Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 10:15, реферат
Проблема прав человека - принадлежность отнюдь не только нашего времени. Это одна из вечных проблем, сопровождающих человечество. Важность этого вопроса объясняется тем, что осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
<< Российская таможенная академия >>
Кафедра теории и истории государства и права
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине «Основы теории государства и права»
на тему «Права человека и гражданина: генезис, эволюция и современные трактовки»
Москва
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Реферат посвящен вопросу права человека и гражданина. Как бы не казались эти понятия, употребляемые в повседневной жизни, одинаковыми, с юридической точки зрения это совсем не так. Что такое право, как оно появилось и развивалось и в чем все-таки содержание понятий права человека и права гражданина, мы постараемся раскрыть эти вопросы в реферате.
Именно люди создают для реализации своих общезначимых интересов общество и государство. Индивиды, взаимодействуя друг с другом стремятся придать устойчивый характер своим действиям и зафиксировать их в определенные рамки, нормы, отсюда и рождается понятие права.
Проблема прав человека - принадлежность отнюдь не только нашего времени. Это одна из вечных проблем, сопровождающих человечество. Важность этого вопроса объясняется тем, что осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия.
Права человека это его неотъемлемая часть, которая не даруется никем, а принадлежит ему в силу его рождения. Поэтому права человека следует понимать как естественные возможности личности, которые обеспечивают его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности в различных сферах жизни общества.
Но на пути свободы и естественных прав человека встает государство, которое он же сам и создает. Только создает, для того чтобы получить гарантии и защиту своих интересов и жизни. Поэтому права следует понимать не только как средство получения какого-либо блага, они имеют значение, когда гарантированы условия их реализации. Государство в идеале должно выступать главным гарантом их осуществления, но, к сожалению, это не всегда так.
Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.
Все вышесказанное приводит к цели написания нашего реферата. А именно целью и задачей данной работы является: выяснить, что такое право как оно трактуется, рассмотреть суть понятий права человека и права гражданина, понять разницу этих терминов или наоборот выяснить, как одно понятие взаимосвязано с другим.
Гипотезой нашей работы является выявление соотношение свободы прав гражданина и человека в современном обществе.
Глава I. Понятие права человека
1.1 Возникновение и историческое
развитие понятия права
Права человека и гражданина - явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. История прав человека - это история очеловечивания людей, история прогрессирующего расширения правового признания в качестве человека тех или иных людей для того или иного круга отношений. Поэтому становление и развитие прав человека и гражданина неразрывно связано с генезисом и эволюцией содержания самого принципа формального (правового) равенства в различные эпохи и в различных обществах.
Понятия "права человека", "свобода" впервые стали использоваться в рабовладельческом обществе. Так, в XXIV в. до н.э. понятие "свобода" было использовано царем Шумера, который установил "свободу" для своих подданных путем применения санкций к бессовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и прекращения практики закабаления храмовых услуг первосвященникам. Древнегреческая полисная демократия представила равные политические права своим гражданам, а архонт Солон в своей конституции установил ответственность чиновников за нарушение прав свободных граждан.[7]
Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V-IV вв. до н.э. в древних полисах (Афины, Рим), т.е. принципа гражданства - крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Именно в античных полисах берет свое начало правовая система Запада, основанная на частной собственности и активной роли индивидуума. Афинскому праву принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значение института гражданства состоит в том, что впервые в истории человечества было не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании, так как граждане полисов полностью отождествляли себя со своим государством, его целями и стремлениями. [8]
В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился. В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества - дворянства. Самый знаменитый из таких кодексов - Великая хартия вольностей (1215). В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, - принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы3. Там же впервые был законодательно закреплен и принцип гражданской свободы. Таким образом признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда. [8]
Значительный вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность. Это право коренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции прав человека. Так, он не только признавал права гражданина государства, но и различал естественное и условное, позитивное право, а также считал, что естественное право должно служить образцом для права условного, которое, в свою очередь, более изменчиво и является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе в концепции правового государства.[7]
В средневековье идея прав человека теряет естественно - историческое обоснование и сменяется Божественным правом, которое утверждалось христианством. Оно требует уважения каждого человека как творения, наделенного душой и созданного Богом своему образу и подобию. Божественное происхождение обусловливает принципиальное равенство и свободу всех людей. Там же.
В действительности же, в Средние века свобода была крайне ограничена и представлялась как привилегия, дарованная высшему сословию притом, что большинство населения оставались бесправные. Но в тоже время в Англии была принята Великая хартия вольностей в 1215 г., суть которой в ограничении произвола королевских чиновников, требующие не назначать на должность судей и констеблей, лиц не знающих закона.
Теория естественных неотчуждаемых прав человека была использована Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошла во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.
Томас Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в её наиболее радикальной и демократической трактовке. Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающей всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах. Ещё большее значение имело то обстоятельство, что Джефферсон был автором проекта Декларации независимости - конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства. Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью". Свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.[3]
Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства. Эта идея прослеживается в учениях почти всех мыслителей естественно-правового направления. Но только у Джона Локка она получает логическое завершение. Характеризуя действующие гражданские законы государств, Локк утверждает, что "они лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться". В центре учения Локка - система естественных прав и свобод личности, включающая право на жизнь, право на свободу, право на имущество. Человек, пишет Локк, по природе обладает властью охранять "свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество". Частную собственность Локк рассматривает как неотъемлемое естественное право каждой личности: "То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит, и тем самым делает это своей собственностью". Локк видит в собственности основу не только свободы и независимости человека, но и организации общества в соответствии с законом природы. Политико-правовые воззрения Дж. Локка развил Ш. Монтескье.
Основная заслуга Монтескье - в отстаивании политической свободы личности и разработке концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, необходимых для обеспечения политической свободы личности, нормального функционирования государственной жизни и общественной безопасности. С возникновением государства и утратой первоначального равенства, утверждает - Монтескье, возникает новая свобода - политическая, которая состоит в зависимости лишь от законов, а сами законы должны учитывать требования социальной среды. Задача политической власти - восстановление утраченной свободы в рамках закона. Там же.
Процесс социализации человека, который продолжается и ныне, наполняется новыми правами и свободами, обязанностями и ответственностью, демонстрируя организационную, коэволюционную взаимосвязь права и человека.[3]
Раскрывая социальную (человеческую) природу права в естественно историческом плане, необходимо иметь в виду, что право - это и результат осознания человеческим разумом принципов и идеалов человеческого общежития. Понимание общества как единства разнообразных элементов - предпосылка для понимания сущности права и его смысла как социального феномена. Право возникает только тогда, когда признается свободная автономная личность, ее права и свободы, права и свободы малых народов и национальных меньшинств, а значит и разнообразие в человеческом обществе. Поэтому право есть равная мера для всех. [8]
Итак, естественно - историческая, общесоциальная природа права таится в прирожденных и неотчуждаемых правах человека. Исходя из этого, есть основание полагать, что права и свободы человека составляют сущность права как социальной ценности, главное содержание любого проявления истинного права.
1.2 Классификация прав человека
Типология прав человека может проводиться по различным основаниям.
По природе и происхождению права разделяются на негативные и позитивные. Негативными являются те права, которые даны человеку от рождения. Они определяют обязанность государства и индивидов воздерживаться от тех или иных действий, способных ограничить свободу других индивидов. Эти права не могут быть отчуждены, ограничены кем-либо, они носят основополагающий, фундаментальный характер. Их реализация не связана с социально-экономическими возможностями государства. К разновидности этих прав относятся личные права: право на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство и т.д. [7]
Позитивные права нормативно формулируют обязанности государства, должностных лиц, организаций предоставить индивиду те или иные блага. Их реализация связана с наличием у государства достаточных ресурсов. К ним относятся права на образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни, социальное вспомоществование и т.д.
Информация о работе Права человека и гражданина: генезис, эволюция и современные трактовки