Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:15, курсовая работа
Люди с древнейших пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии развиваются и сами отношения, а это требует создания специального сложного законодательства, которое могло бы своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.
Введение
1. Понятие системы права и ее элементы………………………………………5
2. Отрасли и институты права………………………………………………….12
3. Предмет и метод правового регулирования………………………………...16
4. Краткая характеристика основных отраслей российского права………….21
5. Частное и публичное право…………………………………………………..27
Заключение
Список литературы
Подотрасль права - это обособленная в рамках отрасли совокупностъ юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок общественных, отношений, объединяемых по признаку видового сходства.4
Например,
в гражданском праве в качестве
подотраслей выступают
При определенных обстоятельствах подотрасль может быть преобразована в самостоятельную отрасль права. Так, из отрасли гражданского процессуального права выделилось в качестве самостоятельной отрасли арбитражное процессуальное право.
Наряду с отраслями и
Институт права – это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. 5
В отличие от отраслей и подотраслей права, характеризуемых определенной степенью самостоятельности, нормы, включаемые в правовые институты, не обладают возможностью самостоятельного регулятивно-охранительного воздействия на общественные отношения. Однако это не уменьшает их правовой значимости, они являются необходимым звеном отрасли права.
При этом следует иметь в виду, что правовой институт не есть любое произвольное сочетание правовых норм, это упорядоченная совокупность норм, связанных между собой своим юридическим содержанием и непосредственным отношением к регулируемым ими общественным отношениям.
Первичным элементом системы права, как уже отмечалось, является юридическая норма - унифицированный стандарт поведенческого либо специализированного характера, устанавливаемый от имени государства, обеспечиваемый системой государственных гарантий и санкций. Юридическая норма обладает следующими характерными чертами:
1.Отражает наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения.
2. Представляет собой модель регулируемых общественных отношений.
3. Отражает и закрепляет типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости.
4. Обладает общеобязательным характером.
2. Отрасли и институты права
Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет (протоколирует) эту потребность.
Среди раннее названных отраслей российского права можно выделить основные отрасли и производные.
К основным отраслям относятся те отрасли, предмет регулирования которых четко определен и отграничивается по существенным признакам от иных сфер жизнедеятельности общества. Основными отраслями являются: конституционное право, гражданское право, уголовное право и административное право.
К производным же отраслям относятся те отрасли, предмет регулирования которых вычленяется из предмета регулирования основной отрасли и вне этой сферы общественных отношений существовать не может. Производными от гражданского права, таким образом, являются семейное право, трудовое право, гражданское процессуальное; производными от уголовного права - уголовно - процессуальное право, уголовно - исполнительное право и т. п.
Многие исследователи права уделяли внимание такой правовой категории, как отрасль права, поскольку именно отрасли права играют определяющую роль в системе права, несмотря на то, что первичным элементом выступает норма права. Однако, в науке до настоящего времени нет единых универсальных критериев разделения системы права по отраслям. И здесь известны различные точки зрения.
Так, Д.А. Керимов характеризовал отрасль права как: «…объективно сложившуюся внутри единой системы права в виде ее обособленной части группу правовых институтов и норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения на основе определенных принципов и специфических методов, в силу этого приобретающих относительную самостоятельность, устойчивость и автономность функционирования». Таким образом, в основе деления всех отраслей права Д.А. Керимов выделял следующие критерии их выделения: общественные отношения (предмет), метод и принципы.
В.Д. Перевалов определял отрасль
права как «обособленную
Несмотря на такой разный подход к определению отраслей и критериев деления системы права на отрасли, в науке давно замечено: все отрасли права обособлены в силу объективно присущих им качеств, причем все отрасли, с одной стороны, взаимно исключают друг друга, а с другой - взаимозависимы и образуют части целого. Возможно лишь частичное пересечение в комплексных отраслях права. Поэтому в науке давно возникла необходимость поиска объективных критериев разграничения системы права на отдельные отрасли.
В рамках развернувшейся в последнее время в научных кругах дискуссии о системе права, о возможности ее расширения, о признании (или непризнании) тех или иных самостоятельных институтов отраслями права по-прежнему актуальным остается вопрос о критериях, разграничивающих систему права на отрасли.
М.Н. Марченко считает, что существуют только два критерия деления на отрасли права: предмет и метод. Причем первый является главным, а второй – вспомогательным.
В рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли, которые объединяют несколько институтов одной и той же отрасли. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли.
Институт права - это группа норм права, связанных между собой
предметно-функциональными
Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни.
Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.
Примеры правовых институтов: в уголовном праве — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве — институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве — институт гражданства; в административном — институт должностного лица; в семейном праве — институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне ее.
Термин "институт" часто употребляется в литературе и печати в неопределенно широком смысле: говорят, например, о социальных, политических, общественных институтах, институтах демократии, парламентаризма, подразумевая под этим весьма разнородные и аморфные явления. В данном же случае это понятие берется в сугубо юридическом его значении — как конкретное нормативное установление государства, закона, т.е. как правовой институт.
Выделяют следующие виды правовых институтов:
Прежде всего, институты
делятся по отраслям права на гражданские,
уголовные, административные, финансовые
и т.д. Сколько отраслей — столько
соответствующих групп
По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.
Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает институт штрафа, неустойки, ответственности.
Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений; охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного права); учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).
Ряд авторов выделяют еще и субинститут права.
Субинститут права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права.
Так, по мнению М. Н. Марченко, «между институтами внутри отрасли могут существовать отношения субординации, соподчинения. Определенные части крупного института образовывают нередко самостоятельные подразделения, которые называются субинститутами. Например, институт финансовой дисциплины, дисциплины труда, имущественной ответственности и т. д».
3. Предмет и метод правового регулирования
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:
а) предмет правового
б) метод правового регулирования.
Они и выступают системообразующими факторами.
Под предметом понимается то, что регулирует права, то есть определенные виды общественных отношений. Последние представляют собой сложную, многоаспектную категорию. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
а) субъекты - индивидуальные и коллективные;
б) их поведение, поступки, действия;
в) объекты окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
г) социальные факты, выступающие непосредственными
причинами возникновения или прекращения
Предмет в данном случае - это все то, что попадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки нередко называют правовым или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое пространство.
Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод позволяет определить правовое положение субъектов; порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей; средства обеспечения их; характер санкций.6
Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как произволен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.
Именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.
Группировка норм по отраслям и институтам зависит прежде всего от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей.
Например, отношения собственности во всех ее формах регулируются гражданским правом, уголовным, административным, конституционным. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, ибо каждая правовая отрасль имеет свой, характерный для нее способ воздействия на поведение.