Правоотношения: понятие, признаки и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Познав эту потребность, государство непосредственно формулирует устанавливаемую форму правовую норму, либо санкционирует уже сложившиеся в жизни правила поведения и тем самым придает им качество юридической нормы.
Цель и задачи данной курсовой работы – как можно полнее раскрыть, осветить поставленную перед нами тему.

Содержание работы

Введение с 3-4
I Сущность права. Признаки права с 5-9

II Понятие правоотношений с 10-12

III Признаки правоотношений с 13-15

IV Виды правоотношений с 16-18

V Субъективные права и юридические обязанности как
содержание правовых отношений с 19-23

Заключение с 24

Список использованной литературы с 25

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство труда и социального развития РФ

Московский государственный социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

 

 

 

 

Юридический факультет

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по предмету: Теория государства и права

на тему: Правоотношения: понятие, признаки и виды.

 

 

 

 

               Выполнила:

студент 1курса заочного отделения

    группы ЗЮ-11

        

        Научный руководитель:

       профессор

               Тимофеев Михаил Сергеевич

 

 

 

 

г. Чебоксары 2004г.

 

Оглавление

 

Введение          с 3-4  

I Сущность права. Признаки права      с 5-9

 

II Понятие правоотношений       с 10-12

 

III Признаки правоотношений       с 13-15

 

IV Виды правоотношений        с 16-18

 

V Субъективные права и юридические обязанности как

содержание правовых отношений      с 19-23

 

Заключение         с 24

 

Список использованной литературы     с 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Право существует постольку, поскольку оно действует, оказывает воздействие на участников правового общения, проявляет активность в общественной среде. Подобно государству, право не может проявлять себя, не излучая энергии в отношении тех субъектов, которые находятся в зоне его досягаемости. В этом смысле право и может быть только активным, действующим: «Что не осуществляется, то не может быть признано правом».

Построение правового государства предполагает, прежде всего, становление полноценного гражданского общества, осознание им своих прав, свобод, обязанностей, ответственности, изменение роли государства в обществе. Все глубже понимание того, что право – это атрибут, черта общества, оно возникает и существует, как необходимость его развития, как одно из условий, факторов его самоорганизации и ограничения власти государства. Право нельзя отменить, государство может лишь его признать.

Рассмотрение права в аспекте его действия высвечивает главное качество права – способность оказывать реальное воздействие на деятельность и поведение людей, а через это – осуществлять прогрессивные изменения в обществе, утверждать во взаимоотношениях людей начала цивилизованности и социального партнерства. Как научное понятие, действие права призвано отразить право (правовую материю) с позиции философских категорий «возможность» и «действительность». В этом смысле оно характеризует движение сущности права. Если действительность есть осуществленная сущность права, то возможность есть сущность права «в себе». Действие права в определенном смысле охватывает и то и другое.

Как уже отмечалось ранее, право, как и государство, возникает их необходимости управления социальными процессами, упорядочения межличностных отношений в связи с усложнением и совершенствованием, в конечном счете, общественного производства. Право всегда социально обусловлено. Принято выделять три основных вида такой обусловленности:

  1. Юридическая форма придается уже сложившимся общественным отношениям, содержание которых составляют взаимные права и обязанности сторон, т.е. реально возникшие правоотношения, что имеет место, прежде всего в экономической сфере.
  2. На основе познания тенденций общественного развития государство может закрепить в законе еще полностью не сложившиеся отношения, активно способствуя их становлению и утверждению в общественной практике.
  3. Непосредственной основой возникновения права может служить также юридическая практика.

    Итак, право имеет своим источником (в широком смысле этого слова) общественные отношения, потребность в регулировании которых возникает в жизни и должна быть осознана законодателем. Это значит, что у законодателя возникают взгляды, представления, создается мнение о том, что определенная совокупность социальных связей, определенный вариант поведения участников общества должны стать общеобязательным правилом, приобрести форму всеобщности, стать законом. В законе не может быть ничего, что не содержалось бы в правосознании, в правоотношении, выступающими в качестве идейного источника норм права.

Познав эту потребность, государство непосредственно формулирует устанавливаемую форму правовую норму, либо санкционирует уже сложившиеся в жизни правила поведения и тем самым придает им качество юридической нормы.

Цель и задачи данной курсовой работы – как можно полнее раскрыть, осветить поставленную перед нами тему.

 

 

I    Сущность права. Признаки права.

