Федеральная исполнительная власть
стала двухступенчатой: Правительство
России и Федеральные органы
– министерства и иные органы.
Председатель Правительства назначается
Президентом в порядке, установленном
в Конституции, и освобождается
им от должности. Освобождение
Председателя Правительства от
должности одновременно влечет
за собой отставку Правительства.
Заместителя Председателя Правительства
и Федеральные министры назначаются
на должность и освобождаются
от должности Президентом по
предложению Председателя Правительства.
На членов Правительства распространяются
требования о представлении в
налоговые органы сведений о
полученных и являющихся объектами
налогообложения доходах, ценных
бумагах, а также о являющимся
объектом налогообложения имуществе,
принадлежащим им на праве
собственности. На них распространяются
и ограничения, связанные с пребыванием
в составе Правительства, предусмотренные,
Федеральным законом от 31 июля 1995
«Об основах государственной
службы РФ».
Органы исполнительной власти
субъектов федерации в своей
практической деятельности руководствуются
Положением об основных началах
организации и деятельности органов
государственной власти краев, областей,
городов федерального значения,
автономной области, автономных
округов Российской Федерации
на период поэтапной конституционной
реформы, утвержденным указом Президента
от 22 октября 1993 года. Наряду с системой
органов исполнительной власти в РФ существуют
различные представительства, дополняющие
эту систему. Так, указом Президента от
22 августа 1991 года «О некоторых вопросах
деятельности органов исполнительной
власти в РСФСР» были учреждены представительства
республик при Президенте и его представительстве
в республиках.
Представитель главы государства
является должностным лицом, представляющим
интересы Президента РФ и осуществляющим
свою деятельность в регионе по его поручению.
Полномочный представитель главы государства
является государственным служащим и
входит в состав Администрации Президента.
Основные задачи полномочного представителя:
содействие Президенту страны в реализации
его конституционных полномочий в регионе,
информирование его о политическом, социальном
и экономическом положении, взаимодействии
с федеральными и местными органами власти,
политическими партиями и общественными
организациями. Полномочные представители
также призваны эффективно защищать общегосударственные
интересы на всей территории страны, обеспечивать
единое правовое пространство, проведение
единой политики в сферах, отнесенных
к ведению РФ. Указом Президента от 2 апреля
1992 года было установлено, что администрации
краев и областей по согласованию с Правительством
вправе учреждать представительства администраций
при Правительстве. И те, и другие представительства
– важные механизмы прямых и обратных
связей центра и субъектов федерации,
обеспечивающие целостность государственного
организма России. Порядок взаимодействия
Президента с палатами Федерального Собрания
в законотворческом процессе определен
специальным Положением, утвержденным
Указом Президента от 13 апреля 1996 года.
Для обеспечения законопроектной деятельности
Правительства образовано его Полномочное
представительство в составе полномочного
представителя в Государственной Думе,
полномочного представителя в Совете
Федерации, статс-секретарей – заместителей
федеральных министров и других руководителей
органов исполнительной власти. Согласно
постановлению Правительства от 21 декабря
1996 года, полномочные представители участвуют
в законодательной работе палат, взаимодействуют
по вопросам организации законопроектной
работы с полномочными представителями
Президента в палатах Федерального Собрания
и руководителями федеральных органов
исполнительной власти.
- Высшие и центральные органы
исполнительной власти.
Эта группа объединяет Правительство
РФ, правительства республик в составе
РФ, министерства и ведомства.
