Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение механизма действия правового регулирования и выявление путем сопоставления различных точек зрения, высказанных в литературе, места правоотношения в этом механизме.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
проанализировать понятия правового регулирования и правоотношения;
изучить способы и механизм правового регулирования;
рассмотреть содержание правоотношения;
выявить структуру правоотношений;
дать характеристику места правоотношения в механизме правового регулирования.
1.Получения материальных и духовных благ, ради которых лицо вступало в конкретные правоотношения;
2.Дополнительных материальных вознаграждений, премий, доплат, льгот;
3.Моральных стимулов – почетных званий, государственных орденов и медалей, почетных грамот.
Действенным способом правового
регулирования является санкция. С
их помощью государство стремится
побудить граждан надлежащим образом
исполнять возложенные на них
юридические обязанности. Государство
устанавливает меры наказания в
нормах права, делает их гласными и
общеизвестными. Каждый правонарушитель
заранее знает либо должен знать,
что его ожидает в случае неисполнения
обязанности, предусмотренной
Без заранее установленных
санкций невозможно обосновать справедливость
и законность наказания при рассмотрении
конкретных дел и применении ответственности
за совершенное правонарушение. Только
законодатель, формулирую формы права,
в состоянии правильно
В процессе правотворчества
государство использует способы
правового регулирования в
1.Признавать разрешенным всё, что прямо не запрещено законом;
2.Признавать запрещенным то, что прямо не разрешено законом.
Первый принцип находит широкое применение в регулировании отношений, составляющих предмет частного права. Государство наделяет граждан, их объединения широкими свободами в экономической, культурной и других сферах. Свободное предпринимательство, свободная творческая деятельность, личная жизнь составляют основу гражданского общества и могут интересовать государство в той мере, в какой предоставленная свобода может наносить вред правам и свободам других лиц. Поэтому государство не пытается и не должно пытаться детально регламентировать поведение граждан, подробнейшим образом предписывать им, как следует поступать в каждом конкретном случае. Достаточно исчерпывающим образом установить запрет, которых не должны нарушать субъекты отношений, регулируемых частным правом. А всё, что в этой сфере не запрещено, считается разрешенным и, соответственно, правомерным.
Принцип правового регулирования, согласно которому запрещено всё, кроме прямо разрешенного, наиболее широко используется при регулировании общественных отношений, связанных с организацией деятельностью государственных органов и должностных лиц, т.е. в сфере публичного права. Государственному органу и должностному лицу законом, или иным актам устанавливается точно строго определенный объем прав и обязанностей, того, что им разрешается делать при осуществлении властных полномочий.
Иной принцип регулирования
деятельности государственных органов
и должностных лиц неизбежно
порождал бы в обществе анархию и
беспорядок. Между тем государство,
как целостный единый механизм может
эффективно действовать при условии,
что каждый его орган неукоснительно
подчиняется решениям вышестоящих
органов. Выход за пределы предоставленных
правомочий категорически запрещен,
признается превышением или
Государство не может произвольно принимать принципы и способы правового регулирования. Его активная созидательная роль в правотворчестве является не безграничной, а имеет строго определенные, объективные пределы.
Глава 4. Пределы правового регулирования
Российские правоведы
признают, что деятельность государства
по регулированию общественных отношений
имеет свои границы, за пределами
которых принимаемые нормы
Пределы правового регулирования
– это границы государственно-
1.Системе общественных
отношений, объективно
2.Деятельности государства
по формированию новых,
3.Использовании государством способов правового регулирования.
Современное общество имеет достаточно обширную область, где действует свободно волящая личность, сообразно собственному сознанию и с учетом имеющихся ценностных ориентаций, моральных, и иных социальных неюридических норм и личных интересов. Подобным образом личность действует:
1.при реализации политических
свобод, свободы личной жизни,
слова и мысли, совести,
2.сфере личных семейных взаимоотношений;
3.качестве члена общественных, либо религиозных объединений.
На долю государства приходится
регулирование вопросов, связанных
с обеспечением реальной свободы
личности, устранением любых препятствий,
которые могут исходить от других
лиц и органов государства. Одновременно
государство устанавливает
Конституционная свобода
совести и вероисповеданий, например,
предоставляет каждому
Государство выступало и выступает мощным средством реформирования и преобразования общественных отношений. Любой вновь принимаемый закон, иной нормативно-правовой акт содержит ту или иную совокупность норм, направленных на преобразование, совершенствование системы общественных отношений, развития и охрану отношений, с которыми общество и государство связывают своё прогрессивное развитие и наиболее полное удовлетворение потребностей и интересов личности.
Однако творческая роль права по созданию и развитию новых порядков является, отнюдь, не беспредельной. Своих реформаторских устремлениях государства оказывается по преимуществу ограниченным. Любая, самая благая мера государства может привести к социально-полезным результатам при одном непременном условии – правовые номы должны соответствовать экономическим, политическим, правовым и иным социальным закономерностям а так же учитывать конкретно-исторические условия действия этих закономерностей.
Многовековая история
человеческого общества убедительно
показала, что уровень развития права
не может быть выше экономического
и культурного уровней развития
общества. Это положение означает,
что право может закреплять различные
способы распределения и
В правотворческой деятельности существуют весьма четкие пределы и в использовании государством приемов, способов правового регулирования. Разрабатывая систему правовых средств, способных обеспечить результативное действие норм права, правотворческие органы должны учитывать закономерности и принципы права, выявленные правовой наукой, а так же международные правовые нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина.
Признавая приоритет права и свобод человека и гражданина перед собственными интересами, государство существенно ограничивает свои возможности в правовом регулировании общественных отношений. Современное демократическое государство не может устанавливать правовых норм, закрепляющих политические права и свободы граждан, отказывающих в материальной помощи социально не защищенным слоям населения, ущемляющих право на всеобщее и бесплатное образование, на медицинскую помощь и другие права, закрепленные Всеобщей декларацией прав человека и другими нормами международного права.
В демократическом обществе не могут устанавливаться и применяться меры государственного принуждения с нарушением презумпции невиновности, к невиновным лицам, не соответствующие тяжести совершенного правонарушения. Нарушая эти и другие нормы международного права, закрепляющие права и свободы человека, государство устанавливает в обществе политический режим, чинит произвол и насилие. Подобные действия государства признаются неправомерными и дают основания гражданам принимать меры к установлению такой власти, которая была бы способна обеспечить в обществе демократию и стабильный правовой порядок, основанный на уважении и соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
Глава 5. Понятие
механизма правового
Механизм правового регулирования
Успешная деятельность государства, его органов по правовому регулированию общественных отношений предполагает не только правильное осознание границ правового регулирования, но и творческое использование в этих целях наиболее действенных правовых средств.
Механизм правового
Правовое регулирование включает в себя следующие стадии:
1. издание нормы права и её общее воздействие(регламентация общественных отношений);
2. возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;
3. реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения;
4. применение права.
В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования выделяют четыре основных элемента его механизма:
А) Норма права;
Б) Правоотношение;
В) Акты реализации прав и обязанностей;
Г) Акты применения права.
В зависимости от того, какие
элементы механизма правового
Простое регулирование – это процесс, в котором используется один властный государственный акт, а именно нормативно-правовой акт, индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.
Сложное регулирование – это процесс, в котором используется два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный акт, а другим – акт применения нормы права.
Однако независимо от того,
каков процесс правового
Метод правового регулирования – это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера. Различают: