Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:15, курсовая работа
Одними из основных источников информации по данной теме, безусловно, являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, федеральные конституционные законы, поэтому одной из главных моих задач является анализ соответствующих нормативно-правовые актов, а также изучение другой литературы, касающейся выбранной мною темы. А для того, чтобы отразить практику реализации ФКЗ от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»2 я рассмотрю один из примеров образования нового субъекта РФ, проводя при этом некоторый сравнительный анализ положений закона и совершенных действий и мероприятий.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Состав Российской Федерации и возможности его изменения……...5
§ 1. Изменения состава Российской Федерации …………………………6 § 2. Конституционное регулирование принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта…………………….11
Глава 2. Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта……15
§ 1. Международный договор, его значение…………………………..16
§ 2. Проект федерального конституционного закона, его содержание, порядок принятия…………………………………………………………17
Глава 3. Порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта……………………………………………………………………19§ 1. Порядок выдвижения инициативы образования в составе РФ нового субъекта…………………………………………………………...20
§ 2. Порядок проведения референдумов по вопросу образования нового субъекта в составе РФ……………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………..29
КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
(РПА Минюста России)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине : Конституционное право
«Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе
нового субъекта Российской Федерации»
(наименование темы)
Выполнил студент 201 з учебной группы II курса Тихонова Татьяна Александровна (фамилия, имя, отчество)
Научный руководитель Газизуллина Лилия Закиевна (фамилия, имя, отчество)
Дата защиты___________________ Оценка________________________
|
Казань 2012
Содержание
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Состав Российской Федерации и возможности его изменения……...5
§ 1. Изменения состава Российской Федерации …………………………6 § 2. Конституционное регулирование принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта…………………….11
Глава 2. Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта……15
§ 1. Международный договор, его значение…………………………..16
§ 2. Проект федерального конституционного
закона, его содержание, порядок принятия…………………………………………………………
Глава 3. Порядок образования в составе
Российской Федерации нового субъекта…………………………………………………………
§ 2. Порядок проведения референдумов
по вопросу образования нового субъекта
в составе РФ……………………………………………………23
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………..
За последние несколько лет в России был издан ряд федеральных конституционных законов, регламентирующих изменения ее состава. К ним относятся Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 года «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа», Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 года «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»1. И есть основания полагать, что это не исключительные случаи, поскольку все новые и новые субъекты стремятся к объединению. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что наблюдается тенденция к изменению состава РФ, в частности, к укрупнению ее субъектов. Изменение субъектного состава Российской Федерации, в частности объединение нескольких субъектов, процесс достаточно длительный и сложный. Не смотря на то, что в настоящее время этот процесс не касается нашего региона, мне как гражданке Российской Федерации и как будущему юристу важно знать законодательную базу происходящих изменений, их причины, а главное, возможные последствия. Именно это определяет для меня актуальность выбранной темы.
В своей работе я намерена подробно изучить порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации. Прежде всего необходимо определить причины происходящих перемен, а так же насколько это возможно спрогнозировать их последствия. Затем я намерена изучить нормативно-правовую базу, на которой основываются все изменения субъектного состава Российской Федерации. Процесс образования в составе Российской Федерации нового субъекта и процесс принятия в состав Российской Федерации нового субъекта РФ я рассмотрю отдельно, так как в каждом из этих случаев могут быть различные способы изменения состава нашей страны.
Одними из основных источников информации по данной теме, безусловно, являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, федеральные конституционные законы, поэтому одной из главных моих задач является анализ соответствующих нормативно-правовые актов, а также изучение другой литературы, касающейся выбранной мною темы. А для того, чтобы отразить практику реализации ФКЗ от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»2 я рассмотрю один из примеров образования нового субъекта РФ, проводя при этом некоторый сравнительный анализ положений закона и совершенных действий и мероприятий.
На тему изменения
субъектного состава РФ, в частности об
укрупнении субъектов Федерации, в
последние годы пишут многие юристы и
политики. Многие предлагают различные
варианты совершенствования субъектного
состава России, но в одном авторы солидарны
– такие изменения необходимы на данном
этапе развития российского федерализма.
В данной курсовой работе я использовала
исследования таких авторов как А.В. Безруков3, М.В. Баглай4, Л.М. Карапетян5 и другие.
Структура моей курсовой работы соответствует поставленным выше задачам. Она состоит из введения, 3 глав и заключения. Каждая глава соответствует одной из задач. Все главы разделены на параграфы. Заключение представляет собой анализ результатов выполненной работы.
Субъект РФ – это государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Российская Федерация состоит из 83 субъектов РФ шести видов: республики в составе РФ; автономная область; автономные округа; области; края; города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 21 Республика в составе РФ, 4 автономных округа – национально-государственные и национально-территориальные образования в составе РФ. Виды субъектов РФ и основы их конституционного статуса закреплены в ст.5 Конституции РФ. Исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации в алфавитном порядке представлен в статье 65 Конституции РФ.6 В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия;
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская
область, Астраханская область, Белгородская
область, Брянская область, Владимирская
область, Волгоградская область, Вологодская
область, Воронежская область, Ивановская
область, Иркутская область, Калининградская
область, Калужская область, Кемеровская
область, Кировская область, Костромская
область, Курганская область, Курская
область, Ленинградская область, Липецкая
область, Магаданская область, Московская
область, Мурманская область, Нижегородская
область, Новгородская область, Новосибирская
область, Омская область, Оренбургская
область, Орловская область, Пензенская
область, Псковская область, Ростовская
область, Рязанская область, Самарская
область, Саратовская область, Сахалинская
область, Свердловская область, Смоленская
область, Тамбовская область, Тверская
область, Томская область, Тульская область,
Тюменская область, Ульяновская область,
Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург
– города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Согласно Конституции РФ все субъекты РФ равноправны между собой в отношениях с федеральными органами государственной власти. Субъекты наделяются правом иметь собственное законодательство. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
§ 1. Изменения состава Российской Федерации
Часть 2 статьи 65 Конституции РФ указывает на возможность изменения состава Российской Федерации: «Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом».7
М.В. Баглай выделяет два способа изменения состава Российской Федерации: «во-первых, это может произойти, если население какого-либо иностранного государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации образуется на территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции субъектов Федерации»8. Таким образом, состав Российской Федерации может измениться путем принятия в Российскую Федерацию нового субъекта, когда имеет место присоединение к России иностранного государства или его части, и путем образования в составе Российской Федерации нового субъекта, когда изменение состав Российской Федерации не связано с указанным международным аспектом и имеет внутреннюю природу.
Среди причин и обстоятельств, способных обусловить реализацию соответствующего правового механизма, большинство авторов, пишущих на данную тему (Л.М. Карапетян, А.В. Безруков, Н.А. Михайлова, А.Р. Парамонов и другие), особенно выделяют экономическую причину.
Если говорить о первом способе изменения состава РФ, то здесь можно привести в пример опыт СССР, когда экономически более слабые государства стремились войти в состав Советского Союза (например, Армения). Однако в истории Российской Федерации подобные прецеденты не имели места.
Что же касается второго способа, то здесь исследователи выделяют ни только экономическую причину, а целый комплекс причин – экономических, политических, социальных.
Политический фактор: руководство, а так же основные политические силы страны в той или иной степени ставят «своей целью оптимизацию государственного устройства Российской Федерации … и усиления федерального центра»9. В данном случае под «оптимизацией государственного устройства» понимается ни просто изменение состава Российской Федерации, а изменение в сторону «укрупнения субъектов», что является важнейшим фактором усиления центральной власти.
Что же касается политических сил на местах, то они так же в процессе образования нового субъекта Российской Федерации находят свои плюсы: «Образование нового субъекта Российской Федерации открывает юридическую лазейку для региональных политиков, позволяющую на вполне законных основаниях продлять сроки своих полномочий, поскольку теперь им придется бороться за должности в новых органах государственной власти в новом субъекте»10.
Нельзя здесь не упомянуть и об оппозиции, которая «тоже найдет для себя нишу – поскольку сложнейший процесс объединения субъектов не может проходить без проблем, оппозиционные политики и партии традиционно будут критиковать власть за способы и методы объединения»11. Таким образом, политическая причина очевидна – безусловная выгодность образования нового субъекта Российской Федерации для всех политических сил страны.
Экономический фактор: экономическая проблема происходит прежде всего из неравенства субъектного состава Российской Федерации, «многие из субъектов РФ не имеют потенциала, отвечающего статусу государственного образования»12. Так, например, Коми-Пермяцкий автономный округ «традиционно считается депрессивной территорией, федеральные дотации составляют три четверти доходной части бюджета. Уровень социально-экономического развития – один из наиболее низких в России»13. О несопоставимости масштабов экономики Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области свидетельствует и следующий факт: «в январе-сентябре 2003 года объем промышленного производства КПАО составил 480,5 млн руб., это менее 0,4 % от уровня Пермской области»14. Отсюда и вытекает необходимость изменения субъектного состава Российской Федерации, при чем вновь в сторону объединения, а значит, укрупнения субъектов Российской Федерации. Так, возвращаясь к примеру Пермского края, выгоды получает и Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, «поскольку совокупный экономический ресурс двух бывших субъектов при эффективном управлении и помощи федерального центра (такая помощь была обещана) позволит улучшить все прежние экономические показатели, существовавшие до объединения»15.
Что же касается социальных проблем, то они вытекают непосредственно из проблем экономических. В регионе с плохо развитой экономикой не может нормально функционировать и социальная сфера: малые масштабы производства, а значит, отсутствие достаточного количества рабочих мест, как следствие безработица. Кроме того, такие регионы, как правило, живут за счет дотаций из федерального бюджета, и средств на поддержку социально незащищенных слоев населения не хватает. Отсюда общий низкий уровень жизни населения. Безусловно, в объединении с более экономически развитым «соседом» люди видят решение своих проблем. Об этом говорит и тот факт, что все проведенные на сегодняшний день референдумы по вопросам объединения субъектов прошли успешно.
Как уже было отмечено выше, в нашей стране наблюдается явная тенденция изменения субъектного состава в сторону укрупнения субъектов. И это вполне объяснимо, поскольку «главной проблемой современного этапа реформирования политико-территориального устройства Российской Федерации является … его оптимальная реорганизация с целью обеспечения эффективного управления как единым федеративным государством, так и в каждом его субъекте»16. С этой точкой зрения соглашается и консультант отдела проблем государственного строительства Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, кандидат юридических наук М.В. Глигич-Золотарева в своей работе «Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования»: «одним из главных обоснований необходимости укрупнения субъектов является обеспечение большей эффективности управления»17. Очевидно, что чем меньше количество субъектов, тем эффективнее будет управление ими. Кроме того, в самом федеральном конституционном законе от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (статья 5)18 не предусмотрено «иной процедуры образования в составе РФ нового субъекта, кроме как объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Тем самым такая единственная форма образования нового субъекта исключает возможность применения других форм (разделение, выделение) образования новых субъектов и направлена лишь на укрупнение субъектов РФ»19.