Понятие, признаки и функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 12:38, реферат

Описание работы

Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.
Признаки государства:
представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;
наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;

Файлы: 1 файл

Семинар право.docx

— 43.59 Кб (Скачать файл)

1)Понятие, признаки и функции государства


Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.

Признаки государства:

  1. представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;
  2. наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;
  3. управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;
  4. объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;
  5. суверенитет;
  6. только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности;
  7. наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами;
  8. устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство);
  9. наличие системы налогов, податей, займов;
  10. наличие государственных символов – герба, флага, гимна.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся:

  1. устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
  2. непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;
  3. направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;
  4. определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:

  1. по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.;
  2. по сферам деятельности государства – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);
  3. по продолжительности – временные и постоянные;
  4. по степени общности – основные и неосновные.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства:

  1. правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;
  2. организационные – организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая.

2) Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в  законодательстве широкого комплекса  естественных неотчуждаемых и  демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными  и иными гарантиями, надежной  защитой от каких-либо посягательств;

3) разделение власти  на законодательную, исполнительную  и судебную: ветви власти должны  быть независимы друг от друга  и должны действовать в соответствии  с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение  которого создаются и реализуются  все подзаконные акты;

5) при федеративном  устройстве государства демократическое  распределение компетенции между  субъектами федерации. Понятие «правовое  государство» предусматривает не  столько подчинение государственной  власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

  • соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономи-ческого развития и морально-психологической ситуации в обществе;
  • ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
  • строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
  • практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
  • диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
  • наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
  • учет общественного мнения;
  • наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
  • высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1) верховенство права  и закона;

2) максимальную гарантию  прав и свобод человека;

3) равенство всех  перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ 
Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями.

Структура гражданского общества

  • Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах;
  • общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);
  • союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды;
  • научные и культурные организации, спортивные общества;
  • муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;
  • независимые средства массовой информации;
  • церковь;
  • семья

Важными факторами становления гражданского общества являются:

1) экономические  – многоукладная экономика, разнообразие  формы собственности, регулируемые  рыночные отношения;

2) политические –  децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический  плюрализм, доступ граждан к участию  в государственных и общественных  делах, верховенство закона и  равенство всех перед ним;

3) духовные –  отсутствие монополии одной идеологии  и мировоззрения; свобода совести, цивилизованность.

Таким образом, гражданское общество – это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

В развитых странах Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства. Он включает три основных элемента:

  • осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную;
  • создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти;
  • функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители групп и объединений по интересам.

Такой механизм сложился в результате длительной эволюции государства и гражданского общества.

Для успешного функционирования политической системы из возможных вариантов взаимосвязи государства и гражданского общества предпочтение следует отдать сочетанию сильного государства и эффективно функционирующего, уравновешивающего и дополняющего его гражданского общества. Преждевременное свертывание функций государства, искусственное упразднение их или неспособность эти функции осуществлять являются свидетельством слабости государства. А слишком большая независимость, неподконтрольность обществу – свидетельство слабости общества. Данная проблема особенно актуальна для нашей страны, ибо почти вся история России насыщена фактами насильственного отношения государства к народу.

3) Виды правоотношений


Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям.

Прежде всего, правоотношения, как и юридические нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

Виды правоотношений по характеру содержания правоотношения:

  • общерегулятивные;
  • регулятивные;
  • охранительные.

Общерегулятивные правоотношения субъектов связаны непосредственно с законом. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).

Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

Виды правоотношений в зависимости от степени определенности сторон:

  • относительные;
  • абсолютные.

В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Информация о работе Понятие, признаки и функции государства