Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:59, курсовая работа
Правоотношение — юридическая связь между субъектами этого отношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фактического общественного отношения. Правоотношение — это не фактическое, а юридическое общественное отношение. Между юридическим и фактическим общественным отношением существует тесная и непосредственная взаимосвязь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предусмотренных законом, возникает между конкретными субъектами. И затем это юридическое отношение воздействует на фактическое общественное отношение. Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическим и фактическим отношением существует единство. Однако в тех случаях, когда субъекты не выполняют требования правовых норм, между юридическим отношением (правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказывать воздействие, появляется противоречие. Содержанием общественного отношения является поведение его участников. Если это поведение отклоняется от требований правовой нормы, то и само общественное отношение отклоняется от своей модели — юридического отношения. Таким образом, общественное отношение является объектом правоотношения.
I. Введение
II. Основная часть
1. Понятие и признаки правоотношения
2. Структура правоотношения
3. Субъекты правоотношений
4. Правосубъектность физических лиц
5. Правосубъектность юридических лиц
6. Объекты правоотношений
7. Виды правоотношений
8. Юридический факт
9. Презумпции
10. Правоотношения, возникающие при выполнении обязанностей органами внутренних дел и их сотрудниками
11. Актуальность темы общерегулятивных правоотношений
III. Выводы
Список литературы
— служат предпосылкой для существования процессуальной презумпции; — имеют предпосылкой материально-правовую презумпцию;
— вступают в действие только при доказанности условий их применения;
— всегда вытекают из правовой нормы и распределяют бремя доказывания строго определенно, а не предположительно;
—
всегда могут быть опровергнуты путем
доказательств об отсутствии фактов,
при наличии которых они
Следует учесть, что в большинстве правовых норм материальные и процессуальные виды презумпций тесно переплетаются.
Каждая отрасль права имеет немалый “набор” презумпций. Например, в Гражданском кодексе Украины закреплена такая презумпция, как презумпция вины. Вина признается обязательным условием для применения мер гражданско-правовой ответственности за нарушение договорных обязательств иди в случае причинения вреда. Правда, из презумпции вины есть исключения. И все же общим правилом в странах континентальной Европы является следующее: непременной предпосылкой договорной ответственности является вина должника. Другим примером презумпции может быть закрепленная в Гражданском кодексе Российской Федерации презумпция разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений (ч.З ст.10 ГК РФ). Это означает, что: 1) сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности, признаются недействительными; 2) участник гражданского правоотношения признается добросовестным, а доказывать его недобросовестность должен тот, кто с такими действиями связывает определенные юридические последствия. Чтобы не требовалось расширительного толкования презумпций — ни судебного, ни доктринального, они должны закрепляться в законах и формулироваться четко.
10.
Правоотношения, возникающие при
выполнении обязанностей
Правоотношения органов внутренних дел и их сотрудников возникают, как правило, в области публичного права, то есть являются субординационными отношениями (власть — подчинение) — отношениями по вертикали.
Правоотношения
органов внутренних дел по сфере
распространения можно
• внешние;
• внутренние.
Внешние правоотношения —
Внутренние правоотношения —
отношения внутри системы
Органы
внутренних дел могут вступать и
в нетипичные для них правоотношения.
Они возникают между
Нетипичные правоотношения органов внутренних дел, возникающие в результате договора:
— договоры на охрану объектов подразделениями вневедомственной охраны МВД;
— договоры на сопровождение;
— договоры на организацию охраны общественного порядка на коммерческой основе при проведении массовых мероприятий;
— договоры, связанные с реализацией права осужденных на свободу вероисповедания в местах исполнения наказания в виде лишения свободы и др.
Виды правоотношений в деятельности органов внутренних дел по отраслям права:
— конституционно-правовые;
— административно-правовые;
—
административно-
— уголовно-правовые;
— уголовно-процессуальные;
— уголовно-исполнительные;
— гражданско-правовые;
— гражданско-процессуальные и др.
Виды правоотношений в деятельности органов внутренних дел по функциям права:
охранительные — основные; регулятивные.
Субъекты правоотношений системы органов МВД:
• органы внутренних дел в целом;
• органы полиции как составная часть органов внутренних дел;
• другие структурные подразделения органов внутренних дел;
• отдельные должностные лица органов внутренних дел.
Компетенция органов внутренних дел включает:
1. Полномочия (правообязанности):
а) обеспечение личной безопасности граждан;
б) упреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
в) раскрытие преступлений;
г) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
2.
Предмет ведения — главное
направление деятельности, т.е. основное
функциональное назначение (например,
у милиции это — охрана
3.
