Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:39, реферат
Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично связано с
правом как целостным социальным институтом, с его возникновением,
функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными
сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более
крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории
права.
Введение 2
1. Понятие и общая характеристика правовой культуры. 2
2. Структура и функции правовой культуры. 6
3. Роль юридической литературы в правотворческой деятельности и в реализации норм права. 10
4. Соотношение правосознания и правовой культуры. 12
5. Правовая культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности. 15
6. Пути повышения правовой культуры в российском обществе. 17
Заключение 18
Список литературы 21
Введение 2
1. Понятие и общая
2. Структура и функции правовой культуры. 6
3. Роль юридической литературы
в правотворческой
4. Соотношение правосознания и правовой культуры. 12
5. Правовая культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности. 15
6. Пути повышения правовой
культуры в российском
Заключение 18
Список литературы 21
История показывает, что только
тогда правотворческая и
деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными
самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное,
организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и
созидательных процессов
в правотворчестве и
формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой
степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву
ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых
норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или
правонарушительное поведение?
Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично связано с
правом как целостным социальным институтом, с его возникновением,
функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными
сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более
крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории
права.
1. Понятие и общая
Правовая культура
есть особое социальное
воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества,
подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное использование
накопленного в теории правовой культуры материала необходимо прежде всего для
того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем в каждом
конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в
понимании данной разновидности культуры.
Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в
обеспечении становления цивилизации окажется необходимым в первую очередь
обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры.
Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной
культуры, отражающей определенный
уровень правосознания и
совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все
ценности, которые созданы людьми в области права.
В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте правовой
культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом одной из
подсистем юридической надстройки, например, элементом правового сознания,
частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой
надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки. Если первая
точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения правовой
культуры, то вторая — появилась не так давно. Правовую культуру стали
определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения,
правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей правовой
надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. «При таком
подходе, — пишет В. П. Сальников, — речь идет о правовом феномене, близком к
пониманию всей юридической надстройки... Правовая культура выступает здесь как
особое социальное явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов
юридической реальности...».[1] Очевидно,
что при таком понимании рассматриваемого понятия либо может быть высказано
сомнение в целесообразности существования особой категории «правовая
культура», коль скоро последняя заменима другими юридическими категориями,
либо должно быть более точно определено специфическое содержание понятия
правовой культуры, придающее ей самостоятельный категориальный статус. В данном
случае происходит смешение правовой разновидности культуры с политической и
другими ее разновидностями. Этот вывод можно сделать как из приводимого
автором перечня ценностей правовой культуры: принципы, формы и институты
народовластия, структура, механизм политической и правовой системы
социалистического общества и др., — так и из прямого его указания на то, что
существует «особая система правовой культуры социализма, включающая основные
правовые (и не только правовые) ценности...».
[2]
Иногда правовую надстройку разводят с правовой культурой на основании того,
что понятия, обозначающие данные явления, принадлежат якобы к двум различным
теоретическим уровням — соответственно философскому (исторический
материализм) и конкретно-социологическому. Думается, что такие категории,
как правовая надстройка, правовая культура, государство, право и т. д., могут
изучаться и на уровне исторического материализма, и на конкретно-
социологическом уровне; переход с первого на второй уровень анализа и
наоборот отнюдь не требует замены одной категории на другую, если исследуется
одно и то же явление. Правовая культура может и должна быть подвергнута
философскому анализу как одна из подсистем культуры в целом, что, однако,
не влечет за собой необходимости называть правовую культуру юридической
надстройкой точно так же, как анализ, например, права на уровне исторического
материализма не приводит к необходимости подыскивать понятию «право»
философскую замену другим термином.
В философской литературе отмечается, что «соотношение между обществом и
культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его
качества».[3] Следовательно, правовая
подсистема общества — правовая надстройка и правовая культура соотносятся
между собой как целое и его качество. Это означает, что правовая культура
характеризует качественное состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне
развития как всей правовой действительности, так и отдельных ее компонентов.
Правовая культура не является частью или областью правовой надстройки, но как
ее качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества,
пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например, законности,
правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву) жизни этого
общества. Следует оговориться, что правовая жизнь общества, правовая
действительность, правовая надстройка трактуются в данной работе как предельно
широкие и во многом близкие друг другу категории. Представление обозначаемого
ими объекта как системы позволяет говорить о правовой системе общества, в
которую мы включаем юридическую деятельность, правовое сознание и субъекта
правовой жизни общества.
2. Структура и функции правовой культуры.
В контексте общего определения правовую культуру можно представить как
совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм,
выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе
(цивилизации).
Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве.
Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной,
политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как
материальных, так и идеальных, духовных компонентов.
Определенные общие грани имеют правовая и политическая культуры, так как
деятельность государства, субъектов политических властеотношений выходит в
сферу правовых отношений, что, однако, не меняет природы этих отношений, не
поглощает и не исчерпывает
их полностью политическими
Право—особая форма и вид материального и духовного творчества народа,
отдельных личностей — это пласт человеческого опыта, подчиняющийся своим
собственным закономерностям.
Какую роль играет правовая
культура в жизни общества?
Во-первых, правовая культура — своеобразная форма гармоничного развития
человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс
связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства
разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.
д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых
юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.
Право, юридические инструменты организуют благоприятную деятельностную
среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных
благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает
именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и
вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.
Во-вторых, правовая культура является средоточием, «мемориалом» накопленных
человечеством юридических ценностей. Она — их хранитель, селекционер,
генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая
культура — живой организм, все элементы которого — нормы, юридические акты,
институты, процессы, режимы, статусы — обладают качествами продуктов
человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной
апробации.
Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального
прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой
личности. Продукты правовой культуры — юридические нормы, памятники права,
способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный
правовой фольклор — нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные
культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато
невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации,
способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.
В-третьих, правовая культура — практически единственная глобальная форма,
через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых
феноменов — государственности, правопорядка, правовой системы. Культура
несет в себе «генетический код» отечественных юридических явлений, служит
как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного обмена,
так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния, разрушающего
исходные предпосылки национальной правовой идентичности.
Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры
позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники
правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность
этого явления для познания,
его неоднозначный
который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения,
доктрин правовой культуры.
Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных интерпретациях
понятия, содержания, структуры правовой культуры, как правило, едины в
понимании основных функций, которые сводятся прежде всего к сохранению
духовных ценностей в юридической области, передаче правового опыта
последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового
сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений
(государство, политика, экономика, международные отношения и т. д.).
В зависимости от носителя правовой культуры различают:
Правовую культуру общества правовую культуру личности правовую культуру профессиональной группы
Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой
систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к
правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности
и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.
Правовая культура в каждый данный момент "присутствует" в каждой данной
точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней
как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня
развития этой реальности.
Культура общества является результатом социально-правовой активности
отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает
отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой
культуры личности.
Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой
общества степень и характер прогрессивно - правового развития личности,
обеспечивающие ее правомерную деятельность.
В широком смысле слова правовая культура включает все правовые ценности
(высший уровень развития законодательства, правовоую науку, законность,