Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:38, контрольная работа
Особое место в формировании духовного мира личности. Её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Введение |3 с. |
|1. Понятие права. |8 с. |
|1.1. Термин право. |8 с. |
|1.2. Позитивное право. |10 с. |
|1.3. Формы позитивного права. |11 с. |
|2. Понятие морали. |14 с. |
|2.1. Термин мораль. |14 с. |
|2.2. Функции морали |17 с. |
|3. Право и мораль. |20 с. |
|3.1. Единство права и морали. |20 с. |
|3.2. Взаимосвязь права и морали. |22 с. |
|3.3. Противоречия между правом и моралью. |26 с. |
|3.4. Отличительные особенности. |28 с. |
|Заключение. |31 с. |
|Литература. |33 с. |
ПРАВО И МОРАЛЬ
|Введение |3 с. |
|1. Понятие права. |8 с. |
|1.1. Термин право. |8 с. |
|1.2. Позитивное право. |10 с. |
|1.3. Формы позитивного права. |11 с. |
|2. Понятие морали. |14 с. |
|2.1. Термин мораль. |14 с. |
|2.2. Функции морали |17 с. |
|3. Право и мораль. |20 с. |
|3.1. Единство права и морали. |20 с. |
|3.2. Взаимосвязь права и морали. |22 с. |
|3.3. Противоречия между правом и моралью.
|26 с. |
|3.4. Отличительные особенности. |28 с. |
|Заключение. |31 с. |
|Литература. |33 с. |
Введение.
Особое место
в формировании духовного мира личности.
Её сознания и культуры, активной жизненной
позиции, принадлежит праву и
морали, которые являются важнейшими
социальными регуляторами, включенными
в систему общественных отношений,
целенаправленно
(История
По вопросу о
праве и морали в литературе содержится
изложение различных учений, школ,
концепций и т.п. Хотелось бы несколько
из них отметить.
Взаимосвязь морали с правом являются
одними из тех ключевых вопросов, которые
продолжают оставаться актуальными, интересными
и важными уже на протяжении многих веков.
С одной стороны,
это связано с тем огромным
значением, которое сыграли все
эти понятия в жизни
В то же время, взаимосвязь права, морали является, одним из тех вопросов, на которые абсолютно невозможно дать какой-либо единый ответ, как потому что различные аспекты этой проблемы уходят корнями в глубокую древность, так и потому, что данная взаимосвязь может быть совершенно по разному выражена не только в различных частях человеческого общества, разделенных как географически, так и в историческом и социокультурном плане, но и в рамках одного общества, в представлении отдельных его индивидуумов.
Следствием этого является ситуация, когда, несмотря на то, что вопросы взаимосвязи морали и права освещаются в трудах многих крупнейших историков, философов и юристов, каждая из предложенных теорий страдает как выраженным субъективизмом, так и (до известной степени) недоказуемостью.
На протяжении многих
веков этот вопрос волновал лучшие
умы человечества. И сейчас он не
потерял своей актуальности, потому
что эти понятия являются важнейшими
факторами общественной эволюции, непременными
спутниками современного общества. От
их взаимодействия зависит не только
развитие, но и само выживание человечества.
Право как социальный институт существовало
не всегда. Если «естественное общество»
возникает вместе с появлением древнего
человека (homo habelis - “человек умелый”)
около 2 млн. лет назад, а «гражданское
общество» - с появлением человека современного
типа (homo sapiens - «человек разумный») примерно
40 тыс. лет назад, то впервые право
возникло в Египте не позднее 5 тысяч
лет назад.
Следовательно, длительное время общество
обходилось без права, и строило свои взаимоотношения
при помощи обычаев и норм морали. Так,
на смену примитивным формам регуляции
жизни человека, какими были первобытное
стадо, род, племя, союз племен, приходили
более совершенные и сложные. Им стало
право. Поэтому с точки зрения механизма,
т.е. набора правил, средств и институтов,
с помощью которых регулировалась жизнедеятельность
человека можно выделить два этапа в развитии
человеческого общества: общество без
права (доправовое общество). общество
с правом (правовое организованное общество).
