Понятие правового государства РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:17, реферат

Описание работы

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей Древности, Средневековья и современности. Вопросы типа: что такое правовое государство, когда появилась его идея и как она развивалась, каковы его основные признаки и черты, каковы цель и назначение правового государства - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мысли

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая.docx

— 39.57 Кб (Скачать файл)

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА

Проблемы правового государства  всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей Древности, Средневековья и современности. Вопросы типа: что такое правовое государство, когда появилась его идея и как она развивалась, каковы его основные признаки и черты, каковы цель и назначение правового государства - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у  одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело наоборот.

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться  уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового  государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной  властью, которые обеспечивали бы гармоничное  функционирование общества. Ученые древности  считали, что наиболее разумна и  справедлива лишь та политическая форма  общежития людей, при которой  закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Теоретики права солидарны  в мнении о том, что идей правового государства, связанность государства правом, законом возникла в древности, вместе с появлением государства и права. Известный китайский философ Шан-ян (середина IV в. до н.э.) подчеркивал, что порядок в обществе поддерживается тремя путями: законом, доверием и властью. Законом руководствуются в своей деятельности монархи и чиновники; на доверии основываются отношении между ними; власть осуществляет единолично сам монарх. Нарушители закона, включая монарха, подлежат наказанию. Подобные предписания содержатся в древнеиндийских законах Ману и др. Идея о господстве права содержится в сочинениях древнегреческих и римских мыслителей Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних  мыслителей, считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя». Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Весьма  характерной является эволюция во взглядах на соотношение государственной  власти и закона выдающегося древнегреческого философа Платона. В своих поисках идеально устроенного государства Платон первоначально полагал, что таким должно быть государство, во главе которого стоит философ или философы, мудрость которых якобы позволяет им управлять обществом, не прибегая к изданию законов. Но впоследствии жизнь убедила Платона в том, что эффективно управлять людьми, обеспечивая прогрессивное развитие социума, возможно только на основании закона. «Я вижу близкую гибель того государства, - писал Платон в своей книге «Законы», - где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги.

В труде «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет  силы и находится над чьей-либо властью. Там же, где закон –  владыка над правителем, а они  его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие  только могут даровать государством боги». Ученик Платона Аристотель, которого по праву считают величайшим мыслителем в истории политической и правовой мысли, полагал, что закон должен властвовать над всем, а там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя; господствующей силой в государстве должен быть закон, правильный в основных своих положениях, и правитель - будет ли то одно лицо или несколько - должен простирать свою власть только на то, относительно чего закон не в состоянии высказать точных положений, потому что в общих выражениях нелегко определить ясно все случаи.

В праве древних римлян зафиксирован основополагающий принцип  правового государства «Dura lex sed lex» («Суров закон, но все же закон»). Цицерон в труде « О государстве» писал о том, что «государство(res publicia) есть дело народа, соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».

Яспрес К. полагает, что правовое государство существовало еще в средневековье, более 700 лет тому назад. Подтверждение этому нашли российские ученые Р.Т. Русинов и А.П. Семитко в Нортхэмптонском статуте Англии 1328 г., где свидетельствуется, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности  изложили прогрессивные мыслители  того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

Идеи правового государства  получили дальнейшее развитие в трудах Вольтера, Г. Гроция, Гегеля, Т. Гоббса, И. Канта, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Б. Спинозы и других западноевропейских и американских ученых, а также в трудах российских правоведов Б.А. Котляревского, П.Н. Новгородцева, Б.Н. Чичерина/

Концепция правового государства  у И. Канта сводится к следующим  тезисам: источником нравственных и  правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей  ответственности перед человечеством  в целом.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное  место в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает  свободу, равенство и независимость  всех граждан в государстве, которое  выступает как «объединение множества  людей, подчиненных правовым законам».

Философская концепция правового государства  по Канту оказала значительное влияние  на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового  строительства.

