Право и закон сущность, общее и особенное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:24, доклад

Описание работы

Идея права является одним из фундаментальных ценностных оснований современной цивилизации. Основное отличие права от закона можно проследить не только качественно, но и количественно. Объем содержания права всегда будет шире закона. Закон только лишь санкционирует право придавая тем самым ему общеобязательную юридическую силу, но право не ограничивается законами.
Как писал М.Т. Цицерон «Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, — если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы...Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из неправа или благо из зла, честное из позорного».

Содержание работы

Введение-------------------------------------------------------- 3
1. Понятие и сущность закона и права.------------- 4
2. Общее между правом и законом.------------------ 12
3. Особенности права и закона.----------------------- 14
Заключение----------------------------------------------------- 15
Список использованных источников--------------------- 17

Файлы: 1 файл

Право и закон сущность, общее и особенное..docx

— 36.13 Кб (Скачать файл)

План:

Введение--------------------------------------------------------   3

  1. Понятие и сущность закона и права.-------------    4
  2. Общее между правом и законом.------------------ 12
  3. Особенности права и закона.-----------------------  14

Заключение----------------------------------------------------- 15

Список использованных источников---------------------  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

Введение:

Идея права является одним из фундаментальных ценностных оснований современной цивилизации. Основное отличие права от закона можно проследить не только качественно, но и количественно. Объем содержания права всегда будет шире закона .Закон только лишь санкционирует право придавая тем самым ему общеобязательную юридическую силу, но право не ограничивается законами.

Как писал М.Т. Цицерон «Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, — если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы...Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из неправа или благо из зла, честное из позорного».

Даже самый совершенный закон работает только тогда, когда он реализовывается, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”. Законность, в свою очередь, является одной из важнейших категорий всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его всех его граждан.

В первой части доклада рассмотрим  понятие и сущность закона и права. Во второй части рассмотрим, что общего между законом и правом. В третьей части узнаем особенности закона и права.

 

 

 

 

1. Понятие и сущность закона и права 

«Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собранием и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения»

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом. Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле “судьи независимы и подчиняются только закону”.

В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, “от телефонного права”. Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.

Однако в п.1 статьи 120 Конституции Российской Федерации эту формулу слегка подправили, подчеркивая значение Конституции. Она гласит так: “судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону”. Иными словами, понятие “закон” здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос - а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права? Смешение двух значений понятия “закон” привело к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции Российской Федерации.

Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона, как в узком, так и широком смысле, даже пословицы.

Закон как любой нормативно правовой акт обладает признаками:

Во-первых, закон это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным собранием - в России) представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом, с помощью референдума. Данный признак закона является широко признанным исследователями многих стран и довольно устоявшимся. Однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум, по двум причинам. Одна из них заключается в том, что при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (например, в правовой системе США) наряду с высшими органами государственной власти в качестве фактических творцов закона выступают и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции). Следующая причина того, почему названную особенность нельзя считать общепризнанным признаком закона, состоит в том, что референдум далеко не во всех странах признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых актов. В некоторых странах (как, например, в США) он вообще законодательно не признается и не закрепляется на федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах (как, например, в Швеции) референдум имеет не законодательный (императивный), а лишь совещательный характер. Таким образом, утверждение о том, что принятие закона только высшими органами государственной власти или с помощью референдума является его специфическим признаком, хотя и широко признанно, но, отнюдь не бесспорно и не общепризнанно.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права. Данные особенности закона множество раз подтверждались государственно-правовой теорией и практикой многих стран и, как правило, не подвергались сомнению.

В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выражения «общей воли». Однако столь же традиционной была и остается критика подобного представления и подхода к закону. Но логичнее было бы говорить об «общей воле» в связи с выявлением специфических признаков не как о факте, а как о способности и потенциальной возможности его адекватно отражать и полностью выражать «общую волю» народа или всего общества.

В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.

В-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой. Главенствующее и специфическое положение закона в правовой системе требует особо тщательного его "технологического" оформления. Структура закона занимает важное место в законодательной технике и имеет существенное практическое значение. Правильное распределение правового материала в тексте закона делает его структуру четкой, стройной, логически последовательной, помогает быстро ориентироваться в содержании закона, способствует лучшему его усвоению, обеспечивает использование на практике в соответствии с требованиями законности.

Структура закона состоит из следующих основных элементов (частей).

1. Наименование органа, принявшего  закон.

2. Название закона.

3. Преамбула закона.

4. Нормативно-правовое содержание  закона.

5. Последствия несоблюдения закона.

6. Отмена законом других нормативно-правовых  предписаний.

7. Опубликование закона и вступление  его в силу.

8. Подпись соответствующего должностного  лица.

Действие закона - состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций государственных органов). Как всякая объективная реальность, закон действует во времени и пространстве. Связь правовой нормы с пространством и временем выражается, в частности, в том, что само создание правовой нормы есть акт, совершаемый во времени и в пространстве. Каждая форма определяет, в каком месте и в какой момент предписанное поведение должно осуществляться. Таким образом, ее действие имеет одновременно пространственный и временной характер. Даже когда время и место действия нормы не ограниченны, это не значит, что она независима от пространства и времени, ибо явления, к которым применяется норма, происходят всегда в определенном месте и в определенное время.

Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, то есть, вступают в законную силу, с определенного момента, который устанавливается соответствующим нормативным актом: по истечении общего заранее предусмотренного срока, если он определятся в тексте закона; немедленно после официального принятия и опубликования текста закона; по истечении специально предусмотренного срока для конкретного закона после его опубликования.

Вступление закона в силу означает, что с этого момента им должны руководствоваться, исполнять его и соблюдать все организации, должностные лица и граждане. Естественно, что до этого момента он не является обязательным. Более того, поскольку до вступления нового закона в силу действует старый закон, новым законом руководствоваться нельзя.

Случаются несовпадения во времени момента принятия закона (придания ему силы) и момента начала его действия. Это обусловлено необходимостью предоставления субъектам, возможности ознакомиться с содержанием нового нормативного акта и определить для себя поведенческие установки по его реализации.

Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

"Юристы все еще ищут определение  права", - писал Кант около 200 лет  тому назад, обобщая более чем  двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанной дефиниции права. Более того, по мнению российского ученого Л.И.Спиридонова, вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только и могут быть использованы для разработки традиционных определений.

Между тем в юридической науке существуют различные трактовки права (нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет свои обоснования. С точки зрения интересующей нас проблемы соотношения права и закона прежде всего следует остановиться на двух основных, сложившихся в истории права , тенденциях правопонимания.

Первый способ формирования идеи права рассматривает его как власть, принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Следовательно, в соответствии с этой теорией, все критерии определения права и произвола происходят от Бога, власти, государства, а индивид (гражданское общество) сохраняет по отношению к праву пассивное положение. Право в этом случае выступает как инструмент принуждения к послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы содержат право, власть карает за их неисполнение.

В современной теории права изложенная выше концепция известна под названием позитивистской концепции государства и права.

Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанного римлянами понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые "уравновешивают" друг друга посредством прав и обязанностей: за правом каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен через обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не требуется.

При таком подходе нормы права рождаются не "сверху", а в самом гражданском обществе, в процессе совместной деятельности людей при постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания этих правовых норм, способы взаимодействия и подавления, "зона" свободы их действия. Данные правила и есть нормы права - права как меры свободы. Одна из версий этого гегелевского определения, вскрывающего функциональную сущность права, советским юристом Н.Н.Разумовичем изложена так: "Право есть исторически обусловленная мера человеческой свободы для поддержания динамического равновесия между личным интересом и общественной необходимостью."

Информация о работе Право и закон сущность, общее и особенное