Правоохранительные органы в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:59, реферат

Описание работы

Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения. Служба в ОВД является прекрасным примером несения государственной службы

Содержание работы

Введение.....................................................................................2
1.История правоохранительных органов...........................2
2. Понятие правоохранительных органов, классификация, нормативно-правовая база........................................................7
3. Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов.....11
4. Пути и средства совершенствования организации деятельности
ОВД на современном этапе развития России.................................16
Заключение.................................................................................18
Список литературы........................................................................19

Файлы: 1 файл

реферат - копия.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение.....................................................................................2

1.История правоохранительных органов...........................2

2. Понятие правоохранительных органов, классификация, нормативно-правовая база........................................................7

3. Органы внутренних дел  в системе правоохранительных  органов.....11

4. Пути и средства совершенствования  организации деятельности

ОВД на современном этапе развития России.................................16

Заключение.................................................................................18

Список литературы........................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции – таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи — предмет заботы в первую очередь государства и его органов, в том числе и органов внутренних дел.

Тема моей работы —правоохранительные органы в политической системе общества, на мой взгляд, очень актуальна на сегодняшний день. Именно от их деятельности зависит порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

 

1. История правоохранительных органов

Правоохранительная деятельность - форма обеспечения государственных интересов. 1 Правоохранительные органы возникли в результате естественно-исторического развития, одновременно с государством как его необходимый атрибут. 2 Первичная родовая организация общества позволяла обходиться без специальных органов, призванных обеспечить порядок.

Власть в родовом обществе принадлежала вождям, совету старейшин и опиралась на авторитет вождя и его силу. 3 Следует отметить, что в тех условиях данные функции не имели политического свойства, выражали действительно общий интерес, осуществлялись органами родоплеменного строя (военноначальник, вождь, совет, дружина, народное собрание), решавшими и другие задачи, связанные с жизнеобеспечением общества и не располагавшими специальным аппаратом принуждения.

Постепенно, естественно-историческое развитие общества привело к замене родовых образований территориальными, к классовому расслоению, зарождению государства. Классовые противоречия, социальная напряженность в связи с углубляющимся имущественным неравенством, усложнение взаимосвязей по мере развития экономики объективно вели к усложнению механизма отношений как внутри родового общества, так и между отдельными родовыми обществами.

Образование функции обеспечения правопорядка связана с образованием государства и формированием права. Достигалось это двумя путями: во-первых, государство санкционировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов и правопорядка; во-вторых, государство создавало новые правовые нормы, в результате постепенно обычное право уступало место прецедентному праву, основой которого становились административные и судебные решения. Когда на смену прецедентному праву пришло статутное право (законы), первичное право получило письменные формы выражения, обеспечиваемые государственным принуждением - законы, кодексы, своды законов и т. п. Эти процессы способствовали развитию правоохранительной функции.   

Самые ранние свидетельства о существовании специальных органов обеспечения порядка относятся к цивилизациям Востока. Древнем Египте должностные лица, ответственные за безопасность в провинциях, именовались “Судья-комендант полиции”. 4

Египтяне утверждают, что они первыми начали использовать собак в полицейских целях. 5Столичная Египетская полиция имела свой флаг с изображенной газелью со страусовым пером - эмблемой некоторых войсковых образований Египта. Этот факт свидетельствует о тесной взаимосвязи армии и полиции, схожести их функций. Данное обстоятельство является закономерностью для современной России, поскольку обязанности по обеспечению правопорядка выполняют и специальные формирования - внутренние войска.

Археологические раскопки свидетельствуют о существовании в 2000 г. до н. э. в городах Индии специальных групп инспекторов по контролю за мерами и весами, по надзору за состоянием улиц, водостоков, отрядов ночной стражи. 6

Достаточное количество указаний по существованию особых отрядов людей, выполняющих охранительные функции, можно найти в Ветхом и Новом заветах: “На стенах твоих, Иерулисалим, я поставил стражей, которые будут бдить и ночью и днем”.7 В “Песне песней” Соломона (200-100 гг. до н. э.) говорится: “Встретили меня стражи, обходящие город; избили, изранили меня, стерегущие стены”.