Ответственность за результаты
своей работы. Деятельность органов
внутренних дел определяется
законами и иными нормативно-
Объекты правоотношений системы органов МВД — деятельность (поведение) участников правоотношений:
1)
административно-правовых
2)
уголовно-процессуальных
3)
гражданско-правовых отношений,
Юридические факты могут быть классифицированы в зависимости от правоотношений, в которые вступает сотрудник ОВД.
Общие правоотношения ОВД и их сотрудников возникают, изменяются и прекращаются на основе их компетенции, которая определена нормативно-правовыми актами (организация охраны общественного порядка, охрана безопасности, борьба с преступностью, организация работы личного состава и др.).
Юридическими фактами в процессе общих отношений являются:
(1)
заявления, сообщения, жалобы
граждан, организаций в связи
с готовящимися и совершенными
правонарушениями, которые органы
внутренних дел и их
(2)
обращения граждан к
(3)
выявление или установление
(4) договоры, которые заключают органы внутренних дел.
11. Актуальность темы общерегулятивных правоотношений
Выше была представлена
Именно на этом, верхнем, уровне складываются правоотношения общего типа как результат действия конституционных норм (правоотношений первого порядка). Когда же обращение гражданина по поводу защиты своих прав и законных интересов принимается к “производству” соответствующей компетентной инстанцией, то на основе общерегулятивного возникает конкретное правоотношение между этой структурой и обратившимся лицом, связанное с восстановлением нарушенного права. После разрешения конфликта конкретное правоотношение прекращается, а общее остается и продолжает функционировать дальше. Таким образом, конституционные нормы при их прямом действии могут порождать как общие, так и конкретные правоотношения. Первые возникают с момента вступления в силу указанных норм и существуют постоянно (как правоотношения-состояния), вторые появляются в ходе устранения конфликтной ситуации между гражданином и Основным Законом страны, официальной властью. Новый импульс для утверждения идеи общерегулятивных правоотношений связан не столько с прямым действием Конституции (хотя это само по себе принципиально важно), сколько с четким закреплением в ней недвусмысленных обязанностей государства перед своими гражданами. Это важнее. Впервые открылась сама возможность спора, тяжбы “маленького человека” с огромным и могущественным государством — “Левиафаном”. В литературе было высказано мнение, что выделение в правовой действительности в качестве особого вида общерегулятивных правоотношений (правоотношений первого порядка) является достижением нашей юридической науки, позволяющим “преодолеть узкий горизонт гражданского права в теории правоотношений”.
Р.О. Халфина, основательно занимавшаяся проблемой право-отношений, пришла к выводу, что “создание теории правоотношения требует глубокого изучения этого сложнейшего явления с более широких позиций, чем те, которые традиционно приняты в правовой науке”. Такова же позиция А.В. Мицкевича: “В самом широком смысле к правовым отношениям могут быть отнесены все отношения, так или иначе связанные с действием права в обществе”. Рассматриваемые правоотношения нередко именуют абсолютными, статусными, базовыми, исходными, первичными, давая им тем самым сущностную характеристику. Они лежат в основе всех иных (отраслевых) правоотношений. Этим хотят сказать, что перед нами феномены разных порядков. Но чаще всего первый тип правоотношений называют общими в противовес конкретным. Конкретным — в смысле отдельным, частным, текущим. Термины “общие” и “конкретные” условны, они указывают лишь на своеобразие отражаемых ими явлений, позволяют соотносить их друг с другом, видеть различия. Вообще же, всякое правоотношение по-своему конкретно, а не абстрактно. В то же время любое правовое отношение — это некоторое обобщение, аккумулирующее в себе собирательные черты. В литературе данные определения устоялись, “прижились”, и ими без особых затруднений можно пользоваться при анализе проблемы. Наличие общих правоотношений еще в 60-х годах обосновывалось в работах С.С. Алексеева, Н.И. Матузова, В.С. Основина, И.Ф. Рябко, И. Сабо, И.Е. Фарбера и др. С тех пор круг сторонников этой концепции значительно расширился. В последнее время она снова получила поддержку уже применительно к новым реалиям. Но есть и оппоненты (В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров, Ю.И. Гревцов). В науке это норма. Как правило, весьма настороженно к общим правоотношениям относятся цивилисты, что вполне закономерно—это не их сфера. Для них они непривычны. С подобными образованиями представители гражданского права практически не сталкиваются. Зато их безоговорочно признают государствоведы, конституционалисты — это их область. Конструкция общих правоотношений помогает им решать многие теоретические и практические вопросы своего предмета, что и отмечалось не раз в их трудах (0.0. Миронов, В.А. Ржевский, Н.А. Боброва, Ю.П. Еременко, Т.Д. Зражевская, Л.Д. Воеводин, В.Ф. Коток, О.Е. Кутафин и др.). Особый интерес к обсуждаемому вопросу проявляют теоретики — ведь им надо выработать действительно общее, а не отраслевое понятие правоотношения. На сегодня предельно краткой и широкой можно считать следующую дефиницию: всякое общественное отношение, так или иначе подвергнутое правовому опосредованию (регулированию), является правовым. При этом речь идет именно о регуляции, а не о простом воздействии права на сознание и поведение людей (психологическом, идеологическом, моральном, превентивном). Разумеется, степень, полнота, жесткость, уровень и цели юридической регламентации могут быть различными, что и обусловливает в конечном счете видовое многообразие правоотношений. Эти виды зависят также от предметов и методов правового регулирования. Но все они подпадают под указанное выше определение. Здесь важна универсализация признаков явления.
