Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:33, реферат
Проблема правового обеспечения инвалидов гражданскими, политическими, экономическими и рядом других прав и непосредственными обязанностями имеет большое значение в нашей стране, ведь политика Российской Федерации направлена на построение правового государства. С каждым годом в России регистрируется все больше людей с ограниченными возможностями. В настоящее время насчитывается около 13,02 млн инвалидов, или 9,1% в общей численности населения, что соответствует среднемировому показателю1. Высокий показатель указывает на то, что существует реальная необходимость наличия в законодательстве статей, направленных на защиту прав инвалидов и обеспечение условий их беспрепятственной реализации.
Проблема правового
С каждым годом в России регистрируется все больше людей с ограниченными возможностями. В настоящее время насчитывается около 13,02 млн инвалидов, или 9,1% в общей численности населения, что соответствует среднемировому показателю1. Высокий показатель указывает на то, что существует реальная необходимость наличия в законодательстве статей, направленных на защиту прав инвалидов и обеспечение условий их беспрепятственной реализации.
В направлении политики наблюдаются значительные изменения по отношению к инвалидам. До 1990-х годов социальная политика носила преимущественно компенсационный характер, когда ее меры сводились к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг. Задача приспособления окружающей среды к особенностям и нуждам инвалидов тогда еще не формулировалась. Коренное преобразование политических институтов российского общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)2. Социальная защита - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ».
Так же можно проследить
активную законотворческую
Так же действует Федеральный Закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011 N 326-ФЗ) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»4 устанавливающий экономические, социальные и правовые гарантии для инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.
Это позволяет говорить о
том, что сделан значительный шаг
вперед, направленный на улучшение
правового и социального
Однако общество психологически еще не готово принять инвалидов, относится к ним на равных.
По статистике, пятая часть россиян считает людей с ограниченными возможностями обузой для общества. Еще 27% населения отмечают, что инвалиды выглядят и ведут себя иначе, чем другие граждане, и потому не вписываются в общество. Большая часть людей, при виде человека, ограниченного в своих возможностях, ощущают жалость. Подобное отношение приводит к постоянному чувству вины у инвалида за предоставленные неудобства, ощущение собственной ничтожности, а, впоследствии, к частичной или полной самоизоляции.
В первую очередь, для изменения мышления граждан, необходимо создать такие условия, в которых люди, ограниченные в своих действиях, чувствовали бы себя свободными и самостоятельными, имели бы возможность беспрепятственного перемещения по улицам города. Право обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфоструктуры законодательно закреплено в ст.15 гл.4 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»5 от 24 ноября 1995 г (в ред. от 23.02.2013г.), но в полной мере не реализовывалось. Для решения этой проблемы в 2011 году была запущена федеральная целевая программа «Доступная среда». Из бюджета в 47 млрд рублей планируется обеспечить телепрограммы субтитрами, устанавливать пандусы и лифты для «колясочников», а также устранить психологические барьеры в сознании общества. По данной программе переоборудованию подлежат не только подъезды, учебные заведения, но и государственные административные здания, что позволит инвалидам обращаться за помощью в прокуратуру, суды, органы местного самоуправления, ощущая себя полноценными субъектам правоотношений.
В Саратовской области действие целевой программы можно уже заметить по увеличению наличия пандусов, специально оборудованного общественного транспорта, кнопок вызова вахтера для помощи при необходимости. Но, однако, далеко не все учреждения можно причислить к категории «доступно всем», что позволяет понять острую необходимость дальнейшего усовершенствования и доработок на пути к созданию безбарьерной среды.
Так же существует огромное
препятствие в реализации права
на доступность и комфортность перемещения
среди водителей-инвалидов. Законодательно
для них предусмотрено
К числу прав инвалида так же относится и право на получение образования на равнее со всеми членами общества (ч.1 ст. 43 Конституции РФ: «каждый имеет право на образование). Закон РФ «Об образовании»6 гарантирует беспрепятственное получение образования вне зависимости от состояния здоровья, а Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» предоставляет возможность обучения по индивидуальной программе на дому. Т.о. процесс интеграции данной группы людей в общество облегчается, т.к. уважительное отношение к инвалидам воспитывается с ранних лет.
Затрагивая проблему правового положения инвалидов, хотелось бы рассмотреть и экономическую сторону данного вопроса.
