Понятие, сущность и происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить сущность государства, раскрыть понятие, рассмотреть признаки
Задачи:
− Раскрыть понятие государства;
− Раскрыть сущность государства;
− Изучить понятие признаков государства;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятия “государства” ……....…………………………………………... 5
Что представляет собой “государство”? ……………………………... 5
Глава 2. Происхождение государства …………………………………………….. 9
Возникновение государства ………………………………................... 9
Глава 3. Сущность и признаки государства …………………………………….. 15
Признаки государства …………………………….……...................... 15
Методы осуществления государственной власти ……….…………. 17
Сущность и функции государства ……………………....................... 18
Заключение ............................................................................................................... 23
Список использованной литературы …………………………………………...... 25

Файлы: 1 файл

Курсовая123.docx

— 44.60 Кб (Скачать файл)

Союз  племен управлялся советом племенных  вождей, который избирал вождя  союза. С развитием  общества вожди стали осуществлять свои функции пожизненно.

Можно выделить следующие основные  характерные черты родового строя:

1. Наличие  кровного родства, общей  территории проживания и общей совместной хозяйственной   деятельности у членов рода.

2. Наличие  общего  языка, общих традиций, обычаев.

3. Запрет  на брачные отношения внутри  рода. В  казахском  обществе этот запрет  распространялся на родственников до “седьмого колена”, т.е. не только на близких, но и на  дальних родственников.

4. Наличие  общего места погребения.

5. Каждый  род имел свое  наименование.

6. Возглавлял  род вождь или старейшина –  наиболее авторитетный член рода, избираемый на общем собрании  рода.

Таким образом,  можно  утверждать, что социальная власть в до государственный период была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления; распространялась только в рамках  рода, выражала  его волю, основывалась на  кровных связях, а органами власти выступали родовые собрания,  старейшины, вожди, которые первоначально не имели никаких привилегий.

Ф.Энгельс называл  первобытное общество “первобытным коммунизмом”, “золотым веком человечества”.

Нормативная регуляция  общественных отношений в первобытный  период  характеризовалась тем, что социальные  нормы по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства  и в распределении продуктов на  основе равенства,  что оказывало существенное влияние на природу норм  первобытного общества.

Первоначально нормы существовали в виде запретов – “табу”, которые постепенно  перерастали  в обычаи,  позднее появились моральные нормы.

Первобытные  нормы, правила поведения носят характер мононорм. Мононормы – это такие нормы, в которых сливаются черты обычаев морали, религий, традиций и  привычек.

Можно выделить следующие признаки норм, существовавших в до государственный период:

1) отношения  в первобытном обществе регулировались  главным образом обычаями, т.е.  исторически  сложившимися  правилами поведения, вошедшими в привычку  в результате многократного применения в течение длительного времени;

2) они  существовали в поведении и  сознании  людей, не  имея,  как правило, письменной  формы выражения;

3) обеспечивались  в основном  силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание  из рода);

4) ведущим  в них способом регулирования  выступал запрет (система табу, отсутствие  собственно прав и обязанностей);

5) они  выражали  интересы всех членов рода и племени.

Причины возникновения государства и  права до сих пор носят дискуссионный  характер. Из всех теорий возникновения  государства и права на сегодняшний  день наиболее разработанной остается марксистская теория,  поскольку только она обладает научными и практическими доказательствами своей правоты, по крайней мере, сегодня. Марксистская теория связывает возникновение государства и права с развитием производства и появлением частной  собственности  на  землю, средства  производства  и другие блага. Поскольку собственник стремился  как-то оградить от посягательств свое имущество, то ему требовался некий аппарат насилия, способный оградить его от посягательств. Поскольку частная собственность появилась вследствие появившихся излишков благ, вызванных в свою очередь развитием средств производства, то естественно, она  начала сосредотачиваться в руках лиц, обладавших той или иной властью. Если говорить о первобытнообщинном строе, это были жрецы, вожди, военачальники и они самостоятельно начали устанавливать систему государственных органов, а  также право, которое необходимо было соблюдать.  В первую очередь внедрялся принцип “частная собственность священна”, что обществу было трудно понять после бывшей  общественной собственности на землю. По-видимому, этим и объясняется крайняя жестокость наказаний за посягательство на чужую собственность.

Существует  множество теорий возникновения  государства, и, как правило, каждая из них имеет рациональное зерно, поэтому изучение  всех  теорий не  только повышает юридическую культуру, но и ведет к более глубокому уяснению вопроса.

Основными теориями возникновения государства  на сегодняшний день  являются:

1. Теологическая  теория (Форма Аквинский, все религии). Согласно данной теории, творец  всего сущего на земле –  бог. Государство существует вечно  в  силу божественной воли, как средство поддержания богом порядка на земле, хотя бы в определенных рамках.

2. Патриархальная  теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский). Данная теория зародилась в Древней Греции, но в определенной степени дошла и до наших дней. Согласно этой теории, люди есть существа общественные и стремятся  к созданию семьи, где главным является отец семейства (патер фамилиас). Увеличение же числа семейств приводит к образованию государства.

3. Теория  общественного договора (Т.Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк, А.Радищев). Основой теории является утверждение о том, что общество в лице каждого своего члена заключает договор   с государством, передавая ему как часть своих прав, так и права в отношении себя; например, право государства наказать гражданина в случае совершения им правонарушения. Любой руководитель государства становится уполномоченным воли народа. Каждый гражданин подчиняется общей воле (воле государства), но в то же время является инициатором этой воли.