Субъекты, включенные
в правовую сферу, неизбежно оказываются
взаимосвязаны между собой, с одной стороны,
правомочиями и притязаниями, с другой
— обязательствами и ответственностью.
Все должны уважать права, интересы и статус
друг друга, не нарушать их. Это и создает
всеобщие связи каждого со всеми и всех
с каждым. Прочность подобных взаимосвязей
— залог нормального функционирования
правовой системы общества, государства.
Однако в большинстве случаев правоотношение
трактуется более узко — только как конкретная,
строго индивидуализированная связь между
субъектами, возникающая в результате
наступления того или иного юридического
факта. Такая связь, как уже говорилось,
мыслится по схеме обязательственного
или иного, аналогичного ему отношения:
две стороны, четко обозначенные права
и обязанности, над сторонами — третья
сила (государственная власть), которая
в случае конфликта, неисполнения одной
из сторон обращенного к ней требования,
выступает “арбитром”, принуждает к совершению
необходимых действий. И это в принципе
верно. Но здесь речь идет не о правоотношениях
вообще, а об определенном их классе (или
роде), ибо далеко не все правоотношения
носят именно такой характер. Повседневную
практику это пока, возможно, удовлетворяет,
а теорию — нет. Ведь последняя призвана
идти впереди практики, освещая ей путь.
Конкретные правоотношения, хотя они и
являются наиболее распространенными
и хорошо всем знакомыми по личному опыту,
тем не менее не отражают в полной мере
специфику любого или всех правоотношений,
в частности, складывающихся в такой ведущей
отрасли, как конституционное право, и
в некоторых других примыкающих к нему
отраслям. После одобрения на референдуме
Конституции на ее основе сложился целый
комплекс правоотношений (вертикальных
и горизонтальных) между различными государственными
органами, государством и гражданами,
а также последних между собой. При этом
Конституция имеет прямое действие и на
нее можно ссылаться при разрешении соответствующих
дел. В этом случае общее правоотношение
перерастает в конкретное. Типичным общерегулятивным
правоотношением выступает гражданство,
которое, как известно, выражает политико-юридическую
связь данного лица с данным государством.
Если оставить в стороне политический
аспект, то перед нами окажется чисто правовое
отношение между двумя “высокими сторонами”,
которое опирается на два важнейших акта
— Конституцию и Закон о гражданстве.
В рамках общих правоотношений существуют
и реализуются основные (естественные)
права человека, зафиксированные в известных
международных пактах и других основополагающих
документах. По новой Конституции Украины
на государство возложена обязанность
"Утверждение и обеспечение прав и свобод
человека" (ст. 3). В свою очередь, граждане
должны строить свое поведение в соответствии
с нормами и требованиями Основного Закона,
исполнять свой долг, уважать права друг
друга. Особенность всех этих и подобных
им правоотношений состоит, помимо прочего,
в том, что здесь нет “третьей силы”, которая
стояла бы над сторонами. “Третья сила”
— сама сторона правоотношения. Нет тут
и юридического факта в традиционном его
понимании. Эти правоотношения возникают,
как принято говорить, “непосредственно
из закона”, т.е. роль юридического факта
в данном случае играет сам закон, его
издание. Вместе с тем это именно правоотношения,
а не просто фактические отношения, поскольку
налицо урегулированность последних правом,
их субъекты юридически сопряжены, просматривается
достаточно четкая корреляция между правами
и обязанностями. Словом, они имеют правовую
природу. Необходимо сказать, что практика
реализации фундаментальных естественных
прав человека у нас пока небогата, поскольку
сами эти права официально признаны и
законодательно закреплены сравнительно
недавно. Этой практике еще предстоит
сложиться, а науке придется ее изучать
и обобщать. Прогресс, достигнутый в развитии
прав и свобод граждан, неизбежно вызывает
ломку старых представлений, ибо новые
реалии не укладываются в господствовавшие
до сих пор понятия. Чтобы отразить изменившиеся
условия, теоретическая мысль ищет новые
конструкции, построения либо наполняет
старые термины новым содержанием.