Правительство РФ – является
высшим органом государственного
управления, возглавляющим систему
этих органов, органом исполнительной
власти. В состав правительства
входят: Председатель, первые заместители,
заместители, министры, председатели
государственных комитетов РФ, председатели
Советов Министров в составе РФ (по
должности). Компетенция Правительства
РФ, как органа правомочного решать вопросы
государственного управления, отнесенные
согласно Конституции и Законам Российской
Федерации, к ведению Российской Федерации,
охватывает все области и сферы государственного
руководства. В области экономики Правительство
осуществляет управление экономическими
процессами, создает условия для свободного
предпринимательства, способствует осуществлению
мер по укреплению денежной и кредитной
системы, организует разработку и исполнение
федерального бюджета. В социальной сфере
Правительство осуществляет меры по развитию
науки и техники, разрабатывает направления
государственной социальной политики
и правовой защищенности граждан, совершенствует
систему социального обеспечения. В правоохранительной
области Правительство осуществляет меры
по защите интересов, прав и свобод граждан,
охране общественного порядка, обеспечению
государственной безопасности, охране
государственных границ Российской Федерации,
принимает меры по обеспечению обороноспособности
страны. В области внешних сношений правительство
осуществляет руководство в этой области,
в области внешней торговли и других видов
внешнеэкономической деятельности, научно-технического
и культурного сотрудничества. Закон о
Совете Министров закрепляет порядок
взаимоотношений правительства с правительствами
республик в составе РФ и его полномочия
в этой области. Законодательство определяет
правовой статус рабочего аппарата правительства
и регламент его работы. Организация и
деятельность правительства республики
в составе РФ определяется конституцией
республики и соответствующими законами
республики. Вторую группу органов в центральном
аппарате составляют министерства. Министерства
в большинстве государств мира давно устоявшаяся,
традиционная структура в системе исполнительной
власти. Министерство стоит во главе
отрасли управления. Под министерством
понимается руководство и аппарат министерства.
Министерство вместе с подчиненными ему
органами на местах, предприятиями, учреждениями
составляет систему министерства. Министерство
является органом, несущим полную ответственность
за руководство соответствующей отраслью.
Оно наделяется в этих целях обширными
полномочиями. Министерство осуществляет
функции как централизованного, так и
оперативного управления отраслью, причем
функции централизованного управления
(такие как техническое нормирование,
внутриотраслевое планирование и др.)
осуществляются главным образом органами,
стоящими между министерством и предприятиями
(учреждениями). Министр, в рамках своих
полномочий, издает приказы и инструкции;
такие же по наименованию акты принимаются
руководителями всех организаций, входящих
в систему министерства.
Министерства в современных условиях
организации государственного управления
в Российской Федерации различаются
двух видов:
а) общегосударственные министерства
– они управляют отраслями федерального
масштаба и подчинения – обороны, железнодорожного
транспорта, иностранных дел и другие;
б) федеральные министерства
– возглавляют отрасли, находящиеся в
совместном, Российской Федерации и субъектом
федерации, ведении. Это большинство министерств
– образования, культуры, здравоохранения
и другие.
Многие министерства имеют свои
органы на местах: в одних министерствах
это органы централизованного
подчинения (например, в системе
Министерства обороны), в других
– эти органы находятся в
так называемом двойном подчинении,
то есть кроме отраслевого
подчинения еще и в подчинении
местных органов, например, в системе
Министерства образования, Министерства
культуры и других. Перечень действующих
в настоящее время министерств
дан в Указе Президента РФ
от 10 января 1994 г. Следующую группу в центральном
аппарате составляют ведомства. Понятие
«ведомство» – собирательное, т.е. в законодательстве
им обозначаются в центральном аппарате
государственные комитеты РФ, комитеты
РФ, федеральные службы, Российское агентство,
Федеральная инспекция, Главное управление.
В названии же конкретного органа слово
«ведомство» отсутствует.
Ведомства можно квалифицировать
и по другим основаниям, в частности,
на общегосударственные, например,
Государственный комитет по промышленной
политике, и специальные ведомства,
например, Федеральная служба геодезии
и картографии и др. Это деление
проводится в зависимости от
роли, степени значимости сферы
или отрасли управления в системе
государственного управления. Общегосударственные
ведомства возглавляют наиболее
важные сферы и отрасли, специальные ведомства
– сферы и отрасли управления с меньшим
масштабом и ролью в государственном управлении.
На этой основе в законодательстве
определены и различия между
двумя группами ведомств. Руководители
общегосударственных ведомств являются
членами Правительства. Специальные
же ведомства возглавляются лицами,
не входящими в состав Правительства.
