Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 14:50, курсовая работа
Основной целью данной работы является характеристика сущности Конституции Российской Федерации.
Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятие и сущность Конституции как Основного Закона государства, раскрыто понятие Конституции, а также рассмотрены различные виды конституций.
Во второй главе будут приведены особенности принятия Конституции РФ 1993года.
В третьей главе будет рассмотрена Конституция РФ, ее основные черты и юридические свойства.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Раздел 1. Понятие, Сущность и Структура Конституции………………… 5
Глава 1.1 Понятие, Сущность и Структура Конституции……………….……. 5
Раздел 2. Особенности подготовки и принятия конституции Российской Федерации 1993г………………………………………………………...…...... 11
Глава 2.1. Особенности подготовки и принятия конституции Российской Федерации 1993г……………………………………………………………..…. 11
Раздел 3. Юридические свойства конституции Российской Федерации…………………………………………………………………….... 20
Глава 3.1. Юридические свойства конституции Российской Федерации…... 20
Раздел 4. Общая характеристика конституции Российской Федерации……………………………………………………………………… 26
Глава 4.1. Общая характеристика конституции Российской Федерации…... 26
Заключение…………………………………………………………………...... 29
Список используемых источников и литературы……………………...… 31
По сравнению с предшествующими конституциями Конституция Российской Федерации 1993 г. внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие институт прав и свобод человека и гражданина. Оценивая характер этих изменений в целом, следует отметить, что в нормах главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» в обобщенном виде использованы все действующие международно-правовые акты в этой области. Закреплен принцип не отчуждаемости прав и свобод v, принадлежности их каждому от рождения. Установлены новые для нашего конституционного законодательства права и свободы: право на жизнь; запрет пыток, насилия, жестокого и унижающего достоинство обращения или наказания; защита частной жизни; право определения и указания национальности; право свободного передвижения и выбора места жительства; право на частную собственность и предпринимательскую деятельность; запрет принудительного труда; право на альтернативную службу и др.
Несмотря на то, что конституционный круг прав и свобод весьма широк, Конституция Российской Федерации устанавливает, что их перечисление в Конституции не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод.
Важное значение имеет также впервые закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод. В Конституции 1993г. содержится ряд важнейших положений, направленных на укрепление единства Российской Федерации, на сохранение России как единого федеративного государства. Важно отметить, что большинство этих положений включено в содержание основ конституционного строя, которые, как мы отмечали выше, под повышенной правовой защитой. В этом отношении принципиальный характер носят положения статей 4 и 5 Конституции, в которых закреплено, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию; Конституция и законы федерации имеют верховенство на всей территории России;
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории; федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.
Для сохранения целостности, да и самого существования России принципиальный характер имеет ликвидация в Конституции России 1993 г понятия суверенитета республик, входящих в Российскую Федерацию. В Конституции установлено, что во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты федерации равноправны. В отличие от ранее действующих Конституция РФ 1993г. более четко разграничивает предмет ведения федерации и ее субъектов.
Конституция РФ 1993 г. содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти. Закрепив принцип разделения властей, Конституция 1993г. выводит Президента РФ из системы исполнительной власти и ставит его на особое самостоятельное место в системе высших органов. По существу Президент как глава государства, гарант конституционного строя стоит над ветвями власти. Это проявляется также в том, что на него возложены определение основных направлений внутренней и внешней политики, функции своеобразного арбитра в спорах между органами власти федерации и др.
Ликвидировав систему советов, Конституция 1993 г. внесла серьезные изменения в порядок формирования и деятельности высшего представительного органа. Парламентом Российской Федерации является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В отличие от ранее действующих конституций, устанавливающих принцип равенства палат Верховного Совета, Конституция РФ 1993г. устанавливает различный порядок формирования, численность, особый статус, сферу полномочий, порядок работы каждой из палат Федерального Собрания. По существу, в Конституции РФ проведено классическое деление на нижнюю и верхнюю палаты, свойственное большинству двухпалатных парламентов.
Значительные изменения внесены в законодательный процесс. Конституция вводит ранее неизвестный вид законодательного акта — федеральный конституционный закон и устанавливает особый порядок его принятия.
К числу важных изменений в конституционном закреплении системы государственных органов относится прекращение деятельности местных органов государственной власти в лице Советов народных депутатов и введение системы органов местного самоуправления.
До 1993 г. в стране действовала Конституция, принятая в 1978 г. Верховным Советом РСФСР в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства. Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям "коммунистического строительства". Государство объявлялось "советским" и "социалистическим", но не правовым. Оно рассматривалось как "основное орудие строительства социализма и коммунизма". Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие. Закрепленная в Конституции руководящая роль КПСС служила базисом и оправданием однопартийного диктата во всех общественных и государственных делах.
