Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:12, курсовая работа
В своей работе я намерена подробно изучить порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации. Прежде всего необходимо определить причины происходящих перемен, а так же насколько это возможно спрогнозировать их последствия. Затем я намерена изучить нормативно-правовую базу, на которой основываются все изменения субъектного состава Российской Федерации. Процесс образования в составе Российской Федерации нового субъекта и процесс принятия в состав Российской Федерации нового субъекта РФ я рассмотрю отдельно, так как в каждом из этих случаев могут быть различные способы изменения состава нашей страны.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Состав Российской Федерации и возможности его изменения……...5
§ 1. Изменения состава Российской Федерации …………………………6 § 2. Конституционное регулирование принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта…………………….11
Глава 2. Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта……15
§ 1. Международный договор, его значение…………………………..16
§ 2. Проект федерального конституционного закона, его содержание, порядок принятия…………………………………………………………17
Глава 3. Порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта……………………………………………………………………19§ 1. Порядок выдвижения инициативы образования в составе РФ нового субъекта…………………………………………………………...20
§ 2. Порядок проведения референдумов по вопросу образования нового субъекта в составе РФ……………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………..29
- предложения
о правопреемстве нового
- предложения о внесении изменений в федеральный бюджет на текущий год, либо проект федерального бюджета на следующий год – в зависимости от того требует образование нового субъекта Российской Федерации перераспределения бюджетных средств текущего года или нет;
- предложения о функционировании на территории нового субъекта Российской Федерации государственных органов, организаций заинтересованных субъектов; предложения о формировании органов государственной власти нового субъекта РФ;
- предложения о действии законов, нормативно-правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта РФ;
- сведения о
предполагаемых сроках
Так, возвращаясь к опыту образования Пермского края, в феврале 2003 года Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину было направлено письмо о необходимости федеральной поддержки процесса объединения субъектов Российской Федерации, подписанное главами субъектов и председателями представительных органов власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.39 В качестве сопроводительных материалов Президенту были представлены Договор от 17 февраля 2003 года «О согласованных действиях по образованию нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» и Меморандум «Об образовании нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». Данные документы важны как прецедентный источник решения в будущем вопроса об объединении любых других субъектов Российской Федерации.
«В указанных документах было закреплено решение основных проблемных вопросов объединения следующим образом:
1) объединение субъектов носит добровольный характер;
2) новый объединенный субъект становится правопреемником Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в отношении их собственности, отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;
3) нормативные правовые акты Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа будут действовать на территории нового субъекта в части, не противоречащей его новому уставу;
4) предметы ведения и полномочия органов государственной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа перейдут новому субъекту;
5) территорию нового субъекта составят объединенные территории Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа;
6) первое высшее должностное лицо (губернатор) и первый законодательный (представительный) орган государственной власти нового субъекта будут избраны сроком на пять лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
7) процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа не предполагает досрочного прекращения полномочий глав администраций и законодательных собраний объединяемых субъектов;
8) статусом нового субъекта является область в составе Российской Федерации;
9) предусматривается, что в г. Кудымкаре (столица Коми-Пермяцкого автономного округа) должны функционировать отдельные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
10) в Федеральном Собрании на переходный период сохраняется представительство населения Коми-Пермяцкого автономного округа;
11) законодательный (представительный) орган нового субъекта должен формироваться способом, гарантирующим обеспечение соблюдения представительства населения Коми-Пермяцкого автономного округа»40.
§ 2. Порядок проведения референдумов по вопросу образования нового субъекта в составе РФ
В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы субъектов РФ, на территории которых образуется новый субъект Федерации, что установлено пунктом 1 статьи 11 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Назначение, подготовка и проведение референдумов по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», федеральными законами, а также законами заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме.
Основные принципы проведения референдума сформулированы в статье 3 федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»41. Так пункт 2 статьи 3, а так же пункт 1 статьи 5, статьи 6 и 7 указанного выше федерального закона устанавливает, что участие граждан в референдуме осуществляется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Голосовать на референдуме, а также участвовать в его подготовке и проведении вправе гражданин РФ, достигший 18 лет (п.1 ст.4), независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (п.2 ст.4). Исключением являются граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (п.3 ст.4). Участие граждан в референдуме свободно и добровольно (п.3 ст.3). Граждане, проживающие за пределами РФ, обладают в полном объеме правом на участие в референдуме (п.4 ст. 3). Референдумы организуют и проводят комиссии, и чье-либо вмешательство в их деятельность не допускается (п. 7 ст. 3). Деятельность комиссий при подготовке и проведении референдума, определении результатов референдума осуществляется гласно и открыто (п.5 ст. 3). Референдумы по вопросу объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа был проведен 7 декабря 2003 года (в каждом субъекте по отдельности).
Ситуации, когда в одном или нескольких заинтересованных субъектах референдум признан несостоявшимся или его результаты недействительными, регулируются пунктом 1.3 статьи 11 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». В таких случаях, если в остальных заинтересованных субъекты вопрос референдума решился положительно, в течение 45 дней проводится повторное голосование. Если же вопрос референдума не получил одобрения хотя бы одного из заинтересованных субъектов, повторная инициатива тех де заинтересованных субъектов может быть выдвинута не ранее чем через год (п.3 ст.11 указанного выше ФКЗ).
В случае если на референдумах были приняты соответствующие решения об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, Президент РФ может внести на рассмотрению в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, о чем сказано в пункте 1 статьи 12 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованных субъектов РФ (в случае действия п.2 ст. 5 настоящего ФКЗ). Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 12, проект федерального конституционного закона должен содержать заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки для урегулирования вопросов формирования органов государственной власти нового субъекта РФ, функционирования на территории нового субъекта территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных судов, государственных органов и организаций заинтересованных субъектов РФ. Также в заключительных и переходных положениях регулируются вопросы правопреемства нового субъекта РФ в отношении собственности заинтересованных субъектов РФ в отношениях с органами государственной власти РФ, другими субъектами Федерации, иностранными государствами и международными организациями; вопросы внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет на текущий год, если это необходимо, и действия законов, нормативных правовых актов заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта Федерации.
В соответствии со статьей 13 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», пунктом 2 статьи 108 Конституции42 Российской Федерации федеральный конституционный закон об образовании нового субъекта Российской Федерации считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подписывается Президентом Российской Федерации и обнародуется.
В соответствии с указанными нормами 25 марта 2004 года был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа».
Изучая тему принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации, я выявила причины, по которым происходят указанные изменения. Особое внимание я обратила на тенденцию к укрупнению субъектов Российской Федерации, рассмотрела возможные положительные и отрицательные последствия данного процесса.
Затем мною были изучены и проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие процесс изменения субъектного состава Российской Федерации, такие как Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» и другие.
Вопрос принятия в состав Российской Федерации нового субъекта я рассматривала отдельно от вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, в главе 3. Это позволило мне подробно проанализировать статьи нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемые процессы. Таким образом, я определила условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта, роль международного договора и порядок его ратификации, а также содержание и порядок принятия соответствующего федерального конституционного закона.
Вопрос образования в составе Российской Федерации нового субъекта был рассмотрен мною не только с точки зрения нормативно-правового регулирования. Поскольку в нашей стране уже есть практика реализации данного механизма, для меня важно было сравнить установленный законом порядок образования в Российской Федерации нового субъекта и те действия, которые были выполнены при подготовке объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. В итоге я пришла к выводу, что все нормы были соблюдены, но есть еще множество вопросов, неоговоренных в законодательстве. К примеру, весьма смутно определено положение бывшего субъекта Российской Федерации в составе нового субъекта, названное «особым статусом».
Подводя итоги, я могу сказать, что изучила вопросы принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации достаточно полно, и считаю, что цели, поставленные мною в начале работы, были достигнуты.
Список использованных нормативно-правовых актов
Общая и специальная литература