Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 10:37, контрольная работа
Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.
Введение ………………………………………………………………… 2
Понятие права и её источники ………………………………………… 3
Заключение……………………………………………………………… 10
Список литературы …………………………
Содержание
Введение ………………………………………………………………… 2
Понятие права и её источники ………………………………………… 3
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………..11
Введение
Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.
Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:
- право есть социальное явление,
без которого невозможно
- право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;
- право частной собственности является основой всех прав человека;
- право - мера поведения, установленная и охраняемая государством.
Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость. Юридические нормы ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавливает пределы их осуществления. Но в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.
Итак, право есть "система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений".
Понятие права и её источники.
Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.
Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.
Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.
Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.
Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно – историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества.
Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право - единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия.
Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.
Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
В современной юридической науке термин “право” используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, “право человека на жизнь”, “право народов на самоопределение”. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют не зависимо от воли отдельных лиц.
В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. “Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество” и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.
В-четвертых, термин “право” используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает “ система права”. Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.
Термин “право” употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи, так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства - как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что “любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств”2. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход, когда признаются обще социальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям.
Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.
Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. “Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности”. Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.
Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в “чистом виде”, представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, “творит” общественные отношения, порождая новые связи.
Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).
Все общественные отношения можно подразделить на три группы:
регулируемые правом, выступающие в качестве правовых;
не регулируемые правом, не имеющие юридической формы;
частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает.
Сущность- это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.
Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика-это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.
Право имеет обще-социальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Обще социальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.
Источники права — это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.
Виды источников права:
Правовой обычай
(или обычное право).
Это вошедшее в привычку народа правило
поведения, которому государство придает
общеобязательное значение и гарантирует
его соблюдение своей принудительной
силой. Государство соглашается признавать
и защищать только то, что считает полезным
для себя.
Судебный прецедент
(или юридический прецедент, право судей,
судебное право).
Прецедент в данном случае означает судебное
решение по конкретному юридическому
делу, которое служит образцом при рассмотрении
аналогичных дел.
Нормативно-правовой
акт (полное название: нормативно-правовой
акт государственных органов).
Это выраженный в письменной форме официальный
документ, созданный компетентными государственными
органами и содержащий нормы права.
Естественное право.
Это прирожденные и неотчуждаемые (естественные)
права человека, которые официально признаны
государством и закреплены в его конституции
и других законах.
Принципы права.
Это основные идеи, руководящие положения,
определяющие содержание и направления
правового регулирования.
Правовая доктрина.
Это используемые в некоторых странах
при наличии пробела в законодательстве,
отсутствии соответствующего прецедента,
положения из работ известных учёных для
юридического решения возникшего спора,
имеющего правовое значение.
Религиозные догмы.
Это утверждённые высшими инстанциями
положения вероучения, объявляемые непреложной
истиной, не подлежащей критике. В переносном
значении то же, что догма.
Нормативный договор.
Представляет собой соглашение (как правило,
хотя бы одной из сторон в котором выступает
государство или его часть), из которого
вытекают общеобязательные правила поведения
(нормы права).
Правосознание.
Представляет собой систему правовых
взглядов, теорий, идей, представлений,
убеждений, оценок, настроений, чувств,
в которых выражается отношение индивидов,
социальных групп, всего общества к существующему
и желаемому праву, к правовым явлениям,
к поведению людей в сфере права. То есть
это субъективное восприятие правовых
явлений людьми.
Заключение.
Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что в определении права заключены в «свернутом» виде многие характерные черты данного института. Право - совокупность правил поведения, установленных государственной властью как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи государственного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу. Так же можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. При принятии любых источников права необходимо полное соблюдение принципа "верховенства закона" и признание всех нормативно-правовых актов противоречащих Конституции .