Конституция с таким содержанием сразу стала входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 г. В 1989 г. законом был учрежден новый высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР в составе 1068 депутатов. К исключительному ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений. За этим последовала серия изменений и поправок, в частности, государство стало называться Российская Федерация — Россия, был введен пост Президента.
Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. На I Съезде народных депутатов (22 июня 1990 г.) была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б. Н. Ельцин (тогда Председатель Верховного Совета Российской Федерации). В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий (102 человека). Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро, уже через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен, но и опубликован для широкого обсуждения. Однако такая быстрота отнюдь не свидетельствовала о наличии политического консенсуса по вопросам содержания Основного Закона. Напротив, пробудившиеся общественные круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различные поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на V Съезде народных депутатов (октябрь 1991 г.), затем снова дорабатывался и снова был опубликован в печати. Наконец, VI Съезд народных депутатов (апрель 1992 г.) одобрил общую концепцию конституционной реформы и основные положения проекта, до этого одобренного Верховным Советом. Верховному Совету и Конституционной комиссии было поручено после доработки внести проект на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов.
Однако ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII (март 1993 г.), ни IX (апрель 1993 г.) Съезды народных депутатов не оказались в состоянии принять Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. VII Съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул необходимость осуществить конституционную реформу на основе полномочий, предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народных депутатов.
Возникавшие разногласия практически не затрагивали положений о правах и свободах человека и гражданина, но приобретали острый характер по ключевым вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические интересы, твердо заняло позицию недопущения сильной исполнительной власти. Обстановку разразившегося глубокого экономического кризиса использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной власти за всеми действиями Президента. Со своей стороны Президент все решительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.
В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента и сохранялась все та же советская форма правления.3
Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, но игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших органов государственной власти. Чтобы подчеркнуть это, глава о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте. Явно в нарушение принципа разделения властей Верховный Совет наделялся "контрольными полномочиями", а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Верховный Совет приобретал право не только принимать федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членов Правительства, которые могли назначаться Президентом исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних дел, иностранных дел, обороны, безопасности.
Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчиненное Президенту Правительство также обязывалось ежегодно представлять отчет Верховному Совету. Эти и ряд других положений существенно ограничивали права Президента и исполнительной власти, закладывали своеобразную "мину" под отношения двух властей.
Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта, оппозиционное большинство Верховного Совета назначило для этого дату созыва Съезда народных депутатов (17 ноября 1993 г.) и начало подготовку к его проведению. В самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Президента от власти, что планировалось осуществить на предстоящем Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу от проведения демократических реформ. Оппозицию не остановило даже то, что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 г., большинство избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность Президента.
12 мая 1993 г. Президент РФ
издал Указ № 669 "О мерах
по завершению подготовки
Таким образом, Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием под предлогом причастности к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.
Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Конституции, но призвал участников к выработке компромиссного текста на базе этого проекта и проекта Конституционной комиссии. Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания. Например, за то, что проект не содержал характеристики Российского государства как социального. В нем не был выдержан принцип равноправия субъектов Российской Федерации — в Совете Федерации 50 % всех мест предполагалось предоставить республикам и национальным образованиям. Президент по проекту обладал чрезмерными правами по роспуску Государственной Думы. Были и другие основания, вызвавшие обоснованную критику проекта.
Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался ясный отказ от бесплодного советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти. Именно поэтому созванное Верховным Советом в конце мая — начале июня совещание двух тысяч депутатов Советов всех уровней полностью отвергло президентский проект, а 4 июня, за день до созыва Конституционного совещания, Верховный Совет предложил свой порядок согласования и принятия проекта Конституции, который снова ставил в центр всей работы Конституционную комиссию.
Конституционное совещание работало больше месяца. В его адрес поступило более 50 тысяч замечаний и предложений. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех десятков принципиально новых норм —- фактически все статьи были изменены. В разработанный Совещанием проект вошли многие статьи из проекта Конституционной комиссии. 12 июля 1993 г. проект был Совещанием одобрен.
С осени 1993 г. конституционный кризис вошел в новую фазу. И законодательная, и исполнительная власть имели свой проект Конституции и свое представление о способе ее принятия. Достижение согласия стало невозможным, обе ветви власти все чаще апеллировали к народу, а паралич власти усиливался.
Информация о работе Понятие, сущность и свойства Конституции