Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:08, курсовая работа
Объект исследования представляет собой рассмотрение одной из составляющих предмет конституционного права зарубежных стран тематики, а именно – конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Предмет исследования складывается из конкретных конституционных личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина, закреплённых в Конституции Российской Федерации.
Цель данной работы: провести комплексный анализ конституционных личных (гражданских) прав и свобод, которые закреплены в Конституции Российской Федерации.
Введение...............................................................................................................3
1. Понятие, сущность, личных прав и свобод человека и гражданина..........5
2. Общая характеристика личных прав и свобод человека..............................6
2.1 Право на жизнь.............................................................................................. .7
2.2 Право на свободу и личную неприкосновенность.................................... 8
2.3 Право на неприкосновенность частной жизни............................................9
2.4 Право на защиту своей чести и доброго имени........................................ .10
2.5 Право на неприкосновенность жилища......................................................11
2.6 Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и места жительства............................................................................................................. ..12
2.7 Право на информацию..................................................................................13
2.8 Право на защиту своих прав и свобод....................................................... 14
3. Свободы личности и гражданина .................................................................16
3.1Свобода совести и вероисповедания......................................................... 16
3.2 Свобода мысли и слова.............................................................................. 18
Заключение....................................................................................................... 20
Список использованных источников............................................................. 21
2.4 Право на защиту своей чести и доброго имени
Защита чести и достоинства граждан наряду с защитой жизни и здоровья является одной из основных задач демократического государства. Достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления (ч.1 ст.21 Конституции РФ). Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст.23 Конституции РФ).Указанные положения Конституции РФ реализуются в уголовном законе, в частности, ст.130 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства, другого лица. Теории уголовного права известно немало теоретических определений понятий чести и достоинства. А.Л. Анисимов считает, что честь - это нравственная категория, которая связывается с оценкой личности в глазах окружающих и отражает конкретное общественное положение человека, род его деятельности и признание его моральных заслуг, определенная мера духовных, социальных качеств гражданина. Она является таким же благом человека, как его жизнь, здоровье и свобода.10 Л.Л. Кругликов указывает, что честь - это внутреннее нравственное достоинство, состояние. Достоинство - осознанный лицом и окружающими факт обладания человеком некой совокупностью нравственных и интеллектуальных качеств. Ю.А. Красиков полагает, что честь, достоинство и репутация взаимно связаны, характеризуют личность, неотделимы от неё и составляют важнейшее духовное богатство. Вместе с этим честь, достоинство и репутация отражают определенные социальные отношения между гражданином и обществом,а потому имеют большое общественное значение.11Исходя из вышеуказанных определений, можно сделать вывод о том, что честь и достоинство - понятия достаточно широкие, богатые по содержанию и глубоко диалектические по своей природе. Они могут восприниматься в сферах нравственного сознания (как чувства и как понятия), этики (как категории морали) и права (как защищаемые законом социальные блага).
2.5 Право на неприкосновенность жилища
Право на неприкосновенность
жилища является также одним из важнейших
в международном праве и
Конституционный принцип неприкосновенности жилища означает запрет входить в него против воли проживающих в нём лиц. Право на неприкосновенность жилища является личным неимущественным правом и составляющей права на неприкосновенность частной жизни (ст.150 ГК РФ). Всё, что происходит в жилище, не может быть предано гласности (обнародовано) без согласия на то заинтересованных лиц.12Законодательством предусмотрены основания и порядок ограничения принципа неприкосновенности жилища. Согласно ст.5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности13" органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Согласно п. "з" ст.13 ФЗ от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ органам федеральной службы безопасности предоставлено право беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершено или совершается преступление, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Федеральные органы государственной охраны в целях осуществления государственной охраны имеют право: беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны.
2.6 Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и места жительства
Право гражданина на свободу передвижения является одним из основополагающих прав человека. В настоящее время данное право предусмотрено ст.27 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Также оно закреплено в ст.13 Всеобщей Декларации Прав Человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и в ст.12 "Международного пакта о гражданских и политических правах", подписанного СССР 18 марта 1968 г., ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-УШ и вступившего в силу для СССР 23 марта 1976 г.
Свобода передвижения
в конституционном праве
Право на свободу передвижения включает в себя возможность беспрепятственно, по своему усмотрению, перемещаться на территории Российской Федерации, без получения каких-либо особых разрешений и предписаний, любым видом транспорта или иным способом.
Право на выбор места жительства и места пребывания является отражением естественного состояния человека, при котором он осознает свою внутреннюю свободу на перемену места жительства и пребывания по своему усмотрению, а государство не устанавливает ограничений и препятствий в его реализации. Право на выбор места жительства и пребывания тесно связано с понятием "место жительства и пребывания", что является предметом подробного рассмотрения в комментарии к ст.2 Закона.
