Правосознание: понятие, структура, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 23:54, реферат

Описание работы

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем

Содержание работы

Введение

Понятие и значение правосознания

2. Структура и виды правосознания

3. Особенности современного российского правосознания

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат ТГПч1.docx

— 33.61 Кб (Скачать файл)

 Групповое  правосознание нужно отличать  от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей.          

 Индивидуальное  правосознание является результатом  социализации отдельного человека  и усвоения им группового и  общественного правосознания, опосредованного  особенностями его жизненного  пути. Коллективные формы сознания  плюс личный опыт – вот что  образует основу восприятия юридической  действительности каждой неповторимой  личностью.

 

 

 

Особенности современного российского правосознания

 

Особенности российского правосознания могут быть выявлены лишь посредством конкретных исследований. Такие исследования безусловно необходимы: исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что любые политические решения, законы, указы и т.д. оказываются неэффективными, если они противоречат культуре масс, выраженной в частности в правосознании.          

 На  идеологическом уровне, не говоря  уже об обыденном сознании, еще  не преодолены все те предубеждения  и стереотипы, которые мешают  достаточно полному пониманию  роли права, его социального потенциала. В числе таких предубеждений  – представление о праве лишь  как о средстве наказания и  разрешения конфликтов, отождествление  права с законом и т.д. Здесь же кореняться и источники правового нигилизма, принявшего широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших органов государства. Бытует мнение, что юридическому нигилизму немало способствовала перестройка с сопровождавшими ее «войной законов», национальными конфликтами, падением государственной дисциплины, противостоянием исполнительной и представительной властей т.п. Все эти обстоятельства нельзя игнорировать. Однако более значимым представляется другое объяснение: как только общество отказалось от авторитарных методов не правового государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тот час же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества.          

 Таким  образом, вся сфера правового  сознания оказалась в кризисе. Этот кризис усугубляется двумя  взаимодополняющими процессами: криминализацией  государственности и огосударствлением  криминала.          

 Криминализация  государственности в сегодняшней  России предопределяется уникальной  ролью коррупции как единственного  и де-факто легализованного способа  самоорганизации государственного  механизма. Суть проблемы состоит  в том, что государственная система  в России в ее нынешнем проявлении  не может быть названа коррумпированной  – она коррупциогенна, поскольку практически не предоставляет госчиновникам возможности для некоррумпированного существования.          

 Процесс криминализации идет не только «сверху», путем укоренения системы, провоцирующей криминал, но и «снизу», путем «огосударствления» преступности, общепризнанного перехода к ней некоторых функций, являющихся прерогативой государственных институтов.         

 Насильственно  вытесняемое за пределы законопослушного  поведения общество стихийно  пытается выработать новые принципы  бытового поведения, новