Правосознание и правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:39, реферат

Описание работы

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично связано с
правом как целостным социальным институтом, с его возникновением,
функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными
сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более
крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории
права.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие и общая характеристика правовой культуры. 2
2. Структура и функции правовой культуры. 6
3. Роль юридической литературы в правотворческой деятельности и в реализации норм права. 10
4. Соотношение правосознания и правовой культуры. 12
5. Правовая культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности. 15
6. Пути повышения правовой культуры в российском обществе. 17
Заключение 18
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

ТГП 2.docx

— 36.42 Кб (Скачать файл)

Введение 2

1. Понятие и общая характеристика  правовой культуры. 2

2. Структура и функции  правовой культуры. 6

3. Роль юридической литературы  в правотворческой деятельности  и в реализации норм права. 10

4. Соотношение правосознания  и правовой культуры. 12

5. Правовая культура сотрудника  ОВД как средство обеспечения  законности. 15

6. Пути повышения правовой  культуры в российском обществе. 17

Заключение 18

Список литературы 21

 

 

                                                                             

    

                                Введение.                               

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная

деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными

самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное,

организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и

созидательных процессов  в правотворчестве и правоприменении  теория права

формулирует тему правосознания  и правовой культуры. Действительно, в какой

степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов  к праву

ведет к необходимому правовому  состоянию общества, к появлению  новых правовых

норм, в какой степени  эмоциональное отношение влияет на правомерное или

правонарушительное поведение?

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично  связано с

правом как целостным  социальным институтом, с его возникновением,

функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными

сторонами правового бытия  общества. Как таковое правосознание  и его более

крупная социальная форма  – правовая культура – изучаются  именно в теории

права.

           1. Понятие и общая характеристика  правовой культуры.          

     Правовая культура  есть особое социальное явление,  которое может быть

воспринято как качественное правовое состояние и личности, и  общества,

подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное  использование

накопленного в теории правовой культуры материала необходимо прежде всего для

того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем  в каждом

конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в

понимании данной разновидности  культуры.

Так, при подходе с позиций  повышения роли человека в правовой жизни, в

обеспечении становления  цивилизации окажется необходимым  в первую очередь

обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры.

Здесь правовая культура общества предстает как разновидность  об­щественной

культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности,

совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все

ценности, которые созданы  людьми в области права.

В юридической литературе существуют самые разнообразные  мнения о месте правовой

культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом  одной из

подсистем юридической надстройки, например, элементом правового сознания,

частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой

надстройкой и даже выведения  ее за пределы правовой надстройки. Если первая

точка зрения характерна в  основном для раннего этапа изучения правовой

культуры, то вторая — появилась  не так давно. Правовую культуру стали

определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения,

правосознание, законность и  т. д. и отождествляя ее тем самым  со всей правовой

надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. «При таком

подходе, — пишет В. П. Сальников, — речь идет о правовом феномене, близком к

пониманию всей юридической  надстройки... Правовая культура выступает  здесь как

особое социальное явление, охватывающее всю совокупность важ­нейших компонентов

юридической реальности...».[1] Очевидно,

что при таком понимании  рассматриваемого понятия либо может  быть высказано

сомнение в целесообразности существования особой категории  «правовая

культура», коль скоро последняя  заменима другими юридическими категориями,

либо должно быть более  точно определено специфическое  содержание понятия

правовой культуры, придающее  ей самостоятельный категориальный статус. В данном

случае происходит смешение правовой разновидности культуры с  политической и

другими ее разновидностями. Этот вывод можно сделать как  из приводимого

автором перечня ценностей  правовой культуры: принципы, формы  и институты

народовластия, структура, механизм политической и правовой системы

социалистического общества и др., — так и из прямого  его указания на то, что

существует «особая система  правовой культуры социализма, включающая основные

правовые (и не только правовые) ценности...».

[2]

Иногда правовую надстройку разводят с правовой культурой на основании того,

что понятия, обозначающие данные явления, принадлежат якобы к  двум различным

теоретическим уровням —  соответственно философскому (исторический

материализм) и конкретно-социологическому. Думается, что такие категории,

как правовая надстройка, правовая культура, государство, право и т. д., могут

изучаться и на уровне исторического  материализма, и на конкретно-

социологическом уровне; переход  с первого на второй уровень анализа  и

наоборот отнюдь не требует  замены одной категории на другую, если исследуется

одно и то же явление. Правовая культура может и должна быть подвергнута

философскому анализу  как одна из подсистем культуры в  целом, что, однако,

не влечет за собой необходимости  называть правовую культуру юридической

надстройкой точно так  же, как анализ, например, права на уровне исторического

материализма не приводит к необходимости подыскивать  понятию «право»

философскую замену другим термином.