2.7 Право на информацию
В России конституционное право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года (далее - Декларация). Согласно ч.2 ст.13 Декларации каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом.
В ч.4 ст.29 Конституции РФ список правомочий, составляющих право на информацию, дополнен правом передавать и производить информацию. Общие основания законодательных ограничений права на информацию, в отличие от Декларации, в ныне действующей Конституции РФ не приводятся, поскольку они следуют из общих принципов ч.3 ст.55 Конституции РФ. Но положение о том, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом, сохранено в качестве важного предела вводимым ограничениям права на информацию.
2.8 Право на защиту своих прав и свобод
Исполнение
законодательных положений, направленных
на защиту прав граждан и юридических
лиц, и создание условий для реализации
ими своих прав и законных интересов
уже в течение многих лет является
самой существенной задачей публичной
власти в России. "Центр тяжести"
правовой защиты в количественном и
качественном отношении лежит на
исполнительной власти, органы которой
обязаны обеспечивать безупречность
своих действий и решений, избегать
ошибок в правоприменительной
3.1
Свобода совести и
Действующая российская Конституция 1993 г. в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" также регламентировала, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ст.28). В контексте рассматриваемого вопроса о содержании конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания можно заметить, что наличествовавшее в предыдущих конституционно-правовых актах право на атеистическую пропаганду, атеистические убеждения заменено на более нейтральное и неопределенное "иные убеждения". Данный термин не подлежит расширительному толкованию и не может быть связан, скажем, с политическими, научными и прочими убеждениями, а должен находиться в рамках непосредственного содержания ст.28, определяющей свободу того или иного отношения человека и гражданина к религии. Поэтому под "иными убеждениями" следует понимать убеждения, связанные с отношением к религии, но отличающиеся от религиозных, например свободомыслие, агностицизм и т.д. Но чаще всего "иными убеждениями" в контексте данной нормы считаются убеждения, прямо противоположные религиозным, - материалистические, атеистические, антирелигиозные. Конституция РФ прямо не предусматривает возможности иметь атеистические убеждения, осуществлять атеистическую пропаганду или иную атеистическую деятельность, создавать атеистические общественные объединения и т.д., но и не запрещает этого. Кроме того, установленная в ст.28 возможность действовать в процессе реализации свободы совести в соответствии со своими убеждениями (как религиозными, так и иными) позволяет сделать вывод, что свобода атеизма, атеистическая деятельность и атеистическая пропаганда могут иметь место, конечно, при условии соблюдения законодательства РФ и не нарушения прав и свобод других лиц.26 сентября 1997 г. принят Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"16, который был призван заменить собой несколько устаревший морально и юридически Закон РСФСР 1990 г. "О свободе вероисповеданий". Федеральный закон, конечно, более современен, использует терминологию действующей российской Конституции, но сказать, что он внес что-то новое, дополнительно конкретизирующее в содержание понятия свободы совести и свободы вероисповедания, было бы преувеличением. Несмотря на то, что термин "свобода совести" занимает в названии Федерального закона первое место, самой свободе совести в нем посвящено лишь несколько статей из главы первой "Общие положения". Куда как более подробно освещается в Законе правовой механизм создания и деятельности религиозных объединений. Да и те статьи, что посвящены свободе совести и свободе вероисповедания, в основном механически воспроизводят текст соответствующих статей Конституции РФ, что уже само по себе является свидетельством низкой юридической техники.
Так, часть 1 ст.3 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" почти дословно дублирует норму ст.28 Конституции, гарантируя право на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом упускается важная формулировка о том, что это право гарантируется "каждому", что в соответствии с конституционной терминологией означает: всем лицам вне зависимости от гражданства - гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства. В норме Закона, как и в самой Конституции РФ, термин "иные убеждения" остается без расшифровки; по смыслу Закона также нельзя сделать однозначного вывода о содержании "иных убеждений", так как в Законе ни атеистические, ни антирелигиозные убеждения или соответствующая деятельность в какой бы то ни было форме ни разу не упоминаются.
3.2 Свобода мысли и слова
Мысль как
результат и продукт мышления
отражает познание окружающего мира
и самого себя в этом мире, что
воплощается в определенных представлениях,
взглядах, мнениях, убеждениях. Свобода
мысли характеризует духовную свободу
человека, его внутренний мир, который
сам по себе не может быть предметом
правового регулирования. Вместе с
тем мышление, мысль лежат в
основе любой деятельности человека,
обусловливают его социальную активность,
взаимоотношения с другими
Свобода слова
- это гарантированная
Информация о работе Права и свободы человека и гражданина РФ