Понятие, источники и особенности мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:20, реферат

Описание работы

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического факторов в наше время также остается широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Кроме того, из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом.

Содержание работы

Введение 3
Понятие мусульманского права 4
Источники мусульманского права 6
Особенности мусульманского права 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

реферат Срав.правов..doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

     ибадат (обязанности,  относящиеся к религиозному культу),

     муамалят (чисто  юридические нормы),

     укубат (система  наказаний).

Предписания шариата  многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение ном шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).

Как конфессиональное право  шариат отличается от канонического  права в странах Европы в том  отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и  церковной жизни, а выступает  в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки, распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии.

Однако, столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и  все большее проявление в нем  местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление – шиизм (доминирующее положение – в Иране, частично в Испании).

Известно, что для мусульманского права характерно преобладание религиозного принципа применения: оно действует, прежде всего, во взаимоотношениях мусульман. Данный принцип в целом сохраняется и в наши дни. Например, брачно-семейные нормы мусульманского права распространяются исключительно на мусульман и не применяются другими религиозными конфессиями. Предусматриваемая уголовным законодательством Марокко и Иордании ответственность за несоблюдение поста во время рамадана касается только мусульман, а по Уголовному кодексу Северной Нигерии по мусульманскому праву могут быть наказаны только последователи ислама.

Вместе с тем, религиозный  принцип применения мусульманского права никогда не проводился в  жизнь без изъятий, последовательно  и безусловно. С самого возникновения  ислама и становления мусульманского государства многие нормы мусульманского права распространялись и на немусульман. Это относится, например, к государственному праву или к положениям, устанавливающим налоги на немусульманское население. Другим случаем является подчинение нормам мусульманского права немусульманки, вышедшей замуж за мусульманина. Наиболее нагляден отход от религиозного принципа при применении норм «личного статуса», которые традиционно рассматриваются в тесной связи с вероисповеданием лица. Так, в настоящее врем мусульманско-правовые нормы относительно завещания, наследования, ограничения правоспособности, вакуфного имущества в большинстве арабских стран распространяются и на немусульман.

В шариате в отличие  от римского права не формулировалась  и общая концепция обязательства, но практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку.

Обязательства делились на:

  • возмездные,
  • безвозмездные,
  • двусторонние,
  • односторонние,
  • срочные,
  • бессрочные.

Характерным для мусульманского общества было распространение специфических односторонних обязательств – обетов.

Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного  соглашения сторон, которое, однако, в  условиях имущественного неравенства имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать «свои договоры» рассматривалась в Коране как священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием «нечистых» или изъятых из оборота вещей.

Мусульманские правоведы  не ставили жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в  договоре. Согласие сторон на вступление в договор, условия договора могли  быть выражены в документе, устно и в виде неофициального письма.

Многочисленные мусульманские  общества, в которых признают в  качестве одного из символов  веры совершенство и авторитет мусульманского права, могли существовать веками и продолжают существовать, главным образом руководствуясь обычаями. Обычай не входит в мусульманское право и никогда не рассматривается как право, но это не означает, что он отвергается мусульманским правом. Оно занимает по отношению к обычаю позицию, сходную с отношением западного права к оговорке о полюбовной или мировой сделке, которая в некоторых случаях признается судьей. Заинтересованным лицам разрешено в рядке случаев организовать свои отношения и регулировать свои разногласия без вмешательства права.

Ислам смог распространиться в мире только потому, что сохранял такую либеральную позицию и не требовал пожертвовать образом жизни, священным обычаем. Само собой разумеется, что некоторые обычаи могут быть незаконными с точки зрения мусульманского права, но многие обычаи могут существовать, не вызывая упреков. Таково положение обычаев, которые только дополняют мусульманское право в тех вопросах, которые оно не регулирует: обычаи, касающиеся сумм и способов выплаты приданного, обычаи, регулирующие использование источников, протекающих между двумя земельными владениями.

Мусульманское право  все поступки человека делит на пять категорий:

     обязательные,

     рекомендуемые,

     безразличные,

     порицаемые,

     запрещаемые.

Обычай не может рекомендовать  действия, которые право запрещает, или запрещать то, что право полагает порицаемым или лишь допускаемым.

Путем многолетнего развития мусульманское право выработало огромный массив правовых норм. Но к  мусульманскому праву могут быть отнесены отньдь не все нормы, зафиксированные  в Коране и Сунне, либо разработанные мусульманскими богословами и правоведами. Будучи закрепленном в священном писании, преданиях или трудах муджтахидов, они прежде всего являются нормативно-религиозными предписаниями или моментом  мусульманско-правовой идеологии. А правом в полном смысле слова становятся только те из них, которые реально действуют и поддерживаются государством.

  1. Заключение

 

Нормы шариата не утратили свою актуальность и сегодня. В 28 странах, где ислам признан государственной  или официальной религией (Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.), нормы шариата и сегодня непосредственно регулируют или оказывают существенное влияние на государственное регулирование широкого круга общественных отношений в различных сферах функционирования общества и государства.

У многих существует мнение, что мусульманское право принадлежит  прошлому. Однако, это не так. Мусульманское  право продолжает быть одной из крупных  систем современного мира и регулировать отношения между более чем 800 миллионов мусульман.

Многие государства  с мусульманским населением продолжают заявлять в своих законах и  часто даже в конституциях о верности принципам ислама. Подчинение государства  этим принципам провозглашено конституциями  Марокко, Туниса, Алжира, Мавритании, Ирана, Пакистана. Гражданские кодексы Египта (1948г.), Алжира (1975г.), Ирака (1951г.) предлагают судьям восполнять пробелы закона, следуя принципам мусульманского права. Конституция Ирана и законы Индонезии предусматривают процедуру, обеспечивающую их соответствие принципам мусульманского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список использованной литературы

 

  1. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М., 1978.
  2. Радугин А.А. Введение в религоведение. – М., 1982.
  3. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. – М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие, источники и особенности мусульманского права