Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 19:12, доклад
Сущность конституции – ее содержание, проявляющееся во внешних формах. Познавая содержание Конституции или иного юридического закона, мы познаем их сущность.
Иными словами, сущность конституции- смысл ее норм.
Познав ее сущность- мы можем оценивать конституцию—демократичная она или нет, содействует общественному прогрессу либо его тормозит, раскрывает потенциал личности либо государство «подавляет» человека. Этот ряд можно продолжать. Уже отмеченное, полагаем, свидетельствует о сложности феномена «сущность конституции». Вскрыть суть конституции можно посредством анализа политической борьбы, которая ей предшествовала, изучения и выявления закрепленных в ней основополагающих идей (принципов).
"Конституция для любой страны - это закон жизни, это договор между народом и властью"
Н.А. Назарбаев
Понятие, сущность конституции
Этимологическое значение слова «конституция» (от лат. Constitutio) — устройство, установление, сложение. Однако мало назвать тот или иной документ «Конституция».
Важно определить ее сущность.
Сущность конституции – ее содержание, проявляющееся во внешних формах. Познавая содержание Конституции или иного юридического закона, мы познаем их сущность.
Иными словами, сущность конституции- смысл ее норм.
Познав ее сущность- мы можем оценивать конституцию—демократичная она или нет, содействует общественному прогрессу либо его тормозит, раскрывает потенциал личности либо государство «подавляет» человека. Этот ряд можно продолжать. Уже отмеченное, полагаем, свидетельствует о сложности феномена «сущность конституции». Вскрыть суть конституции можно посредством анализа политической борьбы, которая ей предшествовала, изучения и выявления закрепленных в ней основополагающих идей (принципов).
Представители разных юридических школ по-разному характеризуют сущность конституции. Школа естественного права видит в ней своего рода общественный договор, нормативисты — высшую, основную норму, институционалисты — статут не только государства, но и корпоративной организации общества в целом, марксизм-ленинизм — продукт классовой борьбы и закрепления ее результатов. В наше время конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ.
Высказывались различные определения сущности Конституции. Обычно вспоминают работу Ф.Лассаля "О сущности Конституции". По его утверждению, по своей сущности Конституция представляет письменный документ, в котором отражается фактическое соотношение сил в обществе. Некоторые авторы пытаются опровергнуть данное утверждение. Так, Н.А.Михалева, определяя сущность Конституция, утверждает, что она является формой выражения народных, а не классовых интересов, правовым регулятором общесоциальных процессов
С
иных позиций к определению
сущности конституции подходит
Д.Л.Златопольский. Он считает, что
сущность конституции определяется
тем, является ли народ суверенным,
может ли он выразить свой
суверенитет или данная
Выявление сущности конституции позволяет нам определить наличие такого проявления демократии как конституционализм. Ведь можно иметь конституцию без конституционализма. Но невозможен конституционализм без конституции. Емкое определение конституционализма дал Н.М.Добрынин. Он отмечает, что конституционализм –это комплексная общественно-политическая и государственно- правовая категория, основы которой составляют идеалы конституционной демократии, наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и системы защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя в целом.
В современном понимании по своей сущности конституция есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, представляющем своего рода общественный договор, в котором согласованы социально-политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция в этом смысле есть запись соотношения политических сил на момент ее принятия. Конституция в этом значении есть основной закон государства, выражающий согласованную волю и интересы народа и в этих целях закрепляющий основополагающие устои общественного строя и государственной организации.
Конституция
есть акт учредительной (верховной) власти,
закрепляющий основы конституционного
строя, положение человека и гражданина
в обществе, форму правления государственно-
Термин «конституция» использовался на протяжении длительного времени и имеет более чем 2000-летнюю историю, однако за этот период претерпело существенные изменения.
Впервые термин «конституция» начали использовать в Древнем Риме, где конституциями именовали те наиболее важные декреты римского императора, которые имели силу закона (constitutiones princips). А в средние века конституциями признавались уставы монашеских орденов, акты определяющие структуру управления городов-государств и некоторые другие разновидности нормативных актов. Вместе с тем, многие авторы ведут отсчет истории конституционного развития с появлением буржуазии, точнее говоря – ее выходу на политическую арену в борьбе с феодализмом.
Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 г., в мае 1789 г. в Польше, а через несколько месяцев и во Франции. После этого конституции, как акты близкие по форме и содержанию к современному их пониманию, стали появляться и в других государствах
Таким образом, конституция – это основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующий государственный строй страны, принципы правовой системы государства основы его взаимоотношения с населением.
