Понятие, предмет и метод конституционного права РФ. Юридические свойства и структура Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:10, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами Конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право, ведущее по своему источнику - конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права.

Файлы: 1 файл

Право на 15.10.13.docx

— 36.63 Кб (Скачать файл)

1. Понятие, предмет и метод конституционного права РФ. Юридические свойства и структура Конституции РФ.

 

Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами Конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право, ведущее по своему источнику - конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что конституционное право составляет ядро системы права. 
Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются: 
1) отношения, характеризующие основы конституционного строя; 
2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы 
правового положения личности, т. е. права и свободы граждан); 
3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений; 
4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления. 
Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"). В Конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности"). В Конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ: "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление"). 
Обязывание и запрещение как методы конституционно-правового регулирования осуществляются на основе субординации, т. е. юридического воздействия на основе властно-императивных начал. Метод дозволения осуществляется на основе координации. Этот метод регулирования заключается в том, что субъектам конституционных правоотношений предоставляются права на собственные активные действия в пределах закона. 
Субъекты конституционного права: 
1) граждане; . 
2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные); 
3) государственные органы; 
4) органы местного самоуправления; 
5) общественные объединения; 
6) территориальные образования. 
Источники конституционногo права: 
1) Конституция (Основной Закон); 
2) федеральные конституционные законы; 
3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ); 
4) законы субъектов Федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ); 
5) подзаконные нормативно-правовые акты (Указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного Права. 
 

Виды норм конституционного права: 
1) нормы-принципы (содержат наиболее общие положения правового 
регулирования (например, гл. 1 Конституции РФ); 
2) нормы - исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений); 
3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества); 
4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения); 
5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и крут их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан). 
Констнтуционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т. е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.  
Конституционно-правовые отношения образуют систему конституцонного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом. 
Правовой институт конституционного права - это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. 

Юридические свойства Конституции  Российской Федерации

Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного  закона государства.

К юридическим свойствам  Конституции относятся:

• учредительный характер,

• легитимность,

• верховенство,

• стабильность,

• прямое действие,

• база текущего законодательства,

• реальность,

• программность .

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

Легитимность Конституции  РФ состоит в том, что она принимается  народом (путем референдума) или  от имени народа (представительным органом государства - парламентом  или же органом, специально созданным  для принятия конституции, - учредительным  собранием), которому принадлежит вся  полнота государственной власти.

 

 

 

В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории  страны получил закрепление принцип верховенства. Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством . Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.).

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

Структура[

Действующая Конституция  России состоит из Преамбулы и  двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические  и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

  • Преамбула
  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
    • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
    • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
    • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
    • Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
    • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)
  • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия  есть демократическое федеративное  правовое государство с республиканской  формой правления.

2. Наименования Российская Федерация  и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным  источником власти в Российской  Федерации является ее многонациональный  народ.

2. Народ осуществляет свою власть  непосредственно, а также через  органы государственной власти  и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением  власти народа являются референдум  и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать  власть в Российской Федерации.  Захват власти или присвоение  властных полномочий преследуется  по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации  распространяется на всю ее  территорию.

2. Конституция Российской Федерации  и федеральные законы имеют  верховенство на всей территории  Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает  целостность и неприкосновенность  своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных  округов - равноправных субъектов  Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет  свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального  значения, автономная область, автономный  округ имеет свой устав и  законодательство.

3. Федеративное устройство Российской  Федерации основано на ее государственной  целостности, единстве системы  государственной власти, разграничении  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  равноправии и самоопределении  народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными  органами государственной власти  все субъекты Российской Федерации  между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации  приобретается и прекращается  в соответствии с федеральным  законом, является единым и  равным независимо от оснований  приобретения.

2. Каждый гражданин Российской  Федерации обладает на ее территории  всеми правами и свободами  и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации  не может быть лишен своего  гражданства или права изменить  его.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное  государство, политика которого  направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются  труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров,  услуг и финансовых средств,  поддержка конкуренции, свобода  экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются  и защищаются равным образом  частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные  ресурсы используются и охраняются  в Российской Федерации как  основа жизни и деятельности  народов, проживающих на соответствующей  территории.

2. Земля и другие природные  ресурсы могут находиться в  частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской  Федерации осуществляют Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской  Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах  Российской Федерации осуществляют  образуемые ими органы государственной  власти.

3. Разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации осуществляется настоящей  Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Информация о работе Понятие, предмет и метод конституционного права РФ. Юридические свойства и структура Конституции РФ