Понятие закона и его основные признаки. Виды законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:45, реферат

Описание работы

Именно поэтому основными вопросами, которые исследуются в данной работе, будут следующие:
определение понятия и признаков закона;
анализ структуры закона;
рассмотрение основных стадий законодательного процесса;
установление действия закона в пространстве, времени и кругу лиц;
толкование принципа верховенства закона.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и признаки закона
2. Классификация законов
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

реферат ПЗУ.docx

— 29.37 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Украины

Донецкий государственный  университет управления

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Проблемы  законотворчества в Украине»

На тему: «Понятие закона и его основные признаки. Виды законов»

 

 

 

 

 

Подготовила:

Студентка 5 курса

Группы П-13м-2

Шерстинская А.О.

Проверил:

Шестак В.С.

 

 

 

 

Донецк, 2013 г.

План

Введение

1. Понятие и признаки закона

2. Классификация законов

Выводы

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       На сегодняшний день большинство стран мира - это государства социально - демократической ориентации, которые стремятся стать правовыми. Украина также относится к их числу. Однако быть правовым государством - означает соблюдение и обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина. Наивысшей социальной ценностью такого государства является человек. Для полной и всесторонней охраны и защиты прав человека необходимы документы, которые четко закрепляют взаимоотношения государства и личности, способствуют укреплению законности и правопорядка в обществе. Среди других документов ведущую роль играет закон, как нормативно - правовой акт высшего органа государственной власти в стране. Деятельность всех государственных органов, учреждений и организаций должны подчиняться его воле и предписаниям. В связи с этим необходимо исследовать основные положения науки теории государства и права на определение понятия закона. Основываясь на положениях данной науки, отечественная юридическая практика регламентирует свою деятельность по созданию закона и реализации его норм.

       Именно поэтому основными вопросами, которые исследуются в данной работе, будут следующие:

  • определение понятия и признаков закона;
  • анализ структуры закона;
  • рассмотрение основных стадий законодательного процесса;
  • установление действия закона в пространстве, времени и кругу лиц;
  • толкование принципа верховенства закона.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и признаки закона

Среди нормативно - правовых актов ведущее место занимают законы.

Закон - нормативно - правовой акт представительного высшего органа государственной власти (или гражданского общества / непосредственно народа), который регулирует важнейшие вопросы общественной жизни, устанавливает права и обязанности граждан, имеет высшую юридическую силу и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры.

Характеристика закона как  правового документа высшей юридической  силы означает следующее:

  • закон является неоспоримым, т.е. никакой другой орган, кроме законодательного, не может его отменить или изменить, -
  • все другие нормативные акты (государственных органов, общественных организаций, коммерческих корпораций) находятся «под» законом, подзаконными. Они основаны на законах и не противоречат им.

Признаки  закона:

1 . Акт точно определенных, высших по статусу субъектов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны (в Украине - Верховная Рада) или гражданского общества (непосредственно народа) (референдум);

2. Акт, может быть только нормативным по содержанию (в отличие от акта применения норм права и акта толкования норм права);

3 . Всегда письменный акт - документ, который закрепляет нормы права, вводимых или их изменения, содержит первичные, основные нормы права, которые ранее в правовой системе не было, к тому же - нормы из ключевых, основных вопросов жизни, устанавливает права и обязанности вязки граждан;

4. Акт, принятый в строгом соответствии с конституцией и ранее принятыми законами и не требует дополнительного утверждения;

5. Акт, который может  быть заменен, как правило, только законом и проверен на соответствие конституции только Конституционным Судом;

6. Акт, имеет высшую юридическую силу, то есть акт высшего юридического "ранга"; все остальные акты должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

7. Акт, принятый с соблюдением особой законодательной процедуры, которая называется законодательным процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация законов

С целью эффективного использования возникающей множества законов, возникающие необходимо однозначное понимание их видов и общих и специфических признаков, соотношение между собой.

По значению и месту  в системе законодательства законы можно разделить следующим образом:

  • конституции
  • конституционные законы
  • обычные (текущие) законы
  • обеспечивающие (оперативные) законы

1. Конституции - основные  законы, регламентирующие основы общественного, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан.

2. Закон, которым вносятся изменения в конституции, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституции, и тем, что он после утверждения (принятия) приобретает высшей силы и становится составной частью конституции.

