Право социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации не содержит однозначно прописанного механизма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение, так же как не содержит указаний на конкретные организационно-правовые формы институтов социального обеспечения. Такими механизмами могут быть бюджетное финансирование, обязательное социальное страхование, а также добровольное социальное страхование.

Файлы: 1 файл

Право социального обеспечения.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Особого внимания заслуживает  Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанным Законом внесены  значительные изменения в законодательство Российской Федерации, затрагивающие, в том числе, вопросы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Основным нововведением  этого Закона является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Важное значение в области поддержки лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, имеет постановление Правительства  Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно». Данным постановлением определены порядок и условия предоставления названной компенсации лицам, имеющим на нее право.

 

 

 

4 Порядок  образования, функции ПФР

Для решения  поставленных задач сформирована трехуровневая  структура управления ПФР.

На федеральном  уровне управление пенсионной системой осуществляется Правлением ПФР и его исполнительным органом – Исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители государственных и общественных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов, детей. В дальнейшем предполагается создать орган управления фондом из лиц наемного труда, представителей независимых профсоюзов и государства.

К основным функциям центрального аппарата ПФР относятся:

– формирование и оперативная корректировка бюджета ПФР;

– прогнозирование и аналитические исследования движения денежных средств ПФР;

– перераспределение финансовых ресурсов между территориями;

– экономический анализ и актуарное прогнозирование развития пенсионной системы.

На региональном уровне управление осуществляется отделениями ПФР, которые являются юридическими лицами. Действует 88 региональных отделений ПФР.

Управление  на территориальном уровне осуществляется районными и городскими отделами ПФР, которых насчитывается около 3,5 тысяч.

Бюджет ПФР  состоит из бюджета Федерального ПФР и бюджетов территориальных отделений. Бюджет ПФР формируется за счет единого социального налога, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных денежных средств, других источников.

Временно свободные  денежные средства ПФР размещены:

– в облигации государственных нерыночных займов в валюте РФ и иностранной валюте;

– в ценные бумаги кредитных организаций, принятые в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам в фонд, образовавшийся до 01.01.2001 г.

Накопительная составляющая бюджета ПФР формируется  нарастающим итогом с 01.01.2002 г. Часть пенсионных накоплений передана в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

Средства ПФР  расходуются на:

– финансирование базовой части трудовой пенсии;

– финансирование страховой части трудовой пенсии;

– выплату пособий на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти;

– выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ;

– компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

– расходы на доставку пенсий;

– расходы на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работников ядерного оружейного комплекса РФ за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России;

– расходы на дополнительное пенсионное обеспечение государственных служащих за счет средств федерального бюджета;

– выплату пенсий, назначенных досрочно безработным гражданам за счет средств федерального бюджета;

– обеспечение текущей деятельности фонда;

– оказание социальной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Учитывая вышеизложенное ранее можно сформулировать основные положения ПФР:

- Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

- Бюджет Пенсионного фонда является самостоятельным и не входит в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов. Он подотчет правительству РФ и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ.

- Основным источником формирования средств являются страховые взносы работодателей, крестьянских хозяйств, родовых семейных общин малочисленных народов Севера, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и частных детективов.

- Наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные фонды.

- Поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ средства используются по следующим направлениям: выплату трудовых пенсий, выплату социальных пенсий и пособий, выплату пенсий военнослужащим и других государственных пенсий, содержание аппарата пенсионного фонда,расходов по доставке пенсий, выплаты пенсий на погребение.

 

Для улучшения показателей необходимо произвести следующие действия:

1) осуществлять дальнейшее укрепление и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения;

2) государственное  стимулирование более активного  участия граждан и работодателей  в добровольном пенсионном обеспечении;

3) увеличивать  размер отчислений на финансирование накопительной части трудовой пенсии;

4) повышать уровень организационной и разъяснительной работы в области пенсионной реформы.