Необходимо также отметить, что каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных
отношений осуществляется путем
реализации определенных социальных норм:
права, морали, обычаев, традиций, ритуалов
и т.д. В целом плане социальные
нормы - это правила поведения
общественного характера, регулирующие
взаимоотношения людей и
Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии.
В то же время, соотношение права и морали не является чем-либо однократно определенным и застывшим, поскольку этому соотношению присущ динамизм в ходе исторического развития.
Если, например, ведущую роль в системе социальных норм и приоритетов в эпоху средних веков играла религия, то в капиталистическом обществе право начало занимать действительно важную, определяющую роль в системе норм и социальных институтов.
Как представляется,
на современном этапе, праву также
принадлежит приоритет, который, однако,
не означает отсутствия влияния моральных
установлений на установления - правовые.
Именно в современных условиях получили
реальное развитие идеи правового государства,
то есть государства, в котором право
играет определяющую роль в системе
социальных институтов
(как уже указывалось, государство и само
является социальным институтом).
С другой стороны, все большее выражение приобретает социально-моральная ориентация права, а также и переход таких, еще недавно, мало учитываемых понятий, как всеобщие права человека, принцип гуманизма права и т.д. в практическую плоскость, проявление их роли в мировой правовой практике.
При этом, одновременно,
выполнение правовых норм фактически
стало в развитых странах одной
из норм моральной системы (понятие
"высокоморальный человек" в
развитых странах практически
"законопослушный гражданин"), что
создало во многих случаях связь "морально
то, что установлено в законе", а воздействие
принятых в обществе морально- нравственных
норм на установления права в условиях
ярко выраженной (в демократических странах)
связи "избиратель-законодатель"
стало оперативным и достаточно прямым,
позволяя добиваться высокой степени
соответствия моральных и правовых норм.
(Актуальность, разработанность темы.
Каждая страна, а
особенно такая огромная страна как
Россия, имеет свои неповторимые особенности,
развивается как по общим, так
и по своим специфическим «
(отмена крепостного права, земская реформа,
судебная реформа). Реформы осуществлялись
очень медленно и непоследовательно, достаточно
сказать, что
Россия так и не получила полноценной
конституции. Свыше 70 лет Россия находилась
под директивным воздействием коммунистической
идеологии. В стране сформировался тоталитарный
режим, были истреблены миллионы людей.
Во второй половине 80-х годов XX в. в СССР
начались экономический и политический
кризисы, приведшие к распаду Союза. Современная
Россия делает первые шаги на труднейшем
пути обретения свободы.
Политический и
экономический кризисы до сих
пор не преодолены. Глубокие противоречия
естественно затронули мораль и
право. В стране происходят глубокие
общественные изменения, сравнимые
с революционными преобразованиями.
Разумеется, революция не может прокладывать
себе дорогу в соответствии с прежним
правом и опираться на прежние
законы. Прежние правовые теории и
прежнее законодательство себя изжили,
новые только складываются. Естественно,
и новые теоретические
Нет сомнения, что
идеи, возникшие в большинстве
своем в глубинах
XVII—XVIII вв. и сформулированные замечательной
плеядой энциклопедистов и просветителей,
равно как и требования свободы, равенства,
демократии, сохраняют огромный гуманистический
и демократический потенциал и в наше
время. Однако, на мой взгляд, современные
условия развития морали и права требуют
не просто повторения замечательных лозунгов,
но их нового прочтения и переосмысления.
Не назад, к пройденным временам, а вперед
в XXI век, с позиций современного абстрактного
гражданского общества и рыночной стихии
движется жизнь современного общества.
Заметим, что в данной работе вовсе не
отрицается полезность исследований прежних
времен и идей, их популяризации.
Кроме того, этот аспект составляет лишь
часть исследований философов права.
Поэтому, вовсе не претендуя на истину
в последней инстанции, я думаю, что пришла
пора для юристов, изучающих не только
идеологемы, но и действительность, поговорить
о некоторых назревших проблемах.
