Предложения о пересмотре, изменении
уставов могут вносить: часть депутатов
законодательного (представительного)
органа (1/3, 1/5, определенное число); глава
исполнительной власти, губернатор; в
некоторых субъектах – граждане (2% – в
Приморском крае, 40 тыс. – в Воронежской
области, 25 тыс. – в Саратовской области);
постоянные комиссии законодательного
(представительного) органа (Курская область)
судебные органы и прокурор области (Волгоградская,
Воронежская области); выборные органы
районного и городского самоуправления
(Вологодская, Воронежская, Калининградская
области).
3. Как для конституций,
так и для уставов субъектов
Федерации характерны нормы о
недопустимости изменений, пересмотра
определенных глав или статей
представительным (законодательным) органом.
В конституциях это относится,
как правило, к главам об основах конституционного
строя республики, правах и свободах граждан
и порядку пересмотра и изменения конституции.
Предложения об изменении этих
разделов или глав принимаются в усложненном
порядке. Например, в Республике Башкортостан
– при условии поддержки их подписями
50 тыс. избирателей, в Республике Бурятия
– если поддержано 3/4 депутатов Народного
Хурала, и затем созывается Конституционное
Собрание. В Республике Тыва изменение
гл. 1 («Государственное устройство Республики
Тыва») производится Великим Хуралом на
основе референдума. В республике Северная
Осетия – Алания Президент вправе распустить
Парламент в случае пересмотра им основ
конституционного строя, закрепленных
гл. 1 Конституции, и представить закон
о поправках к этой главе на рассмотрение
вновь избранного Парламента. Положительное
решение последнего о необходимости пересмотра
гл. 1 не может служить основанием роспуска
Парламента, а закон остается в силе.
В уставах некоторых субъектов
тоже имеются нормы об особом порядке
изменения тех или иных положений.
Так, в Уставе Смоленской области
установлено, что изменение ст. 5 12, 15, определяющих
основы устройства области, означает пересмотр
Устава в целом и влечет принятие нового
Устава. В Уставе Московской области закреплена
норма о том, что положения 2 и 9 разделов
(о правах и свободах человека и гражданина
и об изменениях Устава) не могут быть
пересмотрены областной Думой, а также
о том, что положения 1, 2, 3, 4 и 9 разделов
Устава не могут быть пересмотрены в течение
двух лет после вступления в силу Устава,
за исключением случаев, связанных с необходимостью
приведения его в соответствие с Конституцией
России и федеральными законами. В Саратовской
области закон о внесении изменений и
дополнений в Устав принимается Думой
после одобрения поправок и предложений
к Уставу не менее чем 2/3 выборных органов
местного самоуправления.
Конституции и уставы должны
соответствовать Конституции Российской
Федерации. Обеспечение такого соответствия
отнесено к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Норма об обеспечении соответствия
конституций и уставов Конституции Российской
Федерации, о верховенстве Конституции
России закреплена в различных формулировках
и в конституциях ряда республик и во многих
уставах.
Так, в Конституции Республики
Тыва указано, что в случае противоречия
Конституции республики Конституции Российской
Федерации действуют нормы последней
по полномочиям, отнесенным к ведению
Российской Федерации и к совместному
ведению Федерации и Республики.
Уставы некоторых областей устанавливают,
что при внесении изменений в Конституцию
Российской Федерации, принятии новых
федеральных законов по предметам ведения
Российской Федерации и совместного ведения
положения уставов применяются в части,
не противоречащей Конституции Российской
Федерации и федеральным законам, и указывается,
что в течение определенного срока (три
месяца, один месяц) необходимо внести
поправки в уставы (Приморский край, Воронежская
область, Самарская область).
Соответствие конституций и
уставов федеральной Конституции и уровень
этого соответствия обусловливаются объективными
факторами. Соответствие устанавливается
только в той мере, в какой это необходимо,
чтобы создать условия для функционирования
Российской Федерации как целостного
единого государства, обеспечить единое
экономическое пространство, единые основы
статуса личности, прямое действие Конституции
Российской Федерации и федеральных законов
ва всей ее территории, претворение в жизнь
основ конституционного строя России.
Вне этих рамок за субъектами
Федерации обеспечивается широкая самостоятельность
в определении содержания своих конституционных
уставных норм.
Действующая Конституция Российской
Федерации значительно расширила пределы
учредительной власти субъектов Федерации
в области правового регулирования. Они
самостоятельно решают вопросы о системе
своих органов государственной власти
– представительных и исполнительных,
их наименованиях, структуре, компетенции,
о целесобразности института Президента,
его правовом статусе, определяют систему
органов местного самоуправления, конкретные
взаимоотношения своих властных структур.
Все это свидетельствует о том,
что Конституция Российской Феде-ации
исходит из стержневого направления осуществляемого
в стране реформирования Федерации на
новых началах – расширения прав субъектов
Федерации.
Важными гарантиями соответствия
конституций и уставов субъектов Российской
Федерации федеральной Конституции являются:
верховенство Конституции Российской
Федерации и федеральных законов на всей
территории Российской Федерации (ч. 2
ст. 4);
высшая юридическая сила, прямое
действие и применение на всей территории
России федеральной Конституции (ч. 1 ст.
15);
формирование субъектами Федерации
системы органов государственной власти
в соответствии с основами конституционного
строя Российской Федерации и общими принципами
организации представительных и исполнительных
органов государственной власти, установленными
федеральным законом (ч. 1 ст. 77);
взаимное согласие Российской
Федерации и ее субъекта для изменения
статуса последнего в соответствии с федеральным
конституционным законом (ч. 5 ст. 66);
возможность проверки соответствия
конституций и уставов субъектов Федерации
посредством конституционного судопроизводства,
осуществляемого Конституционным Судом
Российской Федерации. При этом положения
конституций и уставов, признанные не
соответствующими Конституции Российской
Федерации, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125).
Конституционный Суд рассмотрел ряд дел
о конституционности отдельных положений
уставов некоторых областей.
Однако на практике в обеспечении
соответствия конституций и уставов субъектов
Российской Федерации федеральной Конституции
еще много проблем. Некоторые положения
названных актов в настоящем их виде противоречат
Конституции России. Причиной этого явилось
то, что конституционное законодательство
в республиках и других субъектах опережало
конституционное строительство в самой
Федерации. Имели значение и длительный
перерыв в работе Конституционного Суда
Российской Федерации, отсутствие механизма,
обеспечивающего реализацию постановлений
Конституционного Суда.
Играют свою роль и наблюдающиеся
в некоторых республиках и других субъектах
тенденции чрезмерной суверенизации,
а подчас и сепаратистские устремления.