В философской литературе отмечается, что «соотношение между  обществом и

культурой выступает как  соотношение не целого и части, а  целого и его

качества».[3] Следовательно, правовая

подсистема общества —  правовая надстройка и правовая культура соотносятся

между собой как целое  и его качество. Это означает, что правовая культура

характеризует качественное состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне

развития как всей правовой действительности, так и отдельных  ее компонентов.

Правовая культура не является частью или областью правовой над­стройки, но как

ее качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни  общества,

пронизывает эти сферы  и является известной атмосферой (например, законности,

правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву) жизни  этого

общества. Следует оговориться, что правовая жизнь общества, правовая

действительность, правовая надстройка трактуются в данной работе как предельно

широкие и во многом близкие  друг другу категории. Представление  обозначаемого

ими объекта как системы  позволяет говорить о правовой системе  общества, в

которую мы включаем юридическую  деятельность, правовое сознание и  субъекта

правовой жизни общества.

                2. Структура и функции правовой  культуры.               

В контексте общего определения  правовую культуру можно представить  как

совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов  и форм,

выполняющих функцию социоправовой  ориентации людей в конкретном обществе

(цивилизации).

Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном  пространстве.

Полностью она не совпадает  ни с одним видом культуры (материальной, духовной,

политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание  как

материальных, так и идеальных, духовных компонентов.

Определенные общие грани  имеют правовая и политическая культуры, так как

деятельность государства, субъектов политических властеотношений  выходит в

сферу правовых отношений, что, однако, не меняет природы этих отношений, не

поглощает и не исчерпывает  их полностью политическими закономерностями.

Право—особая форма и  вид материального и духовного  творчества народа,

отдельных личностей —  это пласт человеческого опыта, подчиняющийся своим

собственным закономерностям.

              Какую роль играет правовая  культура в жизни общества?             

Во-первых, правовая культура — своеобразная форма гармоничного развития

человека, через которую  достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс

связан как с созданием  собственно правовых ценностей (способы  и средства

разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.

д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых

юридических условий для  спокойного и упорядоченного развития.

Право, юридические инструменты  организуют благоприятную деятельностную

среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и  духовных

благ, накопленных за тысячелетия  обществом. Правовая культура выступает

именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и

вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, «мемориалом» накопленных

человечеством юридических  ценностей. Она — их хранитель, селекционер,

генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая

культура — живой организм, все элементы которого — нормы, юридические  акты,

институты, процессы, режимы, статусы — обладают качествами продуктов

человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной

апробации.

Поэтому бережное отношение  к правовой культуре есть условие  социального

прогресса, гарантия эффективности  усилий по совершенствованию человеческой

личности. Продукты правовой культуры — юридические нормы, памятники  права,

способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный

правовой фольклор — нуждаются  в охране и защите не менее, чем  традиционные

культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато

невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации,

способно породить хаос и  произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура — практически единственная глобальная форма,

через которую воспроизводится  ценность и своеобразие национальных правовых

феноменов — государственности, правопорядка, правовой системы. Культура

несет в себе «генетический  код» отечественных юридических  явлений, служит

как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного  обмена,

так и особым бастионом  от чуждого инокультурного влияния, разрушающего

исходные предпосылки  национальной правовой идентичности.

Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры

позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные  источники

правового прогресса. Названные  черты правовой культуры объясняют  сложность

этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический ста­тус,

который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек  зрения,

доктрин правовой культуры.

Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных интерпретациях

понятия, содержания, структуры  правовой культуры, как правило, едины  в

понимании основных функций, которые сводятся прежде всего к  сохранению

духовных ценностей в  юридической области, передаче правового  опыта

последующим поколениям, поддержанию  механизмов воспроизводства правового

сознания народа и его  влияния на жизненно важные сферы  взаимоотношений

(государство, политика, экономика,  международные отношения и т.  д.).

     В зависимости  от носителя правовой культуры  различают:

     Правовую культуру  общества правовую культуру личности правовую культуру профессиональной группы

 

 

     Правовая культура  общества - часть общей культуры, представляющая собой

систему ценностей, накопленных  человечеством в области права  и относящихся к

правовой реальности данного  общества: уровню правосознания, режиму законности

и правопорядка, состояния  законодательства, юридической практики и др.

Правовая культура в каждый данный  момент "присутствует" в каждой данной

точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней

как составная часть, которая  способна выступать в виде характеристики уровня

развития этой реальности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности

отдельных личностей, коллективов  и других субъектов права. Она  выступает

отправным моментом, базой  для такого рода  активности и  в целом для правовой

культуры личности.

     Правовая культура  личности - это обусловленные правовой  культурой

общества степень и  характер прогрессивно - правового  развития личности,

обеспечивающие ее правомерную  деятельность.

В широком смысле слова  правовая культура включает все правовые ценности

(высший уровень развития  законодательства, правовоую науку,  законность,

Информация о работе Правосознание и правовая культура