§ 1. Понятие, методы
и формы финансовой деятельности
государства
Рыночная экономика представляет
собой сложную систему, в которой
все составные части взаимосвязаны
и взаимодействуют. Она не может
нормально функционировать без
центрального элемента, посредством
которого осуществляются экономические
связи всех субъектов общественного
воспроизводства. Таким центральным
звеном, обеспечивающим функциональные
связи и непрерывный инвестиционный
процесс в экономике, является финансово-кредитная
и денежная система. В широком
смысле эта центральная функциональная
структура может быть определена
термином «финансы».
Благодаря целенаправленной
финансовой деятельности государства
становится возможным использование
финансов в качестве экономического
рычага, активного инструмента управления
экономикой. В любом обществе государство
использует финансы для осуществления
своих функций и задач, достижения
определенных целей. Вопросу уяснения
сущности финансов и содержанию финансовой
деятельности нашего государства посвящена
данная глава.
финансы — это совокупность
объективно обусловленных экономических
отношений по образованию, распределению
и использованию фондов денежных
средств, необходимых государству
для выполнения своих задач
и функций.
Основные функции финансов:
- функция распределения и использования денежных фондов;
- контрольная функция.
Финансовая
деятельность государства
Финансы в обществе, где
существуют товарно-денежные отношения,
объективно необходимы. Но финансы
возникают не стихийно, а в процессе
планомерной деятельности государства.
Финансовая деятельность
государства — это процесс собирания, распределения
и использования денежных средств, обеспечивающих
практическое выполнение функций государства.
Финансовая деятельность — это обязательно
плановая деятельность, основанная на
финансовом плане. Финансовая деятельность
государства и органов местного самоуправления
осуществляется в соответствии с принципами,
закрепленными в Конституции РФ.
Основными из них являются
следующие.
- Принцип федерализма — финансовая деятельность направлена на сочетание федеративных интересов с интересами субъектов Федерации. При этом процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие полномочия РФ — центра управления финансами.
- Принцип законности — выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
- Принцип равноправия субъектов Федерации в области финансовой деятельности государства (ст. 5 Конституции РФ).
- Принцип гласности — проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.
- Принцип плановости — означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
- Принцип разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей.
- Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (ст. 12, 130–133 Конституции РФ).
Вышеперечисленные принципы
находят отражение и закрепление
в законодательстве, регулирующем разные
стороны финансовой деятельности государства
и органов местного самоуправления.
Финансовую деятельность
осуществляют все без исключения
государственные органы, так как
выполнение функций государства
по всем их направлениям связано с
использованием финансов.
Органы
государственной власти, осуществляющие
финансовую деятельность
Различают следующие органы
общей компетенции:
1. Государственная Дума
Российской Федерации: обсуждает
и принимает федеральные законы
по вопросам федерального бюджета; федеральных
налогов и сборов; финансового, валютного,
кредитного, таможенного регулирования;
денежной эмиссии. Федеральные законы,
принятые Государственной Думой, подлежат
обязательному рассмотрению в Совете
Федерации.
2. Президент Российской
Федерации как глава государства:
обеспечивает в области финансов
согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти, определяет основные направления
внутренней и внешней политики
государства, обращается с ежегодным
посланием к Федеральному Собранию
(ст. 80 Конституции РФ).
3. Правительство Российской
Федерации: обеспечивает проведение
единой финансовой кредитной
и денежной политики; разрабатывает
и представляет Государственной
Думе федеральный бюджет и
обеспечивает его исполнение.
В единую систему органов
государственного управления специальной
компетенции входят:
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Федеральное казначейство Российской Федерации;
- Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
- налоговые органы;
- государственные внебюджетные фонды.
Управляя финансами согласно
своим полномочиям, все эти органы
организуют осуществление единой государственной
финансовой политики.