Правонарушение и юридическая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 07:21, контрольная работа

Описание работы

В подавляющем большинстве случаев граждане ведут себя в соответствии с существующими нормами права, т.е. правомерно. Правомерное поведение — это такое поведение людей, которое соответствует предписаниям правовых норм.
Это общественно необходимое и общественно полезное явление, предпосылка нормального, функционирования гражданского общества.
Однако нормы права не всегда и не всеми соблюдаются. Причины правонарушений кроются как в социальной структуре общества, так и в субъективных качествах человека.

Содержание работы

1. Правонарушение и юридическая ответственность 2
2.Конституционно-правовая регламентация статуса личности и институт гражданства в РФ 8
3. Право собственности в объективном и субъективном смысле. Основания возникновения и прекращения права собственности 14
4. Часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации 17
5. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями от 14 декабря 1995 г.) 20
Задача 1. 26
Задача 2. 26
Задача 3. 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Правонарушение и юридическая ответственность.docx

— 56.61 Кб (Скачать файл)

Каждая из других отраслей права закрепляет совокупность прав в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т. д.

Предмету конституционного права относится закрепление  основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в  ст. 64 — заключитительной статье гл. 2 Конституции3. В ней отмечается, что «поло1я настоящей главы составляют основы правового статуса личности Российской Федерации».

Понятие «основы» отражает, прежде всего, систему коренных начал  правого статуса личности, провозглашаемых  в Конституции и защищаемых государством.

В первой группе объединяются нормы, которые закрепляют общие  принципы правового статуса личности. Они проявляются во всех сферах реализации правоспособности личности независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь о  таких принципах правового статуса, как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод и др.

Установление таких общих, универсальных для всех отраслей права является важнейшей функцией данного института конституционного права.

Во вторую группу входят нормы, определяющие такой важнейший  статуса лица, как принадлежность его к гражданству Российской Федерации, основания приобретения и прекращения гражданства. Нормы  данной группы определяют и особенности  статуса иностранных граждан, лиц  без гражданства, беженцев, лиц, получивших политическое убежище, и др.

К третьей группе относятся  нормы, которые устанавливают конституционные  права, свободы и обязанности  человека и гражданина. То те, которые  неотделимы от человека, гражданина, принадлежат  всякому лицу как субъекту права  независимо от реализации им своей  правоспособности, составляют неотъемлемую ее черту. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся  не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права Основные права, свободы и обязанности составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей российского права.

Институт, устанавливающий  основы правового статуса личности, занимает важное место в системе  конституционного права Российской Федерации, непосредственно следуя за совокупностью норм, закрепляющих основы конституционного строя. Такая  последовательность закономерна. Именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых  производно правовое положение человека и гражданина. Этим обусловлено и  соотношение первой и второй глав Конституции РФ.

Нормы, закрепляющие основы правового статуса личности, тесно  связаны с нормами других конституционно-правовых институтов, причем эта связь взаимная.

Формирование, принципы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления базируются на основах правового  статуса человека и гражданина и, в свою очередь, содержат соответствующие  конкретные гарантии их реализации.

Прежде чем перейти  к анализу принципов правового  статуса человека и гражданина, необходимо рассмотреть вопрос о развитии концепции  прав человека и гражданина в конституционном  законодательстве России. Без этого  нельзя уяснить глубинную суть, новое  содержание конституционных установлений, закрепляющих основы статуса человека и гражданина.

Каждый человек по праву  носит название "гражданин", т.к. имеет право на гражданство. Это  означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях, и что граждане Российской Федерации  не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие, различные  права и обязанности. Принцип  равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет выдачи собственных граждан, запрет привилегий и соответственно равенство всех, граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделение носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане Российской Федерации могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести определенные другие обязанности. В 80-е годы во многих европейских странах (Франция, ФРГ, Бельгия, Швейцария и т.д.) по мере усиления процессов интеграции все более четко обозначается либерализация оснований приема в гражданство, наряду с этим снимаются ограничения, и расширяется объем прав иностранцев.

В скандинавских странах (за исключением Финляндии) по законам  о гражданстве конца 70-х начала 80-х годов иностранцам предоставляются  некоторые политические права. В  Дании, например, иностранец, проживший  здесь 3 года, пользуется активным и  пассивным избирательным правом при выборе коммунальных органов; пользуются иностранцы и свободой выражения  мнений. Однако свободы собраний и  объединений предоставляются только гражданам.

Демократический принцип  провозглашения в действующей Конституции  является своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином  его прав и свобод - "гражданин  Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации  или выдан другому государству".

Хотя высылка российских граждан за пределы России как  мера уголовного наказания не предусмотрена действующим Уголовным кодексом, в практике даже в 70-е годы были случаи принудительной высылки российских граждан за пределы России. Так был выслан, например, писатель Александр Исаевич Солженицын. Отсутствие в ранее действовавшей Конституции прямого запрета высылки давало властям возможность действовать произвольно.

Правило, прямо запрещающее  высылку российских граждан за пределы  России, полностью соответствует  статье 13 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого  человека покидать любую страну и  возвращаться в свою страну (ч. 2 ст.27).

Ранее действовавшая Конституция  тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключение, если они установлены законом или  международным договором. В настоящей  Конституции РФ в статье 63 части 2 имеется исключение: “Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации”.

 Закона, допускающего  выдачу российских граждан, о  котором упоминал ранее действовавшая  конституция, не было принято,  и международные договоры, заключенные  Россией выдачу другому государству  российских граждан не предусматривают.  Аналогичную норму содержит Конвенция  стран СНГ от 22 января 1993 года  о правовой помощи по гражданским,  семейным и уголовным делам  (пока не вступила в силу).

Правило Конституции о  запрещении выдачи российских граждан  направлено на защиту прав граждан  РФ, что, однако, не означает освобождение от уголовной ответственности. За совершенные  за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в  России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации  о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии и др.

Кроме того, в Законе “О Гражданстве  РФ” говорится о том, что "никто  не может быть лишен своего гражданства  или права изменить свое гражданство". Эта норма имеет для нашего общества и его граждан принципиальное значение, ибо исключает из будущего возможность использования этой меры для борьбы с инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения страха в обществе, что было характерно для нашего государства  на протяжении всей его 70-летней истории. Антидемократическая практика лишения  гражданства сопровождалась к тому же применением и такой репрессивной меры, как высылка собственных  граждан. Между тем подобная практика несовместима со многими международными нормами о правах человека.

Отказавшись от этого антидемократичного института, российский законодатель тем  самым привел наше законодательство в соответствии с общепризнанными  нормами международного права. Попутно  заметим, что следовало бы сделать  и следующий шаг в этом направлении: определении на уровне закона запретить  всякую возможность высылки своих  граждан.

Кроме вышеизложенного, гражданин  Российской Федерации находится  под защитой государства не только на территории самого государства, но и за его пределами. Это правило  имеет особое значение в связи  с остро стоящей проблемой  правового положения российских граждан, проживающих за границей. Это  относится и к государствам - бывшим республикам СССР. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время - в командировки, по контрактам, по частным делам и тому подобное.

Государственные органы, дипломатические  представительства и консульские  учреждения Российской Федерации, их должностные  лица обязаны: во-первых, содействовать  тому, чтобы российским гражданам  была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы; в-третьих, при  необходимости принимать меры для  восстановления нарушенных прав российских граждан.

Функции дипломатических  представительств Российской Федерации  определяются Венской конвенцией о  дипломатических сношениях 1961 года, а функции консульских учреждений - Венской конвенцией о консульских  сношениях 1963 года. Действует также  Консульский устав 1976 года. Россией  заключены и многочисленные двусторонние консульские договоры и конвенции.

Если меры, принятые дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, не приводят к положительным  результатам, для защиты интересов  своих граждан Российской Федерации  могут быть предприняты и иные вытекающие из международного права  шаги.

 

3. Право собственности в объективном и субъективном смысле. Основания возникновения и прекращения права собственности

 

Право собственности может быть рассмотрено в объективном и  в субъективном смысле. В первом случае речь идет о юридическом институте - совокупности правовых норм, значительная часть которых, имея гражданско-правовую природу, входит в подотрасль вещного  права.

Однако в институт права собственности  включаются не только гражданско-правовые нормы. Он охватывает все нормы права, закрепляющие (признающие), регулирующие и защищающие принадлежность материальных благ конкретным лицам. К ним, следовательно, относятся не только соответствующие нормы гражданского права, но и определенные предписания конституционного и административно-правового характера, и даже некоторые уголовно-правовые правила, устанавливающие принадлежность имущества определенным лицам, закрепляющие за ними известные возможности его использования и предусматривающие юридические способы охраны прав и интересов собственников.

Иначе говоря, право собственности  в объективном смысле представляет собой не гражданско-правовой, а  комплексный (многоотраслевой) институт права, в котором, однако, преобладающее  место занимают гражданско-правовые нормы. Эти последние в совокупности охватываются понятием права собственности  как гражданско-правового института, входящего в общую, единую систему  гражданско-правовых норм.

В субъективном смысле право собственности, как и всякое субъективное право, есть возможность определенного  поведения, дозволенного законом управомоченному  лицу. С этой точки зрения оно  представляет собой наиболее широкое  по содержанию вещное право, которое  дает возможность своему обладателю - собственнику, и только ему определять характер и направления использования  принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное хозяйственное господство.

Субъективное право собственности  возникает и прекращается, как  и любое другое гражданское правоотношение, в силу определенных юридических  фактов. Эти юридические факты  принято именовать основаниями  или способами возникновения  права собственности. При этом следует  учитывать то обстоятельство, что  в гражданских правоотношениях  возникновение у одного лица права собственности (например, у покупателя) почти всегда одновременно ведет к его прекращению у другого лица (продавца). Вследствие этого одни и те же юридические факты могут быть как способами возникновения, так и способами прекращения права собственности.

В теории цивилистики еще  с римских времен общепринятым является подразделение оснований возникновения  права собственности на первоначальные и производные.

Информация о работе Правонарушение и юридическая ответственность