Права и свободы личности: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (спо¬собности, талант, интеллект), а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединя¬ет всех. Подобный баланс как раз зависит от того, каким образом построено взаимодействие права и личности. Поэтому изучение данной темы не перестает волновать ученых, юристов, государственных деятелей и актуально и в наши дни.

Содержание работы

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 6
1.1. Исторический аспект проблемы прав и свобод человека и гражданина 6
1.2. Современное содержание прав и свобод человека и гражданина 14
1.3. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина 19

2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 25
2.1. Право на жизнь и достоинство личности 26
2.2. Право на свободу и личную неприкосновенность 32
2.3. Право на частную жизнь 34
2.4. Неприкосновенность жилища 38
2.5. Национальная принадлежность 39
2.6. Свобода передвижений и места жительства 42
2.7. Свобода совести и вероисповедания 51
2.8. Свобода мысли и слова 55

3. ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 59
3.1. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина 60
3.2. Конституционные гарантии правосудия 65


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80

Файлы: 1 файл

ТОГП КУРС. раб.docx

— 138.80 Кб (Скачать файл)

Что касается прав человека в дореволюционной России, то необходимо отметить, что среди первых защитников идеи равенства был А.Н.Радищев. В своем «путешествии из пстербургл в Москву» он писал: «Человек, происходя на свет, есть равен во всем другому: немощен,  наг,  алчущ,  жаждущ». Радищев критиковал самодержавие и крепостничество, говорил о договорном происхождении государства, что в период абсолютизма Екатерины II было поистине бунтом индивида против многовековой монархии. в своих трудах по законодательству радищев утверждал: «Государство есть великая махина, цель которой - блаженство граждан. Чем махина проще, чем меньше в ней пружин, чем они прочнее и чем точнее могут производить полезные и наилучшие действия, тем государство совершеннее...Госуддрство приводят в движение две вещи: нравы и законы. Законы являются продолжением нравов... чем народ имеет нравы непорочнее, простее, совершеннее,   тем   меньше   он   нуждается в законах[7].

Русский правовед XX века Б.Н. Чичерин также защищал свободу, равенство и прдва людей. Характеризуя индивида как свободную метафизическую сущность и носителя рдзумной воли, он писал: «Свободная воля составляет... Основное определение человека как разумного существа. именно вследствие этого он признается лицом и ему прис-ваиваются права. личность... есть корень и определяющее начало всех общественных отношений»[8].

В философии Б.Н. Чичерина особое место  занимает   идея   «Правды   или справедливости», которая должна быть положена в основу любого закона. Со ссылкой на римских юристов Чичерин подчеркивал, что правда состоит в том, -чтобы-каждому воздавать свое.

Защита естественно-правовых идей свободы личности занимает центральное  место и в творчестве другого  русского правоведа XX века П.И. Новгородцев. Он считал, что человечество всегда стоит перед выбором: общественная гармония или свобода. Делая выбор в пользу свободы, равенства и прав индивидов, самоценной личности, новго-родцев обосновывдл идею свободного социального развития - без утопической конечной цели в духе руссо, реализация которой неизбежно ведет к насилию и потере свободы. «Нравственный долг каждого... содействовать осуществлению «идеи свободной солидарности всех», в которой сво6ода и равенство лиц сочетаются с всеобщностью их обьединения»[9].

Идеи равенства людей  можно проследить и в философии  известного русского ученого В.С. Соловьева, сделавшего вывод о том, что «в основе права лежит свободд как характеристический признак личности»[10].

Соловьев считал, что «принцип права требует ограничить частный  произвол в пользу общего блага». С  этих позиций он критиковал реалии капитализма (плутократию) и идеи социализма.

В своем учении о свободе  русский ученый Н.А.Бердяев отличает личность or индивида. индивид есть категория натуралистическая, био-логическая, социологическая, а личность - категория духовная. «Личность, - подчеркивал бердяев, - есть свооода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот»[11].

Разграничение между понятиями  «право» и «свобода» весьма условно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют «свободами». нужно отметить, что различие в терминологии - скорее дань традиции, сложившейся еще в VIII-XIX веках.

Необходимо внести ясность  и в такие   понятия,   как   «основные»   и «конституционные» права, поскольку в конституции используются обе формулировки. основные лрдвл индивида - это и есть конституционные права. К такому выводу, с точки зрения Л. Грудцыной, приводит, например, сопоставление статей 17 и 55 конституции: в последней отмечается, что перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных свобод индивида[12]. Вместе с тем в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчужадемость и естественный характер (принадлежность каждому от (рождения).

Основные права субьективны. Сейчас эта истина очевидна,  но вплоть до начала xx века она неоднократно оспаривалась. С середины XIX столетии ученые стали рассматривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской Конституции, было воспринято основным законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций[13]. Именно с того времени возникла необходимость в создании универсальных международных стандартов.

Принятие Билля о правах человека, включающего в себя Всеобщую декларацию 1948г., Международный пакт о гражданских  и  политических правах 1976г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г., Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол №2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения  в статус человека, переместив это понятие в разряд международных. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность обрашения в Европейский Суд, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты.

1.2. Современное  содержание прав и свобод человека  и гражданина

Как было сказано в п. 1.1., институт прав и свобод обеспечивает доступ личности к использованию материальных и духовных благ, побуждает публичную власть придерживаться в этом плане общепринятых международных стандартов. Эти стандарты провозглашены в таких актах, как Международный Билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни[14].

Показательна в этой связи  принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, ставшая органической частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, относящегося к личности[15].

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., закрепляет те права и свободы, которые в наибольшей степени социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В этой связи возникает вопрос: «Что понимать под основными правами, можно ли их отождествлять с конституционными правами»? По-видимому, можно. Такой вывод следует, например, из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ.

В последней из названных  статей отмечается, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах и свободах, что позволяет обратить внимание на их особые свойства (неотчуждаемость, принадлежность каждому от рождения).

Конституционные права и  свободы составляют ядро правового  статуса личности, лежат в основе всех других прав. Так, ч.1 ст. 22 Конституции  РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это основное право порождает систему прав, закрепленных в УК РФ, Административном кодексе РФ. Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения - на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Однако, необходимо отметить, что выделение категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.

Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального  различия между понятиями «право»  гражданина и «свобода» гражданина в сущности нет. Опираясь на этот вывод, необходимо указать на один нюанс, отмечаемый в литературе. Речь идет о том, что лишь некоторые из прав, а именно «требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального усмотрения и самодеятельности по отношению к другим лицам, являются свободами»[16]. Следовательно, «свобода» гражданина предполагает большую избирательность возможности варианта поведения. Показательны в этой связи свобода слова, печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного, научного, технического и других видов творчества.

Значимость данного права  и свобод человека и гражданина и  данной конституционной свободы для человека и общества.

В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.

Для человека они являются условием достойного и свободного его  существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого человек состоит; экономической и социальной предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

Для государства, для общества значимость конституционно закрепленных прав и свобод выражается в том, что именно реализация этих прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.

Само существование государства, общества обеспечивается совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, духовной. Так, без реализации права на свободу предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно было бы формирование структур управления обществом.

Поэтому основные права и  свободы не только признаются государством именно в Конституции, но и защищаются им как необходимое условие его существования. Вместе с тем, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст. 55 Конституции).

Изначальный или производный  характер принадлежности человеку данного  права и данной свободы заключаются  в следующем. Статья 17 Конституции  устанавливает, что основные права  и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно.

Особые юридические свойства основных прав и свобод человека и  гражданина, специфика их реализации состоят в том, что эти права и свободы:

а) составляют ядро правового  статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами[17]. Так, все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных положениях о труде; права, закрепленные в нормах отрасли права социального обеспечения, - на соответствующем конституционно закрепленном основном праве; права граждан в области здравоохранения - на праве на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод; поэтому основные права и свободы являются главными в характеристике правового положения личности;

б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином[18]. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами не конституционного, а других отраслей права, увязываются с обладанием лицом различными статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади, покупателей, истцов, ответчиков и т.д.;

в) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения, соответственно для  каждого человека или для каждого  гражданина. Признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономических предпосылок. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;

г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие Права и  свободы могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через  участие в конкретном правоотношении. Основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;

д) имеют особую юридическую  форму их закрепления. Они фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции;

е) обеспечиваются повышенной правовой охраной:

1)           конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, без принятия новой;

2)           граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод для проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению 'в конкретном деле; причем жалоба допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и свободы граждан;

3)           в Уголовном кодексе имеется специальная гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина»; Административный Кодекс РФ предусматривает административную ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан (в том Числе и конституционные).

Указанные выше свойства характеризуют  понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Оно может быть сформулировано следующим образом.: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Информация о работе Права и свободы личности: общая характеристика