Согласно Конституции РФ: «Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь…» (ч.1 ст.7). В ч.2 ст.7 гарантируется обеспечение поддержки инвалидов, установление пособия и иных гарантий социальной защиты. В ч.1 ст.39 Конституции закреплено право людей с инвалидностью на социальное обеспечение.
Однако на данный период времени пенсия инвалиду 3 группы составляет 4617.56 рублей, 2 группы - 5544.04 рублей, 1 группы - 9938.18 рублей. Согласно проекту федерального бюджета, предусматривается стандартное увеличение пособий и социальных выплат на 5,5% в 2013 году и на 5% в 2014 и 2015 годах.7
Но инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма. Соответственно ему необходимы различные медикаменты, специальное оборудование в его жилище, медицинские процедуры, здоровое полноценное питание и т.д. Так же он обязан оплачивать коммунальные услуги, квар. платы. Сумма пособия явно не покрывает даже необходимые расходы, не говоря уже об удовлетворении вторичных потребностей.
Исходя из этого, были предприняты меры, по предоставлению льгот инвалидам всех групп на: пользование общественным транспортом, приобретение лекарственных препаратов, протезирование, образование и при компенсации расходов на санитарно-курортное обслуживание. Во всех случаях либо частично, либо полностью государство возвращается расходы.
Но, не смотря на наличие права получать ежемесячные денежные выплаты, а также предоставленные льготы, многие люди, с нарушениями здоровья, проявляют желание работать.
На практике трудоустройство данной группы людей — сложный, многоплановый процесс, где существует множество препятствий: невысокие заработки инвалидов, что связано с низким уровнем их образования и профессиональной квалификации, проблемы реализации закона о квотировании рабочих мест для инвалидов, который не учитывает интересы работодателей и т.д. Поэтому существующий закон о льготах инвалидов при приеме на работу фактически не работает, поскольку его не соблюдают работодатели.
Поэтому для стимуляции работодателя правительство РФ издало постановление «О предоставлении и распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» от 15.12.128, в котором подразумевается выдача субсидий при содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные для них рабочие места.
Так же, в 2005 году Президентом РФ была утверждена Концепция федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"9. В результате реализации указанной федеральной целевой программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности.
Помимо этого, в 2011-м году стартовала пятилетняя ране упомянутая программа «Доступная среда», в которой, по словам Григория Лекарева, директора департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития, впервые отдельно прописана поддержка общественных организаций не только на создание специализированных рабочих мест и обеспечение их доступности, но и на трудоустройство инвалида на свободном рынке труда.
На самом деле перечень прав, которыми обладают люди с инвалидностью, намного шире, чем его представляют. Безусловно, существует ряд пробелов в законодательстве, не позволяющих в полной мере реализовывать эти права и свободы. Однако нельзя не отметить положительную динамику в решение данного вопроса. Законодатель вплотную занялся устранением проблем, связанных с интеграцией инвалидов и уравнивание их правового статуса с другими гражданами в обществе, что подтверждается перечнем нормативных актов, принятых и принимаемых по данному вопросу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Научная литература:
1 «3 декабря отмечается Международный
день инвалидов» [Электронный ресурс]
URL: http://www.rosmintrud.ru/
2 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL:
http://www.rg.ru/1995/11/24/
3 Федеральный закон от 3 мая 2012 г. №46-ФЗ
«О ратификации Конвенции о правах инвалидов
[Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/news/
4 Федеральный закон от 2 августа 1995 г.
№ 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов» [Электронный
ресурс] URL: http://base.consultant.ru/
5 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL:
http://www.rg.ru/1995/11/24/
6 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1
(действующая редакция от 01.12.2012) [Электронный
ресурс] URL: http://www.consultant.ru/
7 «Размеры пенсий в 2013г. – Дополнение
к действующим законодательным актам»
[Электронный ресурс] URL: http://www.roboi.ru/ofinform/
8 Постановление Правительства Российской
Федерации от 15 декабря 2012 г. № 1307 г. Москва
«О предоставлении и распределении в 2013
году субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации
на реализацию дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности
на рынке труда субъектов Российской Федерации»
[Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2012/12/24/
Информация о работе Правоприменительная практика в отношении инвалидов