Понятие правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

В комментарий к Конституции Российской Федерации, в частности в комментарии к Статье 1 говориться :”Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.”1

Файлы: 1 файл

Контрольная политология.docx

— 35.38 Кб (Скачать файл)

Так например, Уголовный кодекс РФ предусматривает  несение уголовной ответственности личностью перед государством. Уголовная ответственность - это предусмотренные законом неблагоприятные последствия(уголовное наказание, судимость), наступающие для лица, совершившего преступление после приговора суда.

Так же выделяется административная ответственность  личности перед государством. Этот вид ответственности рассматривается  в Кодексе об Административных правонарушениях РФ. Административную ответственность характеризуют как меру принуждения, осуществляемая от имени государства, управомоченым органом к лицу, совершившему преступление, за которое предусмотрено применение мер административного воздействия.

Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в  собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной власти (органов) обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся:

- политическая  ответственность правительства  перед органами государственной власти;

- политическая  ответственность депутатов перед  своими избирателями;

- юридическая  ответственность должностных лиц  государства любого уровня за  невыполнение своих обязанностей;

На тех  же правовых основах должна строится ответственность личности перед  государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и прежде всего - государства, что является характерной чертой правового государства.

 

 

2.3 Разделение  властей

 

 

Важной  особенностью правового государства  является реализация принципа разделения властей.

Идея  разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человеком идеального государства  на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии они присутствовали уже во взглядах древнегреческих философов, таких как Аристотель, Полибий. А основоположниками теории разделения властей следует считать англичанина Дж. Локка (1632-1704 г.) и француза Шарля-Луи Монтескье (1689-1755 г.).

“Необходим  такой порядок вещей, при котором  различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.”5 - писал Шарль-Луи Монтескье. А принадлежащая ему теория о разделении властей как основе устройства государственной власти, сыграла значительную роль в формировании буржуазно-демократического общества. Первые же конституции США 1787 года, Франции 1789 год - закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей, видя в нем важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государства: охраны свобод и прав человека.

На протяжении XIX - XX  века разделение властей завоевывало  все более широкие позиции, превратившись  со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.

Теория  Шарля-Луи Монтескье была воспринята неоднозначно. Например, Жан-Жак Руссо (1712-1778 г.) - французский философ просветитель, отрицал разделение властей, в социально-политическом смысле, указывая на то, что власть должна исходить от народа. Русский ученый-юрист А. А. Жилин отмечал ущербность властей, их согласованность, взаимодействие. А  Н. М.  Курнов считал, что правильнее говорить не о разделении властей, а о распределении функций между самостоятельными органами единой государственной власти.

Своеобразно расценивалась теория разделения властей  в современной юридической литературе. Так, профессор И. Д. Левин, писал :”Разделение  властей представляет собой систему  государственно-правовых институтов, направленных на обеспечение юридическими средствами относительной независимости отдельных органов государства друг от друга, ограничения власти каждого органа путем выделения для него определенной сферы деятельности. Возможность органов противопоставить свою точку зрения, воспрепятствовать приведению в исполнение решения другого органа без права замены его своим решением.”6

Шло время, изменился процесс обновления всех сторон жизни общества, сопровождающийся стремлением пересмотреть устоявшиеся взгляды. Изменилось и отношение к теории разделения властей. Если первоначально говорилось не только о положительных, но и об отрицательных ее сторонах, то в последующем речь шла уже о реализации этой теории в современной практике без каких-либо изъянов.

Разделение  властей, однако, было отвергнуто марксизмом-ленинизмом. В соответствии с этим учением  в России, а затем и в других странах было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципа разделения властей.

В президентской  республике разделение властей проводится наиболее последовательно. В США  этот принцип был существенно  дополнен системой “сдержек и протевовесов”, которые позволили не только разделить  три власти, но и конструктивно уравновесить их. В сущности, США за всю свою историю не знали глубоких конституционных кризисов, хотя столкновения властей, особенно законодательной и исполнительной, периодически все же происходили.

Существенные  особенности свойственны системе  разделения властей в государствах с парламентской формой правления, в частности в парламентских республиках и парламентских монархиях. Здесь, как и в любом конституционном государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается. Так, баланс законодательной и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.

Есть  свои особенности и в полупрезидентских  республиках. Согласно французской  доктрине, например, применение принципа разделения властей отнюдь не равнозначно  раздроблению и ослаблению власти. А напротив, должно служить сотрудничеству и соединению всех ее ветвей. В современной  Франции президент обладает широкими полномочиями, благодаря которым  он является в определенной мере носителем  исполнительной власти, при осуществлении  которой он не несет ответственности  перед парламентом. Двухпалатный парламент  остается высшим законодательным органом  страны, но его полномочия, равно как и сфера применения закона, строго ограничены конституцией. А столкновения по вопросам компетенции всех трех властей должны разрешаться в основном Конституционным Советом.

В Российской Федерации принцип разделения властей  впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР.

А принятая, всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 г., Конституция РФ содержала  статью закрепляющую принцип разделения властей в Российской Федерации. Статья 10 Конституции РФ гласит: ”Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной. Исполнительной и судебной власти самостоятельны.”

Важной  особенностью российской Конституции  является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех ветвей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов - Конституция РФ строго разделяет их полномочия (Гл. 5, ст. 108, 109 и гл. 7, ст. 118, 120 Конституция РФ). В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент РФ признается главой исполнительной власти. Например, право председательствовать на заседаниях Правительства (ст. 83 п. ”б”, Конституции РФ).

Многие  страны, в том числе и Россия, в основу правового регулирования, в основу правовых отношений положили принцип разделения властей.

Чрезвычайно важное значение имеет  само содержание принципа разделения властей. Данный вопрос не должен рассматриваться традиционно и сводиться лишь к взаимодействиям законодательной, исполнительной и судебной властей.

Представляется  возможным выделить четыре основных уровня реализации данного принципа, олицетворяющие основные направления  осуществляемой в стране политической реформы.

Первый  связан с передачей власти и управленческих функций от политическо-государственных структур первичным социальным субъектам - то есть народу, нации.

Второй  уровень разделения властей охватывает сферу взаимоотношений государства  с политическими партиями, массовыми  общественными организациями, общественными движениями.

Третий  уровень разделения властей предполагает традиционное понимание вопроса как функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.

Наконец, выделяется и четвертый аспект, связанный  с взаимодействием республик, штатов и других национально-государственных образований друг с другом (примером этого может служить распавшееся СССР, а так же СНГ).

Конкретное  содержание принципа разделения властей  состоит в следующем:

- законы  должны обладать высшей юридической  силой и приниматься только  законодательным (представительным) органом;

- исполнительная  власть должна заниматься в  основном исполнением законов  и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетным главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

- между  законодательным и исполнительным  органом должен быть обеспечен  баланс полномочий, исключающий  перенесение центра властных  решений, а тем более всей  полноты власти на одного из  них;

- судебные  органы независимы, и в пределах  своей компетенции действуют самостоятельно;

- ни одна  из трех властей, не должна  вмешиваться в прерогативы другой  власти, а тем более сливаться  с другой властью;

- конституционная  система должна предусматривать  правовые способы сдержевания  каждой власти двумя другими,  то есть содержать взаимные  противовесы для всех властей.

Подводя итог, обобщая все выше сказанное, можно дать более узкую формулировку данному принципу. И так, разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении  сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.

 

 

2.4. Гарантия прав и свобод  личности

 

 

Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего  конституционного строя. Его закрепление  ст. 2 Конституции РФ свидетельствует  о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме “человек - государство”, при котором государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в “винтик” большой государственной “машины” по всеобщему “осчастливливанию”.

Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государства, - таков теперь главный  принцип их отношений. В этом состоит  гуманистическая сущность Конституции и всего конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но, понимаемый с чрезмерным универсализмом, он в состоянии подавить инициативу и способности отдельного человека. А индивидуализм, напротив, раскрывает потенциал общества, и задача права, исходя из этого, содействовать проявлению энергии каждого человека.

Приоритет человека перед государством позволяет  осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, то есть не принуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

Выражение “высшая ценность”, упоминающееся  в ст. 2 Конституции РФ, относится  не к юридической, а к нравственной категории. Но когда оно попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, то есть в  обязательное правило для всех членов общества - как обличенных, так и  не обличенных властью. Последующие  главы Конституции, и особенно глава 2 “Права и свободы человека и  гражданина”, подчинены этому суперпринципу, раскрывают и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина “определяют смысл, содержания и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”. Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечиванию прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен оправдываться правами и свободами.

Основные  обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции  и законах всего объема прав и  свобод, предусмотренных общепризнанными  нормами международного права, а так же неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение  требует от государственных органов  не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита  предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению  такого нарушения, а так же создание соответствующих гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство  во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для  того, чтобы осуществление прав и  свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Граждане, в свою очередь, обязаны не нарушать правопорядок, и действовать в соответствии с статьями Конституции РФ.

Информация о работе Понятие правового государства