Понятие, структура и виды правосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 17:35, реферат

Описание работы

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания.

Содержание работы

Введение.
Понятие, структура и виды правосознания.
Функции правосознания.
Заключение.

Файлы: 1 файл

правосознание.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

План

 

      Введение.

  1. Понятие, структура и виды правосознания.
  2. Функции правосознания.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

История показывает, что  только тогда правотворческая и  правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания.

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично  связано с правом как целостным  социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, структура и виды правосознания.

Правосознание теснейшим  образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые  мыслители считали, что нормы  права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право - явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (К. Маркс, В.И.Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).

 Русский правовед  И. А. Ильин рассматривал правосознание  как совокупность воззрений на право, на государство, на всю организацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других.

Специфическая черта  правосознания как составной  части механизма правового регулирования  состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией  правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

 Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет  поведение человека в обществе - правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

Таким образом, правосознание, совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным.

Особенность правосознания, как специфической формы общественного  сознания, выражается в следующем:

  1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.
  2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность.  Наряду с общетеоретическими подходами к правовому сознанию как одной из важнейших форм общественного сознания и даже мировоззрения, теория права выделяет и изучает структуру правосознания. Прежде всего, эту структуру характеризует два пласта – правовая идеология и правовая психология (концепция А.Б. Венгерова).

Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Это осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или критике или одобрении всей правовой системы, правовых учреждений, судов, отдельных законов.

Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных  исследованиях по вопросам государства  и права, их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.

Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Психологическая структура играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. Причем психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология. Сложившиеся за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на бытовом уровне, диктуют эмоциональное отношение у этносов к тем или иным правовым нововведениям, модернизациям. На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное влияние оказывает внедрение в сознание людей научных представлений о правовых явлениях общественной жизни.

Иными словами, в этой рациональной сфере человеком накапливается  известная сумма знаний об объективном  мире, навыки, умения, которые необходимы для повседневной деятельности каждого  и образуют ее осознанную основу. Сфера эта – эмпирического происхождения.

В обыденном правосознании, кроме того, выделяется эмоциональная  область. Это – психологическое  отношение к фактам юридической  действительности, проявляющееся в  эмоциях, психических переживаниях, установках.

Обыденное сознание очень  ограничено. Его ограниченность обусловлена  узостью своего источника – индивидуального  опыта, по общему правилу не выходящего за пределы сиюминутных вопросов каждодневной жизни.

Теоретический уровень  правосознания включает систему научных знаний общечеловеческого характера, более или менее объективно отражающих юридическую действительность.

Теоретический уровень  правосознания в свою очередь  многослоен. В нем выделяется профессиональное правосознание юристов, собственно юридическая теория и правовая идеология.

Возможны самые разные классификации правосознаний. Наиболее распространенная – классификация  по его субъектам.

Виды правосознания  по его субъектам в общественной форме представляют как правосознание  индивидуальное, групповое и общественное.

Общественное  правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности.

Общественное сознание может проявляться в формах, которые не существуют и не могут существовать в головах отдельных людей.

Прежде чем общественное сознание проникает в психику  отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый их них состоит в том, что в любой общности складывается специфическая субкультура, то есть свои нормативные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор – это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуру, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.

Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредствованного особенностями его жизненного пути.

2. Функции правосознания.

Основные функции  правосознания - это назначение правосознания людей в их жизнедеятельности. Основных функций правосознания три:

1. Познавательная;

2. Оценочная;

3. Регулятивная.

Познавательная функция  правосознания предполагает наличие  у людей определенных знаний о правовой действительности.

Оценочная функция правосознания  предполагает наличие у людей  определенного оценочного отношения  к правовой действительности, праву. Характеристика оценочного отношения  к оцениваемому предмету зависит  от выбранного критерия оценки.    

Регулятивная функция  правосознания предполагает, что  на основе знания правовой действительности, оценочного отношения к ней у  людей формируется мотивация  юридически значимого поведения. К  мотивации относится все то, что  побуждает человека действовать (бездействовать). Мотив в правовой сфере выражает оценочное отношение человека, с одной стороны, - к содержанию нормы права (к ее диспозиции, санкции), с другой - к своим действиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Сложившиеся стереотипы коллективного правосознания, конечно, не остаются неизменными. Под воздействием жизни, пропаганды, реформ, открывающих новые возможности, они развиваются, модифицируются. Однако вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе. Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются «свобода», «частная собственность», «предприимчивость». Это увеличивается вероятность несовпадения принимаемых государством законов и права, выражающего нормы массовой культуры. Возникающее здесь противоречие будет тормозить принятие новых «рыночных законов» и снижать эффективность уже принятых. Лишь преодоление стереотипов массового сознания позволит успешно двигаться к обществу, основанному на обменных отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. М.Н. Марченко Проблемы теории государства и права: учебник – Москва: Проспект, 2010. – 768 с.
  2. Лазарев В.В. Липень. С.В. Теория государства и права. М.: «Спарк» 2000.
  3. Протасов В.И.Теория государства и права.-2-е изд., перераб. и доп. – М: - Юрайт – Издат, 2006.- 218 с.
  4. А.В. Малько Теория государства и права: учебник – М.:КНОРУС, 2006. - 400с

 


Информация о работе Понятие, структура и виды правосознания