4. Теория  Гегеля о происхождении государства.  Немецкий философ Гегель выводил  происхождение государства из  требований разума и нравственности. По его мнению, государство есть  высшая форма реализации нравственности. Каковы нравственность и развитие  общества, такое государство общество  и заслуживает. Государство  – это цель, к которой должно стремиться общество, пиком же достижения этой цели является правовое государство.

5. Теория  насилия (завоевания). Основоположниками  данной теории являлись Каутский, Дюринг и др.  Сторонники данной  теории связывают возникновение  государства с ведением захватнических  войн. Государство образуется для  удержания в подчинении порабощенных  народов и управления ими.

6. Марксистская  теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин). Данная теория связывает возникновение государства с развитием средств производства, разделением труда, возникновением частной  собственности, расколом общества  на классы и классовым антагонизмом. Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий. [7]

Тщательно изучив указанные теории, необходимо уяснить,  что не стоит полностью отвергать ту или иную теорию, важно взять из нее все то  рациональное, что в ней имеется.

Кроме того, необходимо понять и уяснить  само назначение государства – оно  призвано быть орудием примирения различных  социальных и иных слоев  населения. [5]

Глава 3. Сущность и признаки государства

    1. Признаки государства

Должные, обязательные признаки государства:

1. Территориальная  организация населения и осуществление  публичной власти в территориальных  пределах. Любое государство имеет определенную территорию,  закрепленную границами и определенный круг людей,  проживающих на этой территории (население). При этом государственная власть распространяется лишь на территорию государства, если иное не предусмотрено международными соглашениями.

2. Наличие  публичной (государственной) власти. Публичной эта власть называется, потому что она распространяется  на все население государства,  выступая от его имени. К  публично-политической власти относятся  органы власти и управления, а  также специальный аппарат принуждения.  Только  государство включает такие структуры,  как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию  государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.

3. Государственный  суверенитет, т.е. независимость  государства, как во внутренних, так и во внешних делах Суверенитет государственной власти заключается в следующем:

а) верховенство власти, которое выражается в том, что государственная власть является единственной властью,  распространяющейся на всю территорию государства и его населения. Государственная власть может отменить и  признать вне закона любую другую власть. Она должна обладать  средствами и методами принуждения;

б) единство государственной власти, которое выражается в том, что существует единая система государственных органов;

в) независимость власти, которая выражается в исключительном праве государственной власти решать свои дела  самостоятельно.

4. Наличие  права, законов. Неразрывная связь государства и права. Любое государство проводит свою государственную политику, для претворения в  жизнь  которой необходимо  закрепить ее в нормативно-правовом акте. Право при  этом узаконивает не только само государство, но  и его политику. Таким образом, формируется  демократическое правовое государство.

5.  Наличие налогов и налоговой  системы. Налоги и сборы –  это часть доходов населения,  которая безвозмездно  удерживается государством и расходуется на содержание публично-политической  власти, государственного  аппарата и на  нужды всего общества в целом. При  этом существует обратная связь между количеством налогов и количеством государственных органов. Чем больше государственный аппарат, тем больше  налогов, – чем меньше государственный аппарат, тем меньше  налогов.

Современные демократические государства постоянно  стремятся к уменьшению количества государственных служащих, а налоги стремятся расходовать прежде всего  на социальные нужды общества.

Например, в ст.1 Конституции РК закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими  ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Тем  самым наше государство признает в качестве первоочередной задачи обеспечение  социальных нужд всего общества.

Рассмотрев  данные признаки, можно дать следующее  определение государства. Государство  – это политическая организация  суверенной публичной власти, издающая общеобязательные  законы  и иные акты, управляющая обществом на определенной территории, выполняющая общественно полезные функции и обладающая аппаратом принуждения для обеспечения исполнения государственной политики. [2]

 

 

 

 

 

    1. Методы  осуществления  государственной власти

Методы  осуществления государственной  власти – это   приемы и способы, используемые ею для подчинения своей  властной воле. При всем многообразии этих методов существуют и традиционные.

К традиционным  методам осуществления государственной власти относятся:

1. Метод  убеждения.  При  использовании  этого метода  идет  активное  давление идейно-нравственными средствами  на волю  индивида  для формирования у него  необходимых представлений. Как правило, в  качестве идейно-нравственных средств используется идеология.

2. Метод принуждения. Государственное принуждение – это психологическое материальное или физическое  (насильственное) воздействие  государственной  системы на  личность с целью принудить ее действовать, как это  предписывает система. Государственное  принуждение бывает правовым и не правовым. Второе – это произвол государственных органов. Первое – это государственное принуждение, вид  и  мера которого определены  правовыми   нормами и в специальных процессуальных рамках.

Методы  осуществления государственной  власти  разнообразны, но все они должны быть правовыми и   предназначены только для общественно-полезных  целей. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и функции государства

Сущность  государства – это главное назначение государства, главный стержень в этом явлении. Сущность государства определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть в государстве и ее принадлежность.

В любом  государстве существует две противоречивые сущности – классовая и общесоциальная. [6]

Рассмотрим  классовую сущность государства. Государство  как публичная власть возникает  тогда, когда прежние органы самоуправления в родовом строе перестают  исполнять управленческие функции. Общество социально расслаивается, а власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобретает политический характер и осуществляется прежде всего  в интересах привилегированных социальных групп, классов. Таким образом классовая сущность государства выражается в том, что оно всегда осуществляет власть в интересах привилегированной части общества. [4]

Информация о работе Понятие, сущность и происхождения государства