Конституция является важнейшим правовым документом государства. Она находится во главе всей системы источников права, и в этом качестве обладает в конкретном государстве наивысшей юридической силой. В то же время конституция представляет собой юридическую базу для всего текущего законодательства. На ее положениях основываются нормативные акты различных отраслей права, и, прежде всего – конституционного права, таким образом, она выступает как ядро правовой системы страны.
Конституцию чаще всего рассматривают как основной закон государства, что нередко прямо закреплено в тексте самой конституции. Понятие «основной закон» характеризует специфику объекта регулирования (основы экономической, социальной, политической систем, духовной жизни общества и правового статуса личности), а также место этого акта в правовой системе как юридической базы правотворчества, правоприменительной деятельности и правосознания.1
Конституция обладает определенными чертами, характеризующими ее взаимодействие с обществом и государством. Можно выделить следующие основные черты конституции:
Конституция выполняет правообразующую роль, она своеобразный центр правовой системы и в известном смысле «более чем закон» — нечто первичное, основное. Это единственный национальный правовой акт, который сам определяет свою особую юридическую силу. Ни один закон не может быть поставлен в один ряд с конституцией, а тем более изменять или отменять ее положения. Трактовку конституции как основного закона развивал в середине XIX в. немецкий юрист и политик Фердинанд Лассаль (1825—1864).2
Этапы развития конституций
Общемировой процесс развития конституций прошел три этапа и сейчас находится на четвертом. На разных этапах их социальное и юридическое содержание изменялось. Первый этап длился от возникновения современных конституций в XVIII в. до Первой мировой войны и образования государств тоталитарного социализма.
Конституционный процесс на этом этапе охватывал в основном Европу, Северную и Южную Америку (исключение составляли африканская Либерия, Южная Африка и Австралия). Объем конституционного регулирования был узким, он ограничивался преимущественно личными и некоторыми политическими правами граждан, а также вопросами организации и деятельности органов государственной власти. На втором этапе — между двумя мировыми войнами — конституционное регулирование распространилось, на некоторые вновь образованные государства Восточной Европы, единичные страны Азии и Африки
(в Африке
это были преимущественно так
называемые «колониальные
провозглашали руководящую роль марксистско-ленинской партии в обществе и государстве, преимущества в правах для «трудящихся», обязательную идеологию. Основные законы тоталитарных стран социалистической ориентации открыто закрепляли вождизм и предписывали однопартийность. Они во многом копировали социалистическую конституционную модель, часто ухудшая ее (впрочем, они включали некоторые либеральные положения). Конституции государств капиталистической ориентации тяготели к западной модели, заимствуя вместе с тем отдельные положения основных законов тоталитарных социалистических государств (по национальному вопросу, о планировании, борьбе с эксплуатацией и др.). На этом этапе во многих странах особенно четко выявилось противоречие между юридической и фактической конституцией, многие позитивные нормы конституций нередко носили лишь декларативный характер (особенно и социалистических и развивающихся странах).
Четвертый этап, начавшийся в конце 80-х — начале 90-х гг., характеризуется крушением тоталитарных режимов в Европе, Азии, Африке. С конца 80-х гг. до 1999 г; принято более 190 новых конституций, в том числе в наиболее консервативных мусульманских странах (Саудовская Аравия в 1992 г., Оман в 1996 г.). Они отразили изменение ситуации и конституционных приоритетов, возрастание значения общечеловеческих ценностей (в какой-то мере это относится и к новым конституциям сохранившихся социалистических стран, к поправкам к ним), разрыв с тоталитаризмом, сближение различных правовых систем при более точном учете собственного опыта.
На этом этапе возникло новое явление: постсоциалистические конституции, принципиально отринувшие тоталитарное «старое», принявшее доминирующее «новое»: суверенитет и разделение властей, равенство и защита граждан, свободный доступ к правосудию и необратимость закона и многое другое, что явилось значительным шагом вперед в развитии демократических прав и свобод, законов и самого государства.
Для определения содержания и структуры конституции рассмотрим различные подходы к классификации конситуций.
Механизм классификации конституций, их разнесение по различным классам на основе общих свойств позволяет ориентироваться в многообразии конституций, способствует установлению закономерно существующих связей между ними, определению места того или иного акта во всей их совокупности, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуры. Классификация облегчает восприятие общей картины конституционного законодательства в мире.
В юридическом смысле конституция значит, что конституция обладает высшей юридической силой. Это проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями других законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной его процедуре.
Различают такие понятия как юридическая и фактическая конституции. Юридическая - это всегда определяющая система правовых норм, регулирующих круг общественных отношений. Фактическая - это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. Например, в конституции Итальянской республики 1947 года декларированными остаются такие нормы как регламентация права на забастовку (ст.40) организация президиума Совета Министров (ст. 95).
В материальном смысле. Конституция в так называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.