Конституционный закон отличается от других законов следующим признакам:

а) юридической силой;

б) предметом регулирования - особая сфера;

в) порядком принятия - особая процедура.

Как правило, конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов (в Украине - 2/ 3, в России - 3 /4).

3. Обычные законы - регламентирующие определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с конституцией. Это значительная по количеству и подвижная группа законов, принимаются простым большинством голосов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.

Типичными по объему регулирования  являются такие виды обычных законов:

а) общие законы - законы, регламентирующие определенную сферу общественных отношений и распространяются на всех.

Общие законы могут быть:

  • кодифицированные (например, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс и др..)
  • текущие (например, Закон «О выборах»);

б) специальные законы - законы, регламентирующие ограниченную (специальную) сферу общественных отношений и распространяются на часть населения (например, законы о пенсиях, об образовании, о милиции и др.).

4. Обеспечивающие (оперативные) законы - нормативно - правовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, ратифицируются международные договоры и др.. Их назначение заключается не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в других отдельных законах и международных договорах, регулирующих важнейшие отношения и требуют немедленного принятия. Это законы, содержащие нормы о нормах.

Виды законов по сроку действия:

  • постоянные - законы, действующие без ограничения срока;
  • временные - законы, действующие с ограничением срока (например, законы «О налогообложении», « О бюджете на 2001 год »);
  • чрезвычайные (как разновидность временных законов) - принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуациях и действуют на период чрезвычайного положения (например, провозглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической опасности, объявление войны), их особенность заключается в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие Кодекса законов о труде.

Виды законов по субъектам законотворчества:

  • принятые обществом (народом) в результате референдума
  • принятые законодательным органом государства.

Виды законов за пределами действия:

  • законы Украины,
  • законы Автономной Республики Крым.

Виды законов по структурной форме:

  • кодифицированы,
  • некодифицированным.

К последним примыкают Собрание законодательства, Своды законов, которые являются актами такого вида систематизации законодательства, как консолидация.

Виды законов по отраслевому признаку:

  • конституционно - правовые;
  • гражданско - правовые,
  • административно - правовые и т.д..
  • Есть еще и межотраслевые (комплексные) - о здравоохранении, образовании и др..

Виды законов по сферам общественной жизни:

  • законы в области регулирования экономики,
  • законы в области регулирования политики,
  • законы в области регулирования социальной сферы,
  • законы в области регулирования военной сферы и др.. (см. Закон Украины «О законах и законодательной деятельности» - после его принятия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Таким образом, закон - это  основная категория правовой системы страны. Его изучение занимает центральное место в юридической теории и законодательной технике.

Учитывая положения данной работы основными признаками закона следует признать следующие:

  • Принятие его только высшими представительными органами государства;
  • Регулировка основных, наиболее значительных, важных общественных отношений;
  • Наделенность высшей юридической силой в правовой системе страны;
  • Установление общих правил поведения (норм), обязательных для всех;
  • Устойчивость, стабильность;
  • Особый порядок принятия, предусмотренным Конституцией и Регламентом парламента.

Указанные признаки, которые одновременно можно назвать требованиями и предъявляются закону, необходимы для того, чтобы данный нормативно - правовой документ выполнялся и был гарантом стабильности государства. Несоответствие закона хотя бы одной из этих признаков приводит в конечном итоге к его недейственности и неэффективности. Поэтому необходимо принимать меры для их устранения. Только в этом случае можно будет говорить о стабильности и действенность закона, чего иногда не хватает украинским законам.

Основным законом государства  является Конституция. Конституция  Украины закрепляет основы ее общественного  и государственного устройства, определяет направления развития общества и государства, основы организации и деятельности государственных органов, а также органов местного самоуправления, устанавливает конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина, направляет развитие государственной и самоуправляющейся форм народовластия.

 

 

 

Литература:

  1. Сильченко Н. Проблемы верховенства закона. Автореферат доктора юр. наук. - Минск, 1993.
  2. Скакун О.Ф. Теория государства и права. Харьков. "КОНСУМ". 2001г. 655с.
  3. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., пере раб. и доп. М.: Юристъ, 2000. - 776 с.

 


Информация о работе Понятие закона и его основные признаки. Виды законов