 

 

 

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей»

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли.

Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Для понимания природы права принципиально важно иметь в виду следующее: право выступает 1) в форме идей, представлений; 2) юридических предписаний (велений или установлений), исходящих от государства, и 3) действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания, права. В теоретической юриспруденции с давних пор ведутся споры о том, что следует признавать важнейшим элементом права — идеи, нормы или действия (отношения).

Для представителей естественно-правового направления и так называемой психологической школы правовые идеи выступают первоосновой, главным компонентном права. Нормы или же действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Представители нормативной школы наиболее важным элементом признают юридические предписания. Это, по их мнению, и является собственно правом, регулятором поведения. Сторонники так называемого социологического направления приоритетным в содержании права признают действия или отношения.

Узконормативный подход не дает ответа на вопрос о том, что есть недействующее право («не соприкасающееся» с сознанием адресатов права или не воспринимаемое ими и не реализующееся в их практических действиях).

Опасность одностороннего подхода к праву — узконормативного или широкого — сейчас очевидна. Только интегративный подход позволяет отразить в праве как нормативные свойства, так и его деятельностный характер. В таком аспекте право предстанет реальной силой общества, противоречащей произволу и беспорядку. Точнее высвечивается роль государства по отношению к праву — оно не «производит» право, но обеспечивает его на всех стадиях бытия права. Данный подход позволяет более точно подойти к оценке соотношения объективного и субъективного в праве, осмыслить роль фактической правомерной деятельности в правообразовательном процессе, а следовательно, и природу так называемого фактического права, не отторгая и не относя к «предправовым» факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами.

Правовое регулирование отношений и поступков возможно лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость прав и обязанностей средствами юридического процесса, что действие права предполагает определенные условия, требуемые ресурсы, наличие специальных структур, способных применять право и при необходимости принуждать к его исполнению.

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права:

  1. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах. Соответствие права согласованным интересам или общей воле придает ему реальность, а в конечном счете социальный вес. И, напротив, если нормативные требования не выражают общей воли, то никакими механизмами, в том числе принудительной силой государства, нельзя обеспечить их полное исполнение. Выражение в праве согласованных интересов участников регулируемых отношений придает ему обязательность, всеобщность, утверждает в качестве господствующей системы нормативного регулирования.
  2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В указанном аспекте право отражает: I) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; 2) меру допустимых ограничений свобод человека. Заметим, что уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 4) было зафиксировано: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами».
  3. Право обеспечивается  государственной  властью. Государство                  участвует в правообразовании, в охране права.
  4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей. Нормативность выражается через систему регулятивных средств различного уровня. Наибольшей формально-юридической определенностью характеризуются нормы-предписания — юридические установления, исходящие от государства. В то же время им присущи и издержки. Они обладают гораздо меньшим уровнем нормативности в сравнении   с   принципами   права,   всегда   требуют   официального удостоверения в правотворческих актах. Наиболее универсальным регулятором выступают принципы права, которые характеризуются  высоким  уровнем  нормативности  и не  обязательно требуют закрепления в социальных актах.

Правом при определенных условиях могут признаваться фактические действия участников правоотношений, которые отличаются качеством нормативности, т.е. объективно необходимы, отвечают характеру прогрессивной человеческой деятельности, типичны для данных условий, приносят социально полезный результат; являются источником, порождающим взаимовыгодные партнерские отношения между субъектами общения; не связаны с нарушением юридических запретов и использованием неправомерных средств для достижения фактического результата; исключают причинение вреда общему интересу, правам граждан; могут быть подтверждены в установленном порядке как правомерные; связаны с правовой обязанностью субъектов этих действий.

  1. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, «напоминает» о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.
  2. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям   права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться  недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.

Итак, сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II    Понятие правоотношений

 

 

Вполне естественно, что люди в течение своей жизни вступают в многообразные общественные связи, многие из которых, будучи правоотношениями, регулируются нормами права, которые содержат общие правила поведения. Можно сказать, что нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью правоотношений.

Правоотношение – это объективно возникающая в обществе в соответствии с законом или даже до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством или гарантированном и охраняемом им в лице определенных органов.

Правоотношение определяет конкретное поведение (деятельность) сторон и вносит элемент урегулированности и порядка в общественную практику, формулируя или реализуя общественную волю. Оно имеет социально-экономическую основу и собственно юридические свойства.

Информация о работе Правоотношения: понятие, признаки и виды