Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 19:27, курсовая работа
В широком смысле слова отношения собственности в государственно-структуризированном обществе заключают в себе четыре связанных между собой смысловых понятия. Ни одно из которых в отрыве от других существовать не может. Собственность представляет собой: 1) отношение человека (объединения людей) к вещи; 2) производственное (экономическое) отношение между людьми по поводу вещей; 3) социальное отношение, связанное с принадлежностью и использованием вещей определенными социальными группами людей; 4) Юридическое отношение.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Собственность и право собственности………………………………………..4
1.1. Собственность как экономическая категория…………………………...4
1.2. Понятие и содержание права собственности…………………………….5
2. Формы и виды собственности…………………………………………….…..11
2.1. Частная собственность……………………….…………………………...11
2.2. Государственная собственность…………………………………...……..14
2.3. Муниципальная собственность………………………………...….……..18
2.4. Виды и подвиды права собственности…………………………….…….20
Заключение……………………………………………………………………......22
Список использованной литературы……………………………………..…...…23
Можно разделить муниципальную собственности на виды: собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований.
В состав объектов муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.
Права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Муниципальное имущество, как и государственное, делится на две части: имущество, закрепленное за муниципальными образованиям и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями. Закон определяет виды имущества, находящегося в муниципальной собственности, т.е. изъятого из оборота (муниципальные учреждения образования, культуры, спорта). Специфика муниципальной собственности состоит в том, что все её объекты носят целевой характер, т.е. предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-бытовых и иных потребностей населения соответствующей территории.
Основания возникновения муниципальной собственности, источники её формирования можно разделить на две группы: общегражданские способы и специальные способы возникновения муниципальной собственности. Специальными способами будут являться поступления от приватизации, местные налоги и штрафы, плата пользование природными ресурсами, передача объектов госсобственности в муниципальную собственность и другие способы.
Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.
К объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Осуществление от имени соответствующего муниципального образования – собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией, не делает органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица) собственниками соответствующего имущества. Как и государственные органы, органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте и в качестве самостоятельных юридических лиц – муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество (ст. 296 ГК РФ).
2.4 Виды и подвиды права собственности
Классификация форм права собственности не является единственно возможной. Эти формы, в свою очередь, могут подразделяться на виды. Классификация собственности на виды может проводиться по самым различным основаниям. Она может не выходить за пределы одной формы собственности, но может и не зависеть от форм собственности. Например, общая собственность, которая характеризуется тем, что принадлежит двум и более лицам, подразделяется на два вида: долевую и совместную. При этом общая долевая собственность может принадлежать нескольким лицам независимо от того, какую форму собственности каждый из них представляет. Что касается общей совместной собственности, то поскольку отношения между ее участниками носят куда более лично-доверительный характер, нежели в общей долевой собственности, она возможна только между гражданами.
Деление собственности на виды может проводиться в зависимости от того, о каком имуществе идет речь. С этой точки зрения, можно различать, например, право собственности на недвижимое и движимое имущество.
Наконец, виды права собственности могут подлежать дальнейшей, более дробной классификации на подвиды. Так в составе собственности юридических лиц как вида частной собственности, в свою очередь, можно различать собственность хозяйственных обществ и товариществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и т.д.
Совместная собственность как вид общей собственности подразделяется на совместную собственность супругов и совместную собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства и т.д.
Словом, классификация форм, видов и подвидов права собственности может осуществляться по самым различным основаниям. Но к какой бы классификации мы ни прибегли, она не должна быть самоцелью, и призвана обеспечить познание сущности подлежащих изучению явлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из главных задач, которые стояли перед настоящей работой, являлась задача показать всю важность данной темы, ведь с правом собственности мы сталкиваемся каждый день.
В данной работе были раскрыты понятие собственности и права собственности, а также их соотношении, раскрыты характерные черты особых форм (частной собственности, государственной и муниципальной) и видов права собственности, таких как право собственности физических и юридических лиц, право собственности и субъектов Федерации, а также муниципальной собственности.
Пользуясь юридической литературой, нормативной базой была сделана попытка раскрыть данную тему права собственности, показав при этом всю сложность, но исключительную важность данной темы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 6.12.2011 г. №405-ФЗ).
2. Гражданское право / под ред. Сергея Алексеева – М.: Проспект, Институт частного права, 2012 г. – 536 с.
3. Гражданское право / Мардалиев Р.Т. – СПб.: Питер, 2011 г. – 256с.
4. Собственность в гражданском праве / Скловский К.И. – М.: Статут, 2012 г. – 896с.
5. Основные положения права собственности / Суханов Е.А. – М.: Юристъ, 2011 г. – 235с.
6. Собственность в гражданском праве: учебно-практическое пособие – 2е издание – М.: Дело, 2011г. – 512с.
7. Гражданское право. Учебник. Часть первая/ под ред. Сергеева Л.П., Толстого Ю.К. – М.: ПРОСПЕКТ, 2012 г. – 632с.
Информация о работе Право собственности. Виды и формы права собственности