Итак, правоохранительные органы возникли в результате естественно-исторического развития. Однако особенности становления государственности в той или иной стране не могли не накладывать отпечатки на эти процессы. Так, где доминирующим началом оформления государства являлось разделение общества на классы на основе частной собственности, появляются формирования, специально призванные особыми методами разрешать коллизии и противоречия, возникающие на почве классовой дифференциации.

           Характерной особенностью при формировании правоохранительных органов в России - период IX-XV вв. является сохранение достаточно долгое время в организации обеспечения существующего правопорядка общих черт, характерных для родового строя. Это выразилось в том, что вопросами охраны и обеспечения правопорядка занимались органы общей компетенции, не существовал состязательный процесс и т. д. Однако постепенно эти задачи стали возлагать на отдельных должностных лиц, поручать их выполнение преимущественно каким-то одним органам. Функции обеспечения порядка

долгое время были объединены с функциями управления, представленном великим князем как высшим звеном государственной иерархии - верховным управителем, имеющего свою дружину и подчиненными ему князьями племенных союзов и князьями племен, имеющими собственные дружины. Государственные полномочия и управление осуществлял великий киевский князь и его приближенная знать либо посредством специально назначенных наместников, либо через князей союзов племен и племенных князей, имеющих свои дружины и подчиняющихся великому киевскому князю. Дружины представляли собою специальные военизированные образования с подчинением; они делились на две части: старшую дружину, в которую входили бояре и младшую, состоящую преимущественно из служилых людей. В функциях дружин прослеживаются элементы правоохранительной деятельности - дружины наделялись особым правом охранять подвластные им территории, собирать централизованную дань в пользу военно-дружинной знати - полюдье, осуществлять суд, наказывать виновных и облагать их штрафами-вирами.

Судебная функция не была отделена от государственной - суд осуществлялся по Сборнику законов - “Русской Правде” с перечнем преступлений, закрепленными уголовно-правовыми нормами и санкциями.8 В “Русской Правде” выделяются следующие преступления: убийства; увечья; оскорбления; кражи; поджоги; угрозы.

Функции по обеспечению порядка развивались достаточно быстро. Уже с X в. на Руси разрешалась активная деятельность для поиска сведений, необходимых для обеспечения внешней и внутренней безопасности, с использованием агентуры из “путных людей”, купцов, тайных лазутчиков.  Однако вплоть до XV в. функции правоохранительных органов выполняли органы государственного управления. Удельные князья, воеводы и полководцы занимались агентурной работой самостоятельно по собственному плану, индивидуально. Развитие правоохранительной деятельности не носило организованного характера и во многом определялись личной инициативой субъектов власти. В данный период не существовало специальных структур, созданных для ведения оперативно-розыскной, разведывательной, контрразведывательной и следственной деятельности.

Начало процесса выделения правоохранительной функции приходится на XVI век и характеризуется формированием специальных органов - секретных Приказов и ведомств, в основах деятельности которых заложены формы проведения расследования, следствия и судебного производства. Одной из первых форм правоохранительной деятельности Российского государства являлся политический и уголовный сыск.

Политический сыск трактуется как сбор информации в целях компроментации и шантажа политических деятелей и рядовых участников оппозиционных движений, засылание к ним провокаторов, задержание и

аресты людей по действительным или инспирированным мотивам, применение других методов преследования действительной, предполагаемой и воображаемой оппозиции в условиях тоталитарного государства. 9

Уголовный и политический сыск представляли собой формы деятельности по розыску преступников. Методы политического сыска отличались от методов уголовного розыска ведением судопроизводства и более жесткими способами получения показаний. При осуществлении расследования составов преступления политическая полиция не учитывала ни возраст, ни состояние здоровья, ни общественных положений лиц, попавших в поле ее деятельности. В «Судебнике» 1550 г. содержатся следующие типы преступлений: душегубство (убийство); татьба (кража); разбой; ябедничество. 10 «Судебник» 1550 г., посвященный в основном решению вопросов судопроизводства, пополнил перечень преступлений новыми видами и подразделениями по подсудности.               

