Понятия и положения о праве в современной юриспруденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Понятие права – основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.docx

— 57.17 Кб (Скачать файл)

В юридической науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Структура права, его содержание составляют его внутреннюю форму. Внешняя форма права составляет комплекс юридических источников. Термины «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Форма права показывает организацию его содержания и внешнее выражение, а источник права – истоки формирования права, факторы, определяющие его содержание и формы выражения.

Правовая форма – это вся правовая реальность. Например, все основные направления деятельности государства осуществляются в правовых формах, на основе законодательных актов, которые определяют характер и содержание этой деятельности13.

В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения, конкретные виды деятельности. Например, достижение власти в государстве оппозиций правовыми методами, в рамках правовых форм: сбор подписей на проведение досрочных выборов и т.д.

Управление и реформирование экономики происходит только в правовых формах, т.е. на основе каких-то выработанных нормативно-правовых актах.

Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами, состояниями и отношениями.

Форма права – это форма именно права как отдельного, самобытного явления и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение – упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера.

Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

Внутренняя форма права – это его структура и связи. К ней надо отнести систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. В настоящей главе рассматривается лишь внешняя форма права.

В отечественном правоведении нет единого мнения относительно того, что следует понимать под внешней формой права. Во многом это определяется тем, что тот или иной автор считает содержанием права. Некоторые авторы полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права – это юридические нормы14.

Думается, ближе к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю (это сущность его), а юридические нормы, и в этой связи формой именуют источники права. Правовая норма – это не форма права, а само право.

Раскрыть внешнюю форму права – значит выяснить, какими способами данная экономически и политически властвующая группа «возводит в закон» свою волю и соответственно какие формы выражения приобретают правовые нормы. Право всегда воплощается в определенные формы, оно всегда является формализованным.

В российской правовой системе утверждались такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативно-правовой акт.

Таким образом, в разных правовых системах различные формы права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую, обусловленную характером и местом каждой из них в конкретной правовой системе регулятивную роль. Однако все они являлись и являются, по сравнению с неправовыми средствами, весьма важными рычагами воздействия власть имущих на общественные отношения и различные общественно-политические институты.

    1. Источники, как базовая внешняя форма выражения права

Источник права – то, чем руководствуется практика в решении юридических дел или способы закрепления и существования норм права.

Нормативные правовые акты – основные и наиболее совершенные формы современного права. Документальная форма их исполнения позволяет оперативно знакомить с их содержанием население.

Нормативно-правовой акт – это официально изданный в особом порядке документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая правовая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам15.

Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, акты прямого народного волеизъявления.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • нормативные акты государственных органов;
  • нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);
  • совместные акты (государственных и негосударственных организаций);
  • нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

  • общефедеральные;
  • акты субъектов федерации;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные акты (регулирующие отношения внутри организации, предприятия, учреждения).

По сроку действия различаются:

  • акты неопределенно длительного действия;
  • временные акты.

В зависимости от юридической силы нормативно - правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы занимают главное место в системе правовых актов. Их ведущее положение определяется следующим:

Во-первых, они принимаются только представительными органами государственной власти или народом в порядке референдума.

Во-вторых, обладают высшей юридической силой; никто не вправе отменить закон, кроме органа, который его издал.

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения: государственный строй, компетенция звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.

В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера.

В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.

Таким образом, закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы подразделяются на конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция – это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.

Конституция16 занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью.

Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Значимость ее еще больше возрастает в федеративном государстве, где она является основой для развития не только текущих законов, но и конституции субъектов Федерации.

Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией Российской Федерации. Это законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д.

Прямое закрепление в Конституции данных актов, круга регулируемых ими отношений, усложненная процедура принятия (обязательное одобрение не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации, не возможность наложения на них вето Президента) определяют их особое место в системе действующего законодательства и повышенную юридическую силу.

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Текущие законы подразделяются на органические (кодифицированные) и чрезвычайные. К кодифицированным законам можно отнести законодательства и кодексы по различным отраслям права (гражданский, уголовный, административный, земельный, трудовой и т.п.).

Чрезвычайные законы принимаются при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами и носят временной характер.

Следующий вид источников права – подзаконные нормативно-правовые акты. Своеобразие указов и распоряжений Президента РФ связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

Указы Президента можно классифицировать на:

  • указы в границах собственных полномочий;
  • указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;
  • указы, подлежащие утверждению Советом Федераций (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора)17.

Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сфера общественной жизни, имеют общий обязательный характер.

Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.).

Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличия от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться применительно к каждому конкретному случаю.

Президенты республик, входящих в состав РФ, также издают правовые акты в форме указов и распоряжений.

Очень важны и многообразны по содержанию нормативно - правовые акты российского Правительства.

Это акты, издаваемые в исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, акты по вопросам собственной компетенции.

Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативные правовые акты, целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Правовая природа этих нормативных актов производна от государства, от его согласия, санкции на юридически значимое регулирование определенной группы общественных отношений.

Следующий вил источников права – нормативный договор. Под нормативным договором принято понимать добровольное соглашение двух и более сторон, порождающее, изменяющее или отменяющее взаимные права и обязанности, выраженные в правовых нормах.

В качестве сторон, или субъектов, в нормативном договоре выступают государство и другие юридические лица, обладающие нормотворческими полномочиями на делегированной или компетенционной основе. Он представляет собой документ, в котором содержится добровольное волеизъявление сторон по поводу обязанностей и прав, устанавливается круг их полномочий, закрепляется согласие на выполнение взятых на себя обязательств. Нормативный договор представляет собой типичное проявление нормативной саморегуляции, или самоуправления, а тем самым принципа демократизма в характеристике политического (государственного) режима. Вместе с тем следует подчеркнуть, что первичным юридическим источником возникновения и развития договорных форм, придания им силы права или обязательного характера выступают общие дозволения, содержащиеся в диспозитивных нормах права18.

Например, трудовой договор нормативного характера имеет широкое распространение в трудовом праве. В трудовом законодательстве РФ помимо понятия «договор» используются термины «контракт», «соглашение», «договоренность». Они могут быть признаны рассматриваемым источником права, если содержат нормы права. Нормативный характер в этой отрасли права носят коллективные договоры, тарифные соглашения.

Явной представляется тенденция к увеличению удельного веса нормативного договора в качестве источника права в государствах, формирующих рыночную экономику и ставящих своей целью приобретение преимущественно правовой формы осуществления государственной власти, следовательно, в Российской Федерации. Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., носящий бесспорно нормативный характер, лег в основу образования самостоятельного российского государства. Многочисленными являются нормативные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и органами субъектов Федерации19.

Определенное своеобразие имеют в современных условиях договоры между субъектами Российской Федерации.

Принято считать, что нормативные договоры выступают в качестве основной формы права в международном праве. Международный договор представляет собой соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес. Содержащиеся в них принципы и нормы призваны регулировать взаимоотношения между этими государствами путем создания взаимных прав и обязанностей.

Информация о работе Понятия и положения о праве в современной юриспруденции