Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:10, контрольная работа
Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами Конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право, ведущее по своему источнику - конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права.
1. Понятие, предмет и метод конституционного права РФ. Юридические свойства и структура Конституции РФ.
Конституционное
право - это отрасль права, которая
устанавливает и закрепляет основы государственного
устройства, обеспечивает соблюдение
прав человека, регулирует порядок формирования
органов государственной власти и принципы
их деятельности. Конституционное право
является ведущей отраслью по отношению
ко всем остальным отраслям права, потому
что, во-первых, общественные отношения,
которые регулируются нормами Конституционного
права, выражают наиболее важные стороны
деятельности государства; во-вторых,
конституционное право, ведущее по своему
источнику - конституции; в-третьих, нормы
конституционного права определяют основные
принципы правового регулирования в целом,
так как в конституции содержатся базовые
нормы всех отраслей системы права. Эти
нормы находят свое развитие и конкретизацию
в специальных отраслях права. Именно
поэтому считают, что конституционное
право составляет ядро системы права.
Предметом конституционного
права является система общественных
отношений, которые выступают в качестве
господствующих отношений в обществе,
характеризуют саму природу общества
и государства, его политическую, экономическую
системы, положение личности в обществе.
Таким образом, предметом конституционного
права являются:
1) отношения, характеризующие основы конституционного
строя;
2) взаимоотношения личности с обществом
и государством (основы
правового положения личности, т. е. права
и свободы граждан);
3) установление основ федеративного устройства
и национально-государственных отношений;
4) вопросы организации государственной
власти и органов местного самоуправления.
Метод конституционного
права. Одним из способов конституционно-правового
регулирования общественных отношений
является метод обязывания. Именно в такой
форме провозглашается ряд норм конституционного
права (например, ст. 58 Конституции РФ:
"Каждый обязан сохранять природу и
окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам"). В Конституционном
праве известен также метод дозволения,
применяемый в основном к регулированию
статуса граждан или для определения полномочий
государственных органов (например, ст.
34 Конституции РФ: "Каждый имеет право
на свободное использование своих способностей
и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности"). В Конституционном праве
применяется и метод запрещения (например,
ст. 50 Конституции РФ: "Никто не может
быть повторно осужден за одно и то же
преступление").
Обязывание и запрещение как методы конституционно-правового
регулирования осуществляются на основе
субординации, т. е. юридического воздействия
на основе властно-императивных начал.
Метод дозволения осуществляется на основе
координации. Этот метод регулирования
заключается в том, что субъектам конституционных
правоотношений предоставляются права
на собственные активные действия в пределах
закона.
Субъекты конституционного права:
1) граждане; .
2) предприятия, учреждения, организации
(государственные и негосударственные);
3) государственные органы;
4) органы местного самоуправления;
5) общественные объединения;
6) территориальные образования.
Источники конституционногo права:
1) Конституция (Основной Закон);
2) федеральные конституционные законы;
3) федеральные законы, регулирующие общественные
отношения, составляющие предмет конституционного
права (например, Закон РФ "О гражданстве
Российской Федерации" от 31 мая 2002 года
№ 62-ФЗ);
4) законы субъектов Федерации по вопросам
совместного ведения (ст. 72 Конституции
РФ);
5) подзаконные нормативно-правовые акты
(Указы Президента, постановления Правительства
и др.), содержащие нормы конституционного
Права.
Виды норм конституционного
права:
1) нормы-принципы (содержат наиболее общие
положения правового
регулирования (например, гл. 1 Конституции
РФ);
2) нормы - исторические справки (эти нормы
содержатся в преамбуле Конституции РФ
и указывают на незыблемость существующих
отношений);
3) нормы программного характера (эти нормы
содержат в себе установки на перспективу
развития общества);
4) констатирующие нормы (закрепляют существующие
на момент принятия конституции отношения);
5) устанавливающие нормы (определяют порядок
формирования органов государства и крут
их полномочий, а также определяют основные
права и свободы граждан).
Констнтуционно-правовые отношения - это
общественные отношения, урегулированные
нормами конституционного права или возникшие
на их основе связи между субъектами конституционного
права. Специфика конституционно-правовых
отношений состоит в том, что большинство
из них выражает всеобщность прав и обязанностей,
т. е. в этих отношениях могут участвовать
либо все субъекты конституционного права,
либо большие группы людей. Конституционно-правовые
отношения образуют основу правового
регулирования в сфере политической организации
государственной власти.
Конституционно-правовые отношения образуют
систему конституцонного права, состоящую
из совокупности правовых институтов,
которые располагаются в определенной
последовательности и находятся во взаимодействии
друг с другом.
Правовой институт конституционного права
- это определенная часть конституционных
норм, регулирующих отдельные разновидности
общественных отношений, составляющих
предмет данной отрасли права.
Юридические свойства Конституции Российской Федерации
Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства.
К юридическим свойствам Конституции относятся:
• учредительный характер,
• легитимность,
• верховенство,
• стабильность,
• прямое действие,
• база текущего законодательства,
• реальность,
• программность .
Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
Легитимность Конституции
РФ состоит в том, что она принимается
народом (путем референдума) или
от имени народа (представительным
органом государства - парламентом
или же органом, специально созданным
для принятия конституции, - учредительным
собранием), которому принадлежит вся
полнота государственной
В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства. Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.
Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством . Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.).
Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.
Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.
Действующая Конституция
России состоит из Преамбулы и
двух разделов. В Преамбуле провозглашается,
что народ России принимает данную
Конституцию; закрепляются демократические
и гуманистические ценности; определяется
место России в современном мире.
Первый раздел включает 9 глав и состоит
из 137 статей, закрепляющих основы политической, обществен
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1
1. Российская Федерация - Россия
есть демократическое
2. Наименования Российская
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 3
1. Носителем суверенитета и
2. Народ осуществляет свою
3. Высшим непосредственным
4. Никто не может присваивать
власть в Российской Федерации.
Статья 4
1. Суверенитет Российской
2. Конституция Российской
3. Российская Федерация
Статья 5
1. Российская Федерация состоит
из республик, краев, областей,
городов федерального значения,
автономной области,
2. Республика (государство) имеет
свою конституцию и
3. Федеративное устройство
4. Во взаимоотношениях с
Статья 6
1. Гражданство Российской
2. Каждый гражданин Российской
Федерации обладает на ее
3. Гражданин Российской
Статья 7
1. Российская Федерация - социальное
государство, политика
2. В Российской Федерации
Статья 8
1. В Российской Федерации
2. В Российской Федерации
Статья 9
1. Земля и другие природные
ресурсы используются и
2. Земля и другие природные
ресурсы могут находиться в
частной, государственной,
Статья 10
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 11
1. Государственную власть в
2. Государственную власть в
3. Разграничение предметов