемые ею нормы права должны прежде всего отражать интересы самих властвующих. Те, в чьих руках власть, вводят поведение подвластных в те нормы, которые наиболее отвечают интересам властвующих. Нормами права поведение подвластных приспосабливается к интересам властвующих”. Чем уже круг властвующих, делал вывод автор, “тем резче выступает противоположность их интересов интересам остальной части государства. Чем шире круг, например, в республике, тем сильнее затушевывается это значение права”.
Воля и интересы властвующих групп, слоев или классов, однако, не являются безграничными. Их эгоизм, как справедливо подмечал Г.Шершеневич, должен подсказывать им “благоразумие и умеренность в правовом творчестве”. Помимо использования силовых средств, они могут охранять свои интересы также с помощью права, “тесно сплетая” свои интересы с интересами подвластных, “по возможности, не доводя последних до сознания противоположности”.
4. Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права. Вместе с нею развивается и изменяется. И одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.
Подчеркивая неразрывную связь нормы права и общеобязательности, Г.Кельзен вполне резонно считал, что “норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то определенном направление, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет”.
Общеобязательность как специфическая черта и требование права распространяется нс только на рядовых граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство, Цивилизованное, правовое государство, если оно не на словах, а на деле является таковым, непременно самоограничивает, “связывает” само себя и все свои органы общеобязательностью требований норм права, организует всю свою деятельность строго в рамках требований закона и следует им до тех пор, пока они вместе с содержащими их нормами в установленном порядке не будут изменены или отменены.
Обязательность соблюдения правовых требований государством и его органами, наряду со всеми иными субъектами права, нс подвергалась сомнению юристами ни в прошлом, ни в настоящем.
Общепризнанным считается тезис, согласно которому право есть обязательное правило поведения для всех. Оно “должно быть соблюдаемо и самою властью его устанавливающею, пока оно нс будет заменено новым правилом. Если же власть, установившая правило, не считает нужным его соблюдать, а действует в каждом конкретном случае по своему усмотрению, то право сменяется произволом”.
Возникающие при этом споры касаются чаще всего лишь степени и характера “правового самоограничения” государства. Весь вопрос в том, резюмирует М.Ориу, является ли такое самоограничение “актом или решением субъективной воли государства, или же это есть результат объективной государственной организации”? Ответы на данный вопрос предлагаются самые разноречивые: от утверждения о том, что государство добровольно ограничивает само себя до заявления о том, что оно вынуждено это делать под давлением со стороны “гражданского общества”.
5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к актам, издаваемым им или санкционируемым. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то организациями, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами.
Таковыми, в общих чертах являются основные признаки права, определяемые его сущностью и назначением.
3. Cовременное понимание сущности права
Система права современного общества объединяет следующие основные области:
1. Государственное (конституционное) право - это область правая, которая закрепляет основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.
2. Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.
3. Финансовое право воображает собою совокупность норм, которые регулируют общественные отношения в сфере финансовой деятельности.
4. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, которые служит материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.
5. Гражданское право - наиболее объемная область системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и предохраняют разные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, искусства, литературы и др. Гражданским правом предохраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.
6. Трудовое право - это область правая, которая регулирует общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий работы.
7. Семейное право - область правая, которая регулирует брачно-семейные отношения. Её нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супружества, родителей, и детей по отношению одно до одного.
8. Гражданское процессуальное право регулирует отношения, которые возникают в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданского процессуального права определяют цель, задача и обязанности суда при осуществимые правосудия; закрепляют правовое состояние участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалование судебного решения.
9. Криминальное право составляет собою комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение есть преступной и которое наказание за его совершение применяется. Нормы криминального права определяют понятия преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и прочее.
10. Криминально-процесуальное право объединяет нормы, которые определяют порядок проведения по уголовным делам. Нормы этой области права регулируют деятельность органов дознания предшествующего следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в походке судебного разбирательства и при решении уголовных дел.
11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, которые складываются при выполнении мероприятий криминального наказания и связанные с исправительно-трудовым влиянием. Нормы этой области устанавливают порядок отбытия наказание осужденными предназначенного им, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных после отбытия наказания.
Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянных изменениях и развитии. С возникновением новых, более прогрессивных отношений, которые требуют правового регулирования, она пополняется новыми нормами, институтами, областями, становится более совершенной и эффективной.
Применение норм права - это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуальных лиц.
Характерные признаки применения норм права:
1. Правоприменительную
деятельность осуществляют
2. Деятельность
по применению норм права
3. Содержание
правоприменительной
4. Применение
норм права осуществляется в
строго установленному законом
порядке. В особенности важное
значение такой порядок имеет
при применении норм
Случаи, если возникает необходимость в применении норм права.
1. Норма права
применяется компетентными
2. Правоприменительная
деятельность компетентных
3. Необходимость
в применении норм права
4. Правоприменительная
деятельность всегда
Правоприменительная
деятельность есть довольно
1. Установление
фактических обстоятельств
Применение юридических норм направленное на обеспечение их реализации относительно к конкретному случаю, который состоит из определенных фактов. Эти факты и образовывают фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, которые применяют правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимые для верного решения юридического дела; потом провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.
Установление фактических обстоятельств дела должно быть обгрунтованым и законным. От этого зависит верность применения норм права. Обгрунтованость и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснение их истинности и объективной достоверности. Чтобы установить объективную истину по делу факты анализируются в их взаимосвязи и причинной зависимости.