При планировании пенсионной реформы возникает необходимость учета российской специфики в организации пенсионного обеспечения. Этот вопрос исключительно важен в свете того факта, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в основе которых лежат одни и те же принципы, характеризуются многообразием национальных особенностей. Поэтому слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

Пенсионное  обеспечение является серьезным  вопросом в настоящее время не только в России, но и во многих других государствах, когда прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения возникающих проблем. В России пенсионное обеспечение как таковое начало существование в 1927 г. и носило характер государственного обеспечения. Со временем в такой системе поддержки граждан, имеющих право на пенсионные выплаты, появлялось все больше проблем, и возникал все больший дефицит средств. Тогда был предпринят переход к европейской пенсионной системе, носящей страховой характер, когда посредствам взносов работающего населения обеспечивались выплаты пенсионерам. Но в настоящее время и эта система уже малоэффективна, так как количество пенсионеров растет, количество работающих граждан падает, а дальнейший рост налогового бремени на социальные нужды может подорвать налоговую дисциплину. И в 2002 года была проведена новая пенсионная реформа в основу, которой легла чилийская система пенсионного обеспечения. Была введена накопительная часть трудовой пенсии, когда каждый гражданин в течение «трудовой жизни» копит на «достойную старость». Система, имеющая явные преимущества в современных условиях, но необходимо учитывать и национальные особенности населения, и качество жизни, и уровень стабильности экономики. Большая часть населения страны не готова доверить вои пенсионные накопления только что образовавшимся негосударственным пенсионным фондам, так как стабильность экономики России по-прежнему взывает сомнения. Да и в целом, реформирование пенсионной системы требует достаточно длительных периодов, чтобы начать функционировать, так как это было запланировано. Однако проблема дефицита средств ПФР существует сейчас, в результате чего реформы продолжаются. В настоящее время намечается совершенствование существующей пенсионной системы. Основные направления реформирования пенсионной системы определил президент РФ Д. Медведев - «Это улучшение действия страховых принципов пенсионной деятельности, это развитие накопительных механизмов, когда мы получаем возможность софинансирования пенсионных выплат путем привлечения денежных средств, как федерального бюджета, так и денежных средств, которые принадлежат самим гражданам - будущим пенсионерам, и средств работодателей». При этом совершенствование пенсионной системы «должно идти неразрывно с общим увеличением пенсий». В настоящие время ассигнования Пенсионного Фонда федеральным бюджетом происходит на уровне 50 %, и в дальнейшем рост дефицита ПФР будет наблюдаться еще острее. Существуют различные мнения по поводу разрешения данной проблемы, и некоторые из них были отмечены выше. На мой взгляд, может быть целесообразным повышение ставки ЕСН до 30 %, так как накопительная система не распространяется на нынешних пенсионеров и на тех, кто не успел накопить себе пенсию. В дальнейшем же в соответствии с принципами накопительной системы, обеспечит информированность граждан об их возможностях. А так же одним из важных факторов успешного функционирования всей системы - это степень доверия граждан НПФР. Государство по возможности должно страховать риски граждан при вложении в негосударственные фонды средств пенсионных накоплений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА

За назначением  пенсии обратилась семья 20 сентября 2012 года погибшего в автомобильной катастрофе Захарова Б.Н. Состав семьи:

Жена Елена, 1975 г/рождения, не работает, сын Антон – 12 лет, дочь Ольга – 8 лет, дочь Татьяна – 5 лет.

Стаж умершего кормильца составил 14 лет. Определите право на пенсию членов семьи умершего, сроки назначения.

 

К данной задаче необходимо применять ФЗ «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, далее – Закон, которым устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Это очевидно вытекает из условий задачи, т.к. умерший имел страховой стаж 12лет. Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались (читай – начислялись, согласно п.2 Постановления Конституционного суда от 10.07.07г. N 9-П) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п.2 ч.1 ст.2 Закона); Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке (п.1 ст.11 Закона). Ч.1 ст.5 Закона определяет виды трудовых пенсий: 
1)трудовая пенсия по старости; 
2) трудовая пенсия по инвалидности; 
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Абз.2 ст.3 Закона к лицам, имеющим право на трудовую пенсию, относит также нетрудоспособных членов семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, т.е. членов семей лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Закона «О трудовых пенсиях РФ». 
 
            В ст.9 Закона перечисляются условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Так п.1 данной статьи определяет, что право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. 

Согласно требованиям, указанным в подпункте 2 пункта 2 статьи 9 Закона, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: «…один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, … если они заняты уходом за детьми, … не достигшими 14 лет …, и не работают;» 

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеет, наряду с детьми умершего мать ребёнка, т.к. она занята уходом за детьми, не достигшими 14 лет.

Информация о работе Право социального обеспечения