Право как мера свободы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является рассмотрение права, как меры свободы личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История возникновения института прав человека и
гражданина……………………………………………………………………..…7
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина……………………………13
Глава 3. Правовой статус человека и гражданина……………………………14
Глава 4. Система прав и свобод человека и гражданина……………………..21
Глава 5. Гарантии прав и свобод личности……………………………………24
Глава 6. Обязанности человека и гражданина…………………………..…….31
Заключение……………………………………………………………………....33
Список литературы………………………………………………………...……35

Файлы: 1 файл

Pravo_kak_mera_svobody_lichnosti (3).doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные  гарантии и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ)), через различного рода международные программы и проекты. Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности ООН, комитетов Генеральной Ассамблеи ООН, Международного Суда ООН и специализированных учреждений — Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

Так, государства —  члены Совета Европы руководствуются  в своей деятельности Европейской  конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и дополнительными  протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Государства — участники СНГ приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств — участников СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.), декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (1993 г.), Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (1994 г.), Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.).

Внутригосударственные институты защиты прав человека и  гражданина — это система культурных, социально-экономических, политических и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Они  закреплены в Основном Законе государства либо в законах, имеющих конституционное значение.

Конституция устанавливает  общие принципы юридических гарантий. Общими юридическими гарантиями являются положения главы 1 Основного Закона: «Основы конституционного строя» и прежде всего ст. 1, 2, 7, 15. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет целую систему юридических гарантий, обеспечивающих индивиду беспрепятственное осуществление его прав.

К числу важнейших  конституционных гарантий относятся:

- принцип разделения властей (ст. 10), обеспечивающий политическую свободу личности;

- обязанность государства  защищать права и свободы человека (ст. 45), в том числе и обязанность  судебной защиты его прав (ч. 1 ст. 46);

- право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45);

- право на получение  квалифицированной юридической  помощи (ст. 48);

- принцип презумпции  невиновности (ст. 49);

- право обвиняемого  в совершении преступления на  рассмотрение его дела судом  с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47);

- право на защиту  потерпевших от преступлений  и злоупотреблений властью, обеспечение  им доступа к правосудию и  компенсации причиненного ущерба (ст. 52);  

- право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53);

- гарантии в области  правосудия (ст. 50, 51).

Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Это непосредственно действующие права. В данной сфере Конституция отводит особую роль Президенту. Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), Президент реализует свое конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, включая пенсионеров, военнослужащих, студентов и других особо нуждающихся в защите со стороны государства 12.

Важнейшими гарантиями основных прав и свобод личности являются институт конституционного контроля, установленный ст. 125 Конституции Российской Федерации, и принцип презумпции невиновности, суть которого в том, что каждый человек, обвиненный в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в судебном порядке.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты РФ. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

По содержанию и видам  деятельности гарантии подразделяются на следующие виды:

- экономико-правовые (закрепление  свободы экономической деятельности, признание и защита равным  образом частной, государственной,  муниципальной и иных форм  собственности, социальное партнерство),

- политико-правовые (механизм  народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений),

- социально-правовые (запрет  на разжигание социальной, расовой,  национальной и религиозной розни,  общедоступность и бесплатность  основного общего и среднего  профессионального образования) 

- правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

Правовые гарантии могут  быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).

 

 

 

Глава 6. Обязанности человека и гражданина

 

Обязанность — это  мера общественно необходимого поведения  человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.

Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны  с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной  стороной. «В основе права, — писал Гегель, — лежит свобода отдельного человека, и право заключается в том, чтобы я обращался с другим как со свободным существом». Отсюда ограничение собственной свободы, отсюда осознание необходимости адекватной поведенческой реакции.

Обязанности можно подразделить на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь — обязанность «не убий», право собственности — обязанность «не укради») и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. Так, в ст. 58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в ст. 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Отражены обязанности  и в международных актах. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, провозглашает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, и что осуществление прав и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксирована обязанность каждого государства, участвующего в Пакте, «уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Основные обязанности  граждан обычно закрепляются в конституциях и детализируются в текущем законодательстве. Это обязанности уважать права  и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу, окружающую среду, памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законы, нести воинскую повинность и т. д. В конституциях некоторых государств устанавливаются и обязанности трудиться (Япония), воспитывать детей (Россия, Италия), заботиться о своем здоровье (Уругвай).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

        По  результатам теоретического исследования  вопроса, касающегося прав и  свобод личности, можно сделать  нижеследующие выводы:

- Ратифицированные многими странами международные нормативные акты, а так же акты внутригосударственного значения правовых государств, касающиеся прав человека, охватывают практически все аспекты человеческого бытия, главным образом, благодаря тысячелетнему накоплению опыта, позитивных и негативных решений и находок.

- Развитие института прав и свобод человека в отдельном государстве напрямую связано с системой политических и социальных ценностей в этом государстве.

- Права, свободы, обязанности человека и гражданина, их гарантии в своей совокупности характеризуют степень демократичности и развитости соответствующих государства и права, политической системы и гражданского общества в целом. По мере общественного развития, роста материального благополучия, духовных и культурных достижений расширяется и укрепляется правовой статус конкретного человека.

- Права и свободы человека — это те универсальные правовые ценности, для которых характерно установление единых международно-правовых стандартов в области охраны прав личности. В настоящее время в мире существует много средств, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина. Однако права личности пока еще часто нарушаются, а способы их защиты не всегда достаточно эффективны, так как не акцентированы именно на защите. Вот почему возникает проблема не только совершенствования уже имеющихся методов и средств, но и создания новых институтов, гарантирующих и охраняющих права личности — чем больше таких институтов, тем эффективнее обеспечение прав человека в современном мире.

- Конституция Российской Федерации закрепила такие взаимоотношения человека и государства, которые в целом отвечают современному пониманию демократии. В демократическом государстве силовые органы власти необходимы для того, чтобы любой человек был защищен от произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал как полноправный партнер государства. Другими словами, вся мощь государства должна обеспечивать охрану и защиту прав личности.

В Конституции подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А потому государственные органы, должностные лица обязаны строить свою деятельность в соответствии с ними. Однако с принятием Конституции разрыв между широким кругом закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина и степенью их гарантированности, защищенности личности увеличился. Этот разрыв будет ликвидирован, а права и свободы человека станут реальными только после выхода общества из кризиса в экономике, политике, духовной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009), часть вто-рая от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009), часть третья от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 08.11.2008)
  3. СЗ РФ. 1994. № 15. Ст. 1712; № 17. Ст. 1954; СЗ РФ. 1995, № 6. Ст. 474; № 9. Ст. 735; № 51. Ст. 5054.
  4. Собрание законодательства РФ. 1995. № 7. Ст. 496
  5. Баглай М. В., Габричидзе В. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 156
  6. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 90.
  7. Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. М., 1962. С. 139-140
  8. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 180.
  9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права., М.: Юрист, 2001.
  10. Марченко М.Н.  Теория государства и права: Учебник-2-е изд., перераб.и доп. –М.2007.- 640 с.
  11. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990.С. 14.
  12. Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 168
  13. Права личности в социалистическом обществе. М., 1981. С. 178, 204;
  14. Общая теория права и государства: Учебник / Под рел. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 187—192
  15. Общая теория права: Курс лекций. Нижний Новгород, 1993. С. 532
  16. Раянов Ф.М. Теория государства и права. – Уфа,1998. -172 с.
  17. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990. С. 60—61
  18. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В. Д. Перевалов. – 3-е изд.., перераб. и доп. – М. 2007. – 496 стр

Информация о работе Право как мера свободы личности