Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:17, реферат
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей Древности, Средневековья и современности. Вопросы типа: что такое правовое государство, когда появилась его идея и как она развивалась, каковы его основные признаки и черты, каковы цель и назначение правового государства - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мысли
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Проблемы правового
Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело наоборот.
Представление
о государстве как организации,
осуществляющей свою деятельность на
основе закона, начали формироваться
уже на ранних этапах развития человеческой
цивилизации. С идеей правового
государства связывались поиски
более совершенных и
Теоретики права солидарны в мнении о том, что идей правового государства, связанность государства правом, законом возникла в древности, вместе с появлением государства и права. Известный китайский философ Шан-ян (середина IV в. до н.э.) подчеркивал, что порядок в обществе поддерживается тремя путями: законом, доверием и властью. Законом руководствуются в своей деятельности монархи и чиновники; на доверии основываются отношении между ними; власть осуществляет единолично сам монарх. Нарушители закона, включая монарха, подлежат наказанию. Подобные предписания содержатся в древнеиндийских законах Ману и др. Идея о господстве права содержится в сочинениях древнегреческих и римских мыслителей Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.
Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя». Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.
Весьма характерной является эволюция во взглядах на соотношение государственной власти и закона выдающегося древнегреческого философа Платона. В своих поисках идеально устроенного государства Платон первоначально полагал, что таким должно быть государство, во главе которого стоит философ или философы, мудрость которых якобы позволяет им управлять обществом, не прибегая к изданию законов. Но впоследствии жизнь убедила Платона в том, что эффективно управлять людьми, обеспечивая прогрессивное развитие социума, возможно только на основании закона. «Я вижу близкую гибель того государства, - писал Платон в своей книге «Законы», - где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги.
В труде «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится над чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителем, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государством боги». Ученик Платона Аристотель, которого по праву считают величайшим мыслителем в истории политической и правовой мысли, полагал, что закон должен властвовать над всем, а там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя; господствующей силой в государстве должен быть закон, правильный в основных своих положениях, и правитель - будет ли то одно лицо или несколько - должен простирать свою власть только на то, относительно чего закон не в состоянии высказать точных положений, потому что в общих выражениях нелегко определить ясно все случаи.
В праве древних римлян зафиксирован основополагающий принцип правового государства «Dura lex sed lex» («Суров закон, но все же закон»). Цицерон в труде « О государстве» писал о том, что «государство(res publicia) есть дело народа, соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
Яспрес К. полагает, что правовое государство существовало еще в средневековье, более 700 лет тому назад. Подтверждение этому нашли российские ученые Р.Т. Русинов и А.П. Семитко в Нортхэмптонском статуте Англии 1328 г., где свидетельствуется, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.
Идеи правового государства получили дальнейшее развитие в трудах Вольтера, Г. Гроция, Гегеля, Т. Гоббса, И. Канта, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Б. Спинозы и других западноевропейских и американских ученых, а также в трудах российских правоведов Б.А. Котляревского, П.Н. Новгородцева, Б.Н. Чичерина/
Концепция правового государства
у И. Канта сводится к следующим
тезисам: источником нравственных и
правовых законов выступает практический
разум, или свободная воля людей;
человек становится моральной личностью,
если возвысился до понимания своей
ответственности перед
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».
Философская
концепция правового
Спиноза одним из первых дал теоретическое
обоснование демократического государства,
которое, будучи связано законами, обеспечивает
действительные права и свободы
граждан. Он утверждал, что государство
могущественно только тогда, когда
оно гарантирует каждому
Гоббс
разработал ряд прогрессивных положений
о господстве права в общественной
жизни. К их числу относятся, например,
обоснование формального
Локк
также говорил о господстве закона,
как обеспечивающего
Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.
Государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии – это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедуют любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.
Впервые термин «правовое государство» сформулировал немецкий ученый К. Велькер в 1813 г., а в 1829 г. его соотечественник Р. Моль ввел это понятие в политико-правовой оборот. В Германии родоначальником учения о государстве считают И. Канта, который впервые употребил понятие «правовой закон» и государство определял как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, а целью государства считал торжество идей права. Однако юридизированное определение государства было дано еще до нашей эры древнеримским мыслителем Цицероном. Он характеризовал государство как соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Затем в XVII в. Нидерландский ученый Г. Гроций определил государство как совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева.
Большое значение для совершенствования теории правового государства имеют работы отечественных авторов. Основное внимание в них уделяется не только основным чертам и признакам правового государства, но и наиболее важным условиям их формирования.
После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.
В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве. Это нашло свое отражение в Конституции Республики Беларусь.
Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей.
Термин «правовое государство»
в Конституции упоминается лишь
дважды: в преамбуле Основного
Закона указывается на желание обеспечить
незыблемые устои правового государства,
а в статье 1 прямо указано, что
Республика Беларусь – правовое государство.
Однако в последнем случае мы считаем,
что имеем дело не с констатацией
факта (построением правового
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Республика Беларусь защищает
свою независимость и
Правовое
государство - многомерное развивающееся
явление. С течением времени оно
приобретало все новые
Правовое государство — государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью ставит обеспечение прав и свобод человека. Правовое государство должно фактически сложиться как система гарантий от административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.
Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» в западной юриспруденции. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.
Современное понимание правового
государства требует полагания
в качестве основы его правовой системы
прав человека в том объеме и определениях,
как они даны во Всеобщей декларации
прав человека. Первая ее статья гласит:
«Все люди рождаются свободными и
равными в своем достоинстве»,
а далее эта императивная констатация
разворачивается в систему