- Порядок формирования органов
исполнительной власти.
Все
государственные органы в РФ, включая
органы управления, организованы и действуют
в соответствии с принципом законности,
на основе законов и подзаконных правовых
актов, выполняют содержащиеся в них предписания.
В связи с этим любой государственный
орган формируется лишь в том случае, если
создание предусмотрено действующим законодательством,
т.е. он заранее учрежден и имеется, стало
быть, правовое основание его реального
создания. Многие государственные органы
создаются на основе Конституции, другие
формируются на основе иных законодательных
актов (объединения, некоторые ведомства).
Формирование органа
государственного управления включает
подготовку и решение следующих
вопросов: установление наименование
органа; разработка и утверждение
его компетенции; разработка и
утверждение в установленном
порядке организационной структуры
и штатов; назначение (зачисление, избрание,
прием по конкурсу) личного состава
– государственных служащих; определение
источников финансирования, сроков
полномочия и территориальных
масштабов (границ) деятельности. В
выполнении всех указанных действий
заключается процесс формирования
органов управления. Порядок формирования
органов государственного управления
определяется как государственно-распорядительный.
Это означает, что орган управления
формируется государством, другим (другими)
государственным органом, что принимаемые
в процессе формирования акты
носят распорядительный, обязательный
характер. Для других государственных
органов, например, представительных
органов, судов, установлен иной
порядок формирования, который нельзя
назвать государственно-распорядительным.
Государственно-распорядительный порядок
формирования органов государственного
управления обусловлен местом аппарата
государственного управления в системе
государственных органов как аппарата
исполнительного по отношению к органам
представительной власти с началами распорядительства
в системе самого аппарата управления.
Конституции устанавливают, исходя из
государственно-распорядительного порядка,
три организационно-правовых способа
формирования органов государственного
управления: образование (правительство,
министерства, ведомства, отделы и управления);
избрание (администрация административно-территориальных
образований); назначение (объединения,
администрация предприятий и учреждений).
Различия между указанными
способами формирования органов
государственного управления сводятся
к особенностям в формировании
личного состава (избрание, назначение
и т.д.), объема и характера компетенции
и др.
Заключение.
Можно сделать вывод,
что органы исполнительной власти, являясь
частью государственного аппарата, выполняют
значительный объем функций государства.
От других государственных органов (законодательных
и судебных) они –отличаются назначением,
содержанием своей деятельности и методами
работы. Они призваны осуществлять подзаконную
организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную
деятельность. Объект их управления –
хозяйственная, социально-культурная
и административно-политическая сферы.
Выполняя свои задачи и функции, органы
исполнительной власти выступают от имени
государства, для чего наделены государственно-властными
полномочиями. Они не только проводят
в жизнь требования законов, актов Президента
и других нормативных актов, но и в праве
сами издавать в пределах своей компетенции
акты управления, обязательные для тех,
кому они адресованы, и применять меры,
обеспечивающие реализацию требований
актов.
Органы исполнительной власти
находятся на бюджетном финансировании
и являются юридическими лицами,
то есть обладают гражданской правоспособностью
Действуя в пределах своей
компетенции, органы исполнительной
власти пользуются относительной
юридической самостоятельностью. Их
взаимодействие с законодательными
(представительными) и судебными
органами осуществляется в различных
организационных формах (представительства,
согласительные комиссии, обмен
информацией и т.д.).
Ясно, что органы исполнительной
власти, являясь видом государственных
органов, в этом своем качестве
отличаются от исполнительных
органов местного самоуправления,
а также исполнительных органов
коммерческих и некоммерческих
организаций и общественных объединений.
Список использованной литературы:
1. Конституция
РФ.
2. Д.М. Овсянко
«Административное право». М., 1998 г.
3. В.М. Манохин,
Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев «Российское
административное право». М., 1996 г.
4. «Административное
право РФ» ч.2. Под ред. А.П. Алехина,
Ю.М. Козлова М., 1995 г.