Спиноза одним из первых дал теоретическое  обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы  граждан. Он утверждал, что государство  могущественно только тогда, когда  оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и  удовлетворение его интересов, и  предостерегал современных ему  правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений  о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства  перед законом, незыблемость договоров.

Локк  также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.

Монтескье объяснял установление правовой государственности  необходимостью свободы в гражданском  обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что  запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

Государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии – это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедуют любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.

Впервые термин «правовое государство» сформулировал  немецкий ученый К. Велькер в 1813 г., а в 1829 г. его соотечественник Р. Моль ввел это понятие в политико-правовой оборот. В Германии родоначальником учения о государстве считают И. Канта, который впервые употребил понятие «правовой закон» и государство определял как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, а целью государства считал торжество идей права. Однако юридизированное определение государства было дано еще до нашей эры древнеримским мыслителем Цицероном. Он характеризовал государство как соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Затем в XVII в. Нидерландский ученый Г. Гроций определил государство как совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

Идеи  правового государства нашли  широкое отражение и в русской  политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева.

Большое значение для совершенствования  теории правового государства имеют  работы отечественных авторов. Основное внимание в них уделяется не только основным чертам и признакам правового  государства, но и наиболее важным условиям их формирования.

После октябрьской революции идея правового  государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже  полностью исключена из действительности.

В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о  правовом государстве. Это нашло  свое отражение в Конституции  Республики Беларусь.

Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства  принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового  государства характерно ограничение  государственной власти, связанность  ее правом и законом. Смысл и содержание идеи правового государства у  одних мыслителей, политических и  общественных деятелей зачастую расходились  со смыслом и содержанием его  у других мыслителей и государственных  деятелей.

Термин «правовое государство» в Конституции упоминается лишь дважды: в преамбуле Основного  Закона указывается на желание обеспечить незыблемые устои правового государства, а в статье 1 прямо указано, что  Республика Беларусь – правовое государство. Однако в последнем случае мы считаем, что имеем дело не с констатацией факта (построением правового государства, завершением этой работы), а процессом  становления его, переходом от одного этапа к другому. Согласно статье 1 Конституции Республики Беларусь: « Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю  политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную  целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок».

Правовое  государство - многомерное развивающееся  явление. С течением времени оно  приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о  связанности правового государства  с правом.

Правовое государство  — государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью ставит обеспечение прав и свобод человека. Правовое государство должно фактически сложиться как система гарантий от административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Правовое государство  — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» в западной юриспруденции. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

Современное понимание правового  государства требует полагания  в качестве основы его правовой системы  прав человека в том объеме и определениях, как они даны во Всеобщей декларации прав человека. Первая ее статья гласит: «Все люди рождаются свободными и  равными в своем достоинстве», а далее эта императивная констатация  разворачивается в систему гражданских  и политических прав, главные из которых - право на жизнь, свободу  и безопасность личности, на равенство  перед законом, на владение имуществом. Правовое государство обязано закрепить  эти права граждан в Конституции, в иных, частных законодательных  актах, но главное - оно обязано гарантировать  осуществление этих прав своей правоохранительной деятельностью. И таким образом понятно, что общие вопросы построения правового государства неизбежно сводятся к практике охраны прав личности и противостояния силам, посягающим на эти права, прежде всего - противостоянию преступности, которая, какой бы характер не носила, в какой бы сфере общественной деятельности не осуществлялась: в экономике ли, в политике - как угроза существующему строю, например, в конечном итоге направлена против личности, ущемляет права именно личности, поскольку и государство, и общество, и экономика - это люди, отношения людей. С точки зрения В. Н. Хропанюка, правовое государство - «такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права»! С. А. Комаров полагает, что «правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности». Н. В. Витрук утверждает: «Правовое государство есть организация и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе Конституции и законов в соответствии с требованиями права, существенным из которых есть признание и гарантирование неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина» ", С точки зрения А. В. Малько, «правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений».

Информация о работе Понятие правового государства РБ