Правоприменительная практика в отношении инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

Проблема правового обеспечения инвалидов гражданскими, политическими, экономическими и рядом других прав и непосредственными обязанностями имеет большое значение в нашей стране, ведь политика Российской Федерации направлена на построение правового государства. С каждым годом в России регистрируется все больше людей с ограниченными возможностями. В настоящее время насчитывается около 13,02 млн инвалидов, или 9,1% в общей численности населения, что соответствует среднемировому показателю1. Высокий показатель указывает на то, что существует реальная необходимость наличия в законодательстве статей, направленных на защиту прав инвалидов и обеспечение условий их беспрепятственной реализации.

Файлы: 1 файл

Kурсовая.docx

— 45.74 Кб (Скачать файл)

Проблема правового обеспечения  инвалидов гражданскими, политическими, экономическими и рядом других прав и непосредственными обязанностями  имеет большое значение в нашей  стране, ведь политика Российской Федерации  направлена на построение правового  государства.

С каждым годом в России регистрируется все больше людей с ограниченными возможностями. В настоящее время насчитывается около 13,02 млн инвалидов, или 9,1% в общей численности населения, что соответствует среднемировому показателю1. Высокий показатель указывает на то, что существует реальная необходимость наличия в законодательстве статей, направленных на защиту прав инвалидов и обеспечение условий их беспрепятственной реализации.

В направлении политики наблюдаются значительные изменения по отношению к инвалидам. До 1990-х годов социальная политика носила преимущественно компенсационный характер, когда ее меры сводились к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг. Задача приспособления окружающей среды к особенностям и нуждам инвалидов тогда еще не формулировалась. Коренное преобразование политических институтов российского общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)2. Социальная защита - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ».

 Так же можно проследить  активную законотворческую деятельность, направленную на решение проблем,  связанных с инвалидностью в  России в последние годы. Примером тому, может служить подписание Дмитрием Медведевым  в 2012 году Федерального закона «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»3. Конвенция направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической и других сферах жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.

Так же действует Федеральный  Закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011 N 326-ФЗ) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»4 устанавливающий экономические, социальные и правовые гарантии для инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Это позволяет говорить о  том, что сделан значительный шаг  вперед, направленный на улучшение  правового и социального положения  инвалидов.

Однако общество психологически еще не готово принять инвалидов, относится к ним на равных.

По статистике, пятая часть россиян считает людей с ограниченными возможностями обузой для общества. Еще 27% населения отмечают, что инвалиды выглядят и ведут себя иначе, чем другие граждане, и потому не вписываются в общество. Большая часть людей, при виде человека, ограниченного в своих возможностях, ощущают жалость. Подобное отношение приводит к постоянному чувству вины у инвалида за предоставленные неудобства, ощущение собственной ничтожности, а, впоследствии, к частичной или полной самоизоляции. 

В первую очередь, для изменения  мышления граждан, необходимо создать  такие условия, в которых  люди, ограниченные в своих действиях, чувствовали бы себя свободными и самостоятельными, имели бы возможность беспрепятственного  перемещения по улицам города. Право обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфоструктуры законодательно закреплено в ст.15 гл.4 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»5 от 24 ноября 1995 г (в ред. от 23.02.2013г.), но в полной мере не реализовывалось. Для решения этой проблемы в 2011 году была запущена федеральная целевая программа «Доступная среда». Из бюджета в 47 млрд рублей планируется обеспечить телепрограммы субтитрами, устанавливать пандусы и лифты для «колясочников», а также устранить психологические барьеры в сознании общества. По данной программе переоборудованию подлежат не только подъезды, учебные заведения, но и государственные административные здания, что позволит инвалидам обращаться за помощью в прокуратуру, суды, органы местного самоуправления, ощущая себя полноценными субъектам правоотношений.

В Саратовской области  действие целевой программы можно уже заметить по увеличению наличия пандусов, специально оборудованного общественного транспорта, кнопок вызова вахтера для помощи при необходимости. Но, однако, далеко не все учреждения можно причислить к категории «доступно всем», что позволяет понять острую необходимость дальнейшего усовершенствования и доработок на пути к созданию безбарьерной среды.

Так же существует огромное препятствие в реализации права  на доступность и комфортность перемещения  среди водителей-инвалидов. Законодательно для них предусмотрено отведение  специальных мест для парковки, на которых должны стоять лишь автомобили со специальным значком «инвалид». На деле же данные парковочные места всегда заняты бессовестные автомобилистами, которых волнует лишь собственный комфорт. В настоящее время с этой проблемой государство пытается бороться повышением размеров штрафов в отношении правонарушителей. Так же МВД было поручено провести месячник борьбы с незаконной парковкой автомобилей на местах, отведенных для транспорта лиц, ограниченных в возможностях. К тому же для удобства перемещения инвалидов в любое место города, Владимир Владимирович Путин, будучи еще премьер-министром, поручил профильным ведомствам, в частности МЭР и Минфину, проработать все вопросы, связанные с производством и обеспечением инвалидов автомобилями с ручным управлением.

К числу прав инвалида так  же относится и право на получение образования на равнее со всеми членами общества (ч.1 ст. 43 Конституции РФ: «каждый имеет право на образование). Закон РФ «Об образовании»6 гарантирует беспрепятственное получение образования вне зависимости от состояния здоровья, а Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» предоставляет возможность обучения по индивидуальной программе на дому. Т.о. процесс интеграции данной группы людей в общество облегчается, т.к. уважительное отношение к инвалидам воспитывается с ранних лет.

Затрагивая проблему правового положения инвалидов, хотелось бы рассмотреть и экономическую сторону данного вопроса.

Согласно Конституции  РФ: «Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь…» (ч.1 ст.7). В ч.2 ст.7 гарантируется обеспечение поддержки инвалидов, установление пособия и иных гарантий социальной защиты. В ч.1 ст.39 Конституции закреплено право людей с инвалидностью на социальное обеспечение.

Однако на данный период времени пенсия инвалиду 3 группы составляет 4617.56 рублей, 2 группы -  5544.04 рублей, 1 группы -  9938.18 рублей. Согласно проекту федерального бюджета, предусматривается стандартное увеличение пособий и социальных выплат на 5,5% в 2013 году и на 5% в 2014 и 2015 годах.7

Но инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма. Соответственно ему необходимы различные медикаменты, специальное оборудование в его жилище, медицинские процедуры, здоровое полноценное питание и т.д. Так же он обязан оплачивать коммунальные услуги, квар. платы. Сумма пособия явно не покрывает даже необходимые расходы, не говоря уже об удовлетворении вторичных потребностей.

Исходя из этого, были предприняты меры, по предоставлению льгот инвалидам всех групп на: пользование общественным транспортом, приобретение лекарственных препаратов, протезирование, образование и при компенсации расходов на санитарно-курортное обслуживание. Во всех случаях либо частично, либо полностью государство возвращается расходы.

Но, не смотря на наличие  права получать ежемесячные денежные выплаты, а также предоставленные льготы, многие люди, с нарушениями здоровья, проявляют желание работать.

На практике трудоустройство данной группы людей — сложный, многоплановый процесс, где существует множество препятствий: невысокие заработки инвалидов, что связано с низким уровнем их образования и профессиональной квалификации, проблемы реализации закона о квотировании рабочих мест для инвалидов, который не учитывает интересы работодателей и т.д. Поэтому существующий закон о льготах инвалидов при приеме на работу фактически не работает, поскольку его не соблюдают работодатели.

Поэтому для стимуляции работодателя правительство РФ издало постановление «О предоставлении и распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» от 15.12.128, в котором подразумевается выдача субсидий при содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные для них рабочие места.

Так же, в 2005 году Президентом  РФ была утверждена Концепция федеральной  целевой программы "Социальная поддержка  инвалидов на 2006-2010 годы"9. В результате реализации указанной федеральной целевой программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности.

Помимо этого, в 2011-м году стартовала пятилетняя ране упомянутая программа «Доступная среда»,  в которой, по словам Григория Лекарева, директора департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития, впервые отдельно прописана поддержка общественных организаций не только на создание специализированных рабочих мест и обеспечение их доступности, но и на трудоустройство инвалида на свободном рынке труда.

На самом деле перечень прав, которыми обладают люди с инвалидностью, намного шире, чем его представляют. Безусловно, существует ряд пробелов в законодательстве, не позволяющих в полной мере реализовывать эти права и свободы. Однако нельзя не отметить положительную динамику в решение данного вопроса. Законодатель вплотную занялся устранением проблем, связанных с интеграцией инвалидов и уравнивание их правового статуса с другими гражданами в обществе, что подтверждается перечнем нормативных актов, принятых и принимаемых по данному вопросу.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция Российской Федерации: офиц.текст. М.: Омега-Л, 2012. 5, 12, 13 с.
  2. Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146305 (12.03.2013)
  3. Федеральный закон от 3 мая 2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»: URL: http://www.kremlin.ru/news/15196 (07.03.2013)
  1. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html (06.03.2013)

  1. Федеральный закон от 2 августа 1995г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121898 (05.04.2013)
  2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (действующая редакция от 01.12.2012) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (06.04.2013)
  3. Постановление правительства РФ от 15 декабря 2012г. №1307 «О предоставлении и распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139198 (04.03.2013)
  4. Постановление правительства РФ от 29 декабря 2005г. № 832 «О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»: [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=101909 (06.03.2013)
  5. Распоряжение правительства РФ от 28 сентября 2005г. № 1515-р г.Москва// Российская газета, 5 октября 2005г. Федеральный выпуск №3891. С.25
  6. Ефременко Т., Программа помощи инвалидам // Российская газета, 5 октября 2005г. Федеральный выпуск №3891. С.17 (15.03.2013)
  7. «Из 3,39 млн трудоспособных инвалидов в России около 80% не имеют работы – Минтруд» URL: http://www.baltinfo.ru/2012/12/03/Iz-339-mln-trudosposobnykh-invalidov-v-Rossii-okolo-80-ne-imeyut-raboty---Mintrud-321218 (05.03.2013)
  8. Официальный сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья «Дверь в мир» [Электронный ресурс] URL: http://doorinworld.ru/ (08.03.2013)

Научная литература:

  1. Бубеев Н.С., Трудоустройство инвалидов в изменяющихся социальных условиях российского общества – 2011г. URL: http://www.dissercat.com/content/trudoustroistvo-invalidov-v-izmenyayushchikhsya-sotsialnykh-usloviyakh-rossiiskogo-obshchest (03.03.2013)
  2. Жигунова Галина Владимировна, Ювенальная инвалидность в России: теоретический и эмпирический анализ институциональной организации и социальных практик – Краснодар 2011 URL: http://www.pandia.ru/text/77/113/141.php (09.03.2013)
  3. Рахимли, Араз Паша оглы, Особенности конституционно-правового статуса инвалидов в РФ – М. 2007г.// Научная электронная библиотека  URL: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-konstitutsionno-pravovogo-statusa-invalidov-v-rossiiskoi-federatsii (05.03.2013)
  4. Римма Авшалумова, Изменилась ли ситуация трудоустройства инвалидов// Периодическое издание «Ведомости» -  26.01.2012 URL:  http://www.vedomosti.ru/career/news/1485355/neohvachennyj_resurs
  5. Семикова Н.В., Проблема трудоустройства инвалидов. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Январь, 2012 URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/01/326 (02.03.2013)

 

 

 

1 «3 декабря отмечается Международный день инвалидов» [Электронный ресурс]  URL: http://www.rosmintrud.ru/social/invalid-defence/138 (06.03.2013)

2 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL:

http://www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html (06.03.2013)

3 Федеральный закон от 3 мая 2012 г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/news/15196 (07.03.2013)

4 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [Электронный ресурс]  URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121898 (05.04.2013)

5 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL:

http://www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html (04.04.2013)

6 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (действующая редакция от 01.12.2012) [Электронный ресурс]  URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (06.04. 2013)

7 «Размеры пенсий в 2013г. – Дополнение к действующим законодательным актам» [Электронный ресурс] URL: http://www.roboi.ru/ofinform/edvnsu2010/ (06.04.2013)

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. № 1307 г. Москва «О предоставлении и распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]  URL: http://www.rg.ru/2012/12/24/rinok-truda-site-dok.html (04.03.2013)

Информация о работе Правоприменительная практика в отношении инвалидов