Понятие, признаки норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Цели работы:
1. определить понятие, признаки и содержание структуры норм права
2. разобрать понятие гипотезы, диспозиции и санкции.
Задачей моей работы является анализ представленной темы и определения вопроса, так что же все таки из себя представляет структура норм права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2 1. Понятие правовой нормы………………………………………………….5
2.Структура норм права………………………………………………………7
2.1.Гипотеза……………………………………………………………………13 2.2.Диспозиция ………………………………………………………………….13
2.3.Санкция………………………………………………………………………14 3.Соотношение норм права и текстов нормативных актов…………….25
Заключение…………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………37

Файлы: 1 файл

НОРМЫ ПРАЫВ РОДЕ ЛЮБОВЬ ПР-201.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА — включает в себя: гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе указывают круг лиц, которым  адресована норма, а тж. обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция - это само правило поведения, в котором указывают права  и обязанности лиц.…

Норма права это общеобязательное, социально определенное правило  поведения, установленное или санкционированное  государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности  участников.

Финансово-правовая норма — Финансово  правовая норма Текущая версия (не проверялась) Финансово правовая норма норма права, относящаяся к финансовой сфере властное предписание, установленное государством, и обеспеченное мерами государственного принуждения,

Норма (право) — Норма права установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права. Все нормы права в совокупности составляют.

Правовая норма — Норма права установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права. Все нормы права в совокупности составляют.

Каждая правовая норма, будучи «клеточкой»  системы права, в свою очередь, имеет  внутреннюю структуру. Структура правовой нормы – это ее внутреннее строение, элементы которого имеют специфическую  связь и соотношение. Логически  завершенная правовая норма состоит  из трех частей: 1) гипотезы; 2) диспозиции и 3) санкции. Гипотеза дает нам ответ  на вопрос: при каких обстоятельствах  необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция – какое правило поведения закрепляется; санкция – какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны.

Логическая конструкция правовой нормы – это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, призванная регулировать взаимоотношения между  субъектами правоотношений. Структуру  правовой нормы обычно можно представить  в виде формулы: «Если… то… иначе». Например, в Семейном кодексе РК содержится норма: « Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке» (ст. 65). В данной статье присутствуют все три элемента логической структуры правовой нормы. Глубокое, разностороннее влияние на структуру нормы права оказывает выделение правоохранительных правовых предписаний. Изучение истории законодательства показывает, что развитие правовых систем неизбежно выражается в обособлении предписаний, регламентирующих юридические санкции. Такого обособления требует дифференциация мер государственно-принудительного воздействия, необходимость нормативно закрепления разнообразных фактических условий объективных и субъективных.

Выделение правоохранительных предписаний  только отражается на структуре регулятивных норм состава которых «выводятся»  указания на государственно-принудительные меры обеспечения), но и влечет за собой  формирование самостоятельных правоохранительных институтов, а следовательно, влияет на структуру права более высоких уровней. Существенное воздействие на структуру права оказывает и обособление общих правовых предписаний, в которых закрепляются правые понятия, принципы, правовое положение субъектов, общие условия совершения тех или иных юридических действий и т. д.

Будучи составной частью более широкой проблемы вопрос о структуре юридической нормы имеет свое вполне самостоятельное значение. Здесь (как и при характеристике видов юридических норм) перед нами микроструктура права. В ней в отличие от макроструктуры - подразделения права на отрасли и институты (система права) - не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В то же время в структуре нормы и видах норм проявляются те специфические функции, которые выполняют юридические нормы как первичное звено структуры права, — обеспечение конкретизированного, детального, точного и определенного нормативного регулирования общественных отношений. А отсюда в рассматриваемых вопросах большее значение приобретают юридико-техническая сторона, конструктивные моменты организации содержания нормы, т. е. то, что относится к догме права.

Структуре нормы права свойственна  своя типовая схема (модель) связи  образующих ее элементов. Главное в  этой типовой схеме - нормативное  построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной  воли. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и  обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и  логических нормах.

Норма-предписание воплощает государственное  веление в виде цельного нормативного положения, посвященного конкретному  вопросу правового регулирования. Логическая же норма характеризует  бытие и связь конкретных предписаний, их государственно-принудительное, нормативно-регулирующее качества.

Внутреннее строение, связь элементов, образующих структуру нормы, отличаются инвариантностью, жесткостью, «неразрушимостью». Причем эти элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) объединены не на началах иерархической  зависимости, как это характерно в основном для связи элементов  внутри отраслей и институтов права, а на началах синтетической зависимости при которой отсутствие хотя бы одного из необходимых элементов приводит к разрушению данной целостности - юридической нормы. Внешнее выражение структуры нормы права в тексте нормативных юридических актов.

С внешней стороны (т. е. со стороны  внешней формы) нормы-предписания  и логические нормы получают языково-логическое, словесно-документальное изложение  в тексте нормативного юридического акта: его статьях и иных структурных  подразделениях акта.

Главное, что здесь необходимо отметить, это различия между нормой права  и статьей нормативного акта. Однако соотношение между нормой и статьей  во многом зависит от того, рассматривается  ли это соотношение применительно  к логической норме или же к  нормепредписанию.

Логическая норма, призванная выразить в основном связи между специализированными  нормативными предписаниями, их государственно-принудительное, нормативно-регулирующее качества, в большинстве случаев содержится в нескольких статьях нормативного акта или даже в статьях разных нормативных актов. Усиливающийся процесс специализации права приводит к тому, что элементы логических норм все более рассредоточиваются по многим статьям нормативных актов.

Норма-предписание, как, правило, соответствует  первичной структурной части  текста нормативного акта (статье, пункту, абзацу статьи, конкретной фразе текста). Дробление нормы-предписания, распределение  ее содержания между разными статьями, пунктами статьи и т. д. вообще невозможно. Норма-предписание - это цельное, логически  завершенное и формально закрепленное государственно-властное веление. По своему словесно-логическому построению она  представляет собой нерасчленяемое единство по формуле «если-то».

Практика законодательства показывает, что выделение части нормы-предписания  возможно только путем самостоятельного ее формулирования в виде особого общего правила (при этом качество самостоятельного правила сохраняет и «усеченная» норма).

Однако при характеристике соотношения  нормы-предписания и статьи важно  отметить, что полного совпадения здесь тоже нет. Норма-предписание-это  правило, веление, нормативно-властное суждение, тогда как статья представляет собой лишь подразделение текста нормативного юридического акта. Следовательно, в данном случае возможно говорить только о соответствии нормы права в статьи или иной части текста акта, а не об их тождестве.

Чем выше уровень специализации  права, тем более упрощаются правовые предписания, каждое из которых становится самостоятельным нормативным обобщением, посвященным отдельной операции в процессе правового регулирования При этом нередко статья нормативного акта содержит несколько тесно взаимосвязанных правовых предписаний. Например, ст. 110 Кодекса о браке и семье РК включает по меньшей мере четыре предписания: предписание-принцип («тайна усыновления охраняется законом»), управомочивающую норму («для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя может быть изменено место рождения усыновленного ребенка...»), запрещающую норму («воспрещается без согласия усыновителей... сообщать какие-либо сведения об усыновлении...»), правоохранительную норму-предписание («лица, разгласившие тайну усыновления против браке и семье включает по меньшей мере четыре предписания: предписание-принцип («тайна усыновления охраняется законом»), управомочивающую норму («для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя может быть изменено место рождения усыновленного ребенка...»), запрещающую норму («воспрещается без согласия усыновителей... сообщать какие-либо сведения об усыновлении...»), правоохранительную норму-предписание («лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителя, могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке»).

Структура логической нормы.

Эта структура выражается в жесткой, инвариантной связи таких элементов, которые в своем единстве обеспечивают государственно-властное регулирование  общественных отношений. Набор элементов  логической нормы таков, что он позволяет  ей быть «автономным», относительно обособленным регулятором, аккумулирующим все то, что необходимо для юридического опосредования общественных отношений.

В соответствии с этим логическая норма включает в свой состав три  основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

а) гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Возьмем в качестве примера норму гражданского права, изложенную в статье 552 Гражданского кодекса Республики Казахстан, которая определяет обязанность найма дателя по содержанию сданного внаем имущества. Гипотезой в данной норме является сдача внаем имущества. При таком условии у одного лица (найма дателя) возникает обязанность содержать сданное внаем имущество, а у другого (нанимателя) - право требовать исполнения этой обязанности.

б) диспозиция - «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает что найма датель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а наниматель в случае неисполнения найма датепем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с найма дателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции — побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.

Санкция называет поощрительные или  карательные меры (позитивные или  негативные последствия), наступающие  в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного  в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формируется только часть  нормы, а другие ее части следует  обнаруживать в других статьях или  в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать  норму права и статью закона. Это  очевидно еще и потому, что в  одной статье нормативного акта например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Норма права не выполнила бы своей  регулятивной роли, если бы в ней  отсутствовал какой-либо из названных  структурных элементов. Поэтому  законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо  или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов  нормы, с тем чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

Структура нормы-предписания.

Это-структура первичных частиц правовой материи, находящих прямое выражение в тексте нормативного акта.

Нормы-предписания как клеточки единого организма выполняют  внутри него различные задачи, разные операции. Поэтому трехчленная схема, имеющая существенное значение для, характеристики логических норм, не соответствует  структуре реальных норм-предписаний. Структурное построение норм-предписаний отражает главное, что свойственно первичному звену нормативной системы,- обеспечение конкретизированного, детального, точного и определенного нормирования поведения людей.

С учетом специализации права для  юридической нормы-предписания характерно типическое структурное построение, выражающее жесткий закон организации  ее со содержания и состоящее из двух основных элементов: а) гипотезы - части нормы, указывающей на те условия, т. е. фактические обстоятельства, при наступлении или не наступлении которых норма вступает в действие;

б) диспозиции или санкции - части  нормы, указывающей на те юридические последствия, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий. В регулятивных (право установительных) нормах эта часть нормы называется диспозицией; она образует содержание самого правила поведения, указывает на права и обязанности, которыми наделяются участники регулируемого отношения. В охранительных нормах рассматриваемая часть носит на шанце санкции; она указывает на государственно-принудительные меры, применяемые к правонарушителю.

Элементы нормы-предписания условно  можно расположить по схеме: «если  -то».

Указанные две части нормы-предписания  являются ее обязательными элементами. Правовое веление непременно должно содержать указания на его суть, т.е. на юридические последствия, и  на условия их наступления. Следовательно, норм-предписаний без гипотез  существовать не может. В любых, самых  специализированных правовых предписаниях так или иначе указывается на условия, при которых они действуют. Иными словами, любое правовое предписание можно изложить по формуле: «если - то». ,

Важно обратить внимание на то, что  регулятивные нормы-предписания неизбежно, по неумолимой логике юридического регулирования, внутренне, а иногда и текстуально  связаны, функционируют в единстве с охранительными предписаниями, которые их обеспечивают, охраняют. Так что в конечном итоге регулятивные и охранительные нормы-предписания выражаются в виде логических норм, где есть все три элемента - гипотеза, диспозиция, санкция. При этом нередко с несколькими регулятивными нормами-предписаниями скоординировано одно охранительное нормативное положение, которое выступает в виде самостоятельного предписания, а в рамках логических норм присоединяется то к одному, то к другому регулятивному предписанию .

Информация о работе Понятие, признаки норм права