В какой-то мере, хотя
и с других позиций, об этом говорит
и американский профессор Г. Берман
в своей интересной статье “Кризис
западной традиции права”. Он пишет: “Наши
представления о праве... подверглись
ныне радикальным изменениям... Западное
представление о праве, западное
понятие права, западное отношение
к праву находятся во власти радикальных
и небезопасных преобразований”. Он
констатирует: теперь полагают, что
право
“призвано отражать то, что общество считает
полезным...”[1].
(Цель.
Цель данной работы
это изучение и анализ проблем, связанных
с правом и моралью. Для этого
ставятся задачи по исследованию понятия
права и понятия морали. Изучение
российского законодательства, связанного
с правом и моралью. Анализ, исследование
практики и рассмотрение вопросов в
этой области. Таким образом, данная
работа ни в коей мере не претендует
на рассмотрение всех точек зрения
на взаимосвязь права и морали
или на выявление какого-либо единственно
верного подхода к этому
(Анализ правовой основы.
Методология науки
- это совокупность исходных научных
подходов к исследуемому предмету.
Если предмет науки определяет, что
исследуется, то метод показывает, как
исследуется, с помощью каких
научных средств и приемов. Право
- одно из общественных явлений. По своей
природе оно входит в систему
общественных отношений, взаимодействует
с другими общественными
Вопросы права и
морали регулируются многими нормативными
актами:
Конституцией РФ, Основами гражданского
законодательства, Гражданским
Кодексом, различными инструкциями и постановлениями.
В истории советского периода у института права и морали были подъемы и падения. Несмотря на многие различия, взаимное влияние норм права и морали огромно. Рассмотрим это на одном только примере.
В последние годы Великой Отечественной войны, когда победа стала очевидной, настало время оценить и подсчитать жертвы, которые народ отдал за эту победу. И, прежде всего, огромные человеческие потери. Потребовался прирост населения за пределами семей. Эти объективные условия востребовали правовую идею - освободить мужчин от ответственности за рождение и воспитание ребенка, рожденного вне брака, от расходов на содержание такого ребенка. 8 июля 1944 г. был принят соответствующий Закон. В качестве пропагандистской завесы были использованы нормы о материальном и моральном поощрении материнства, об установлении орденов и медалей для многодетных матерей. Суть же этого закона была в ином. Он установил, что только зарегистрированный брак порождает правовые последствия. Если ребенок рождается вне зарегистрированного брака, то в свидетельстве о рождении указывалась только мать (отсюда появился противоестественный термин «мать- одиночка»). В качестве юридической гарантии безответственности мужчин было установлено, что женщины, не состоящие с отцом ребенка в зарегистрированном браке, не вправе обращаться в суд с иском о взыскании алиментов и установлении отцовства.
Подчеркиваю, речь
шла не об отказе в удовлетворении
иска, а вообще о невозможности
самого обращения в суд. Был ли
этот Закон безнравственен? С точки
зрения современных представлений,
безусловно. Но с точки зрения морали
середины 40-х гг. этот законодательный
акт мог считаться (во всяком случае,
для многочисленной, а может быть,
и преобладающей части
Все больше и больше проявлялись безнравственные
его стороны, его унизительный для миллионов
женщин и детей характер. Вначале были
предприняты попытки юридического «обхода»
Закона. В действовавший в тот период Кодекс
законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО)
была введена ст.423, допускавшая предъявление
матерью ребенка иска о взыскании средств
на содержание ребенка с лица, которое
добровольно содержало ребенка. Если отец
ребенка после его рождения какое-то время
оказывал матери материальную помощь
на его содержание, а потом уклонялся от
оказания такой помощи, то стало возможным
предъявить ему иск по этой статье КЗоБСО.
При этом ни в коем случае не следовало
ставить вопрос об установлении отцовства
ответчика, ибо дело в этой части подлежало
прекращению в силу названного нормативного
акта от 8 июля 1944 года. Не упоминая же в
иске об отцовстве, можно было еще надеяться
получить через суд средства на содержание
ребенка.
Разумеется, судьи отлично понимали, что
в каждом таком случае речь идет о взыскании
алиментов именно с отца, но в интересах
матери и ребенка делали вид, что ответчик
отцом не является. Я столь подробно остановилась
на практике применения названного Закона,
чтобы наглядно показать, насколько, он
пришел в противоречие с моралью.