Реформы органов управления и государственной власти, осуществленные Иваном Грозным (1533-1584 гг.), привели к созданию специального войскового образования – опричнины, являющейся средним органом между полицией и внутренними войсками. Опричнина представляла военно-карательную организацию с полицейскими и надзирательными функциями. Согласно Уставу «государь создает себе отдельный двор и устраивает там свои порядки; выбирает себе бояр, дворян, окольничьих, дворецкого, казначея, дьяков, приказных людей, набирает Секретный приказ, а также стрельцов в войско». 11Организация имела форму структурного военизированного образования со своим уставом, распорядком, общей униформой и устрашающей символикой. Посредством введения опричнины удалось преодолеть раздробленность органов государственной власти и органов, осуществляющих порядок, сплотить и собрать их в единую систему.

Параллельно с ним формируется регулярное стрелецкое войско, состоящее из рекрутируемых крестьян и свободных людей, числящихся на государевой службе в стрелецком Приказе. Военная служба дворян регламентировалась в изданном в 1556 г. «Уложении о службе»; начинать служить дворянин мог с 15 лет, служба оплачивалась денежным жалованьем и хлебным довольствием.

Политический сыск, получивший развитие в XVIв., постепенно превратился в важнейший атрибут власти. В XVII в. уже обозначилась определенная систематизированная практика.  В Соборном Уложении 1649 г. процессуально оформляется деятельность по розыску государственных преступников, беглых. Как легальная форма ведения правоохранительной деятельности характерны доносы на преступления.

Розыск преступников на местах осуществлялся специально уполномоченными царем воеводами, расследования и судебные разбирательства происходили в Приказах. Осуществление правосудия, порядка на местах входили в обязанность земских старост, подчиненным центральным органам. Расследование государственных дел проводилось тайно и неофициально, допросы и расследование вели единолично сами воеводы.

Таким образом, специальных органов, занимающихся исключительно государственными преступлениями, до конца XVII в. в Росcии не существовало. Административная власть не была отделена от судебной. Наиболее важные государственные дела рассматривались Боярской думой, специально создаваемыми комиссиями или московскими приказами, число которых возрастает до 80. Уголовный и политический розыск являлись одними из многочисленных функций приказов.

Совершенствование форм и методов деятельности по охране порядка продолжили реформы Петра I, заложившие основы формирования полицейских ведомств и служб. Так сформирован центральный верховный орган государственной власти - правительствующий Сенат и подчиняющиеся ему 11 коллегий, в состав которых вошла Юстиц-коллегия, занимающаяся вопросами судебного законодательства и судопроизводства и главный магистрат, руководящий работой городских магистратов, в ведении которых находились судебные функции, контролирование финансовых средств, сбор налогов и пошлин.

Государство нуждалось в эффективном контроле за деятельность государственных учреждений и местных органов власти, каковой является прокуратура. Первоначально функции прокуратуры  выполняли штаб-офицеры гвардии, в 1722 г указом “О должности генерал-прокурора” был учрежден прокурорский надзор, который являлся основным законодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII-XIX вв. \

Политико-полицейская функция государства вышла на первый план и нашла отражение в организации постоянно действующих государственных органов по борьбе и раскрытию политических и государственных -Преображенского приказа и Тайной канцелярии. Преображенский приказ был первоначально государственным органом, наделенным судебно-административной функцией, в задачи которого входило управление “потешными” полками Петра и руководство полицейской службы главным образом в Москве. Преображенскому приказу было передано исключительное право расследования и судопроизводства по государственным преступлениям. Впервые в России государственный орган получил правоохранительные полномочия, которые распространялись на всех граждан и подданных государства, без различения их сословий, званий и занимаемых должностей. 

Информация о работе Правоохранительные органы в политической системе общества