Правосознание: дефекты и деформации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:37, реферат

Описание работы

Поскольку право представляет собой социальное явление, то у людей, живущих в одном обществе, формируются определенные представления, чувства, взгляды на право. Их совокупность и образует отношение людей к этому важному институту.

В одних случаях люди боготворят право, возлагая именно на него свои надежды, в других случаях, напротив, право ненавидят, доказывая его ненужность, неэффективность в решении конкретных проблем.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву, юридической практике.

Файлы: 1 файл

Правосознание-деффекты и деформации.docx

— 25.98 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный индустриальный университет»

(ФГБОУ  ВПО «МГИУ»)

 

Р Е Ф Е РА Т

 

На тему: «Правосознание: дефекты и деформации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 08ю23

 

 

Студент                                                           Кондратьева Наталья Валерьевна

 

Преподаватель                                              Питерская Александра Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013 г.

 
Поскольку право представляет собой  социальное явление, то у людей, живущих  в одном обществе, формируются  определенные представления, чувства, взгляды на право. Их совокупность и  образует отношение людей к этому  важному институту. 
 
В одних случаях люди боготворят право, возлагая именно на него свои надежды, в других случаях, напротив, право ненавидят, доказывая его ненужность, неэффективность в решении конкретных проблем. 
 
Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву, юридической практике. 
 
Правосознание является одной из форм общественного сознания, поэтому на его содержание оказывает воздействие ряд факторов: социально-политических, экономических, культурных и, конечно же, правовых. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

 
Правовая психология  представляет собой переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами. Одним словом, правовая психология представляем собой эмоциональное восприятие людьми правовых явлений, например, чувство уверенности в справедливости закона, прочности правопорядка, нетерпимое отношение к правонарушителям.  

Правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетворяет общепризнанным требованиям, оно (правосознание) может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на:

  • дефекты
  • деформации

Деформации правосознания - это различного рода искривления сформированного профессионального правового сознания, которые свидетельствуют о его перерождении.

В зависимости от характера  искривлений можно выделить два  типа деформаций:

  • репрессивный
  • криминальный

В случае репрессивной деформации правосознания сотрудники правоохранительных органов воспринимают население как контингент правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и незаконного насилия.

В случае криминальной деформации сотрудники правоохранительных органов вступают во взаимосвязь с преступными элементами, что свидетельствует о криминальном перерождении.

Дефекты правосознания - это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности.

Наиболее распространенными  дефектами правового сознания являются:

  • правовой фетишизм
  • идеализм
  • релятивизм
  • субъективизм
  • инфантилизм
  • правовой нигилизм

Правовой идеализм - это безоговорочная вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право. Идеалисты считают, что право защищает интересы граждан автоматически, без вмешательства заинтересованных лиц.

Правовой релятивизм - дефект правосознания, выражающийся в убеждении относительности права, проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В "опытных руках" толкование закона зачастую превращается в профессиональные кривотолки. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.

Правовой субъективизм - это одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.

Правовой инфантилизм - это слабое знание права и незрелое отношение к нему как явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному. Носители инфантильного правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.

Правовой нигилизм - это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм как  социальное явление имеет различные  формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным  возможностям до полного неверия  в право и явно негативного отношения к нему.

Основные причины распространенности правового нигилизма:

  • исторические корни репрессивного законодательства, несовершенства правосудия,   являющиеся  естественным  следствием  самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод;
  • теория и практика понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;
  • правовая система, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности;
  • количественная и качественная корректировка правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе и судебной.

От правового нигилизма  надо отличать конструктивную критику  права, с одной стороны, а с  другой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств.

Предмет правового нигилизма - отрицание прогрессивных идей, норм, правовых идеалов и ценностей, подрыва правовых устоев общества. Правовой нигилизм - тормоз, сдерживающий фактор прогрессивного правового развития.

Уровни правового нигилизма:

  • общесоциальный, для которого характерно отрицание идеи господства права на уровне всей социальной системы и ее управленческих структур;
  • отдельных социальных структур - государственных, негосударственных, формальных, неформальных;
  • отдельной личности.

Распространение правового  нигилизма на общесоциальном уровне означает, что государство как управляющая система в обществе пренебрегает правом либо использует его исключительно как средство подавления индивидуальной воли. Отношения здесь строятся на основе директив, властных распоряжений "сверху". "Верхи", как правило, концентрируют на своем полюсе права, возлагая на "низы" обязанность выполнять исходящие от него команды, не связывая себя при этом какими-либо обязательствами перед населением. Право и правовая система в целом носят консервативный характер. Принимаемые законы не имеют прямого действия и механизмов обеспечения, это позволяет ведомствам и муниципальным органам корректировать их по своему усмотрению, ущемляя при этом права и интересы граждан и их законных объединений. Отсутствуют эффективные юридические механизмы защиты прав личности, в силу чего произвол чиновников не встречает законного "отпора" граждан. Предоставляемые гражданам права и свободы юридически и фактически не обеспечены, вследствие чего их использование затруднено.

Правовая индифферентность и отчужденность становятся неотъемлемыми чертами образа жизни личности. При такой ситуации население вслед за управляющими отвергает (отрицает) право как социально ценностный институт. Падает престиж права, теряется интерес к нему. Имеет место то, что можно назвать отчуждением общества от права.

Такой уровень присущ административно-командной  системе управления. Это не только порождение, но и необходимый атрибут  данной системы, ее неизменный спутник. Провозглашенная на государственном  уровне задача ликвидации (демонтажа) административно-командной системы  одновременно означает отрицание правового  нигилизма на общесоциальном уровне и становление общества на путь демократического правового развития.

Что касается других уровней, то правовой нигилизм на каждом из них  остается распространенным явлением. Акции гражданского неповиновения, имеющие место в ряде регионов страны и порой перерастающие  в массовый произвол, правовой экстремизм националистических организаций, псевдоправовая активность ведомств, местных органов власти и управления,' вызывающая устойчивое раздражение у населения, правовые аномалии в поведении граждан и должностных лиц - все это подтверждает сказанное.

Будучи взаимосвязанными, уровни вместе с тем имеют относительно автономное значение. Из этого вытекают как минимум два вывода: во-первых, нет фатальной неизбежности быть подвергнутым разрушительному воздействию правового нигилизма даже в случае нахождения в зоне его активного воздействия, во-вторых, при изменяющейся на одном из уровней ситуации может не произойти заметных преобразований на иных уровнях.

 

 

 

 
 

 


Информация о работе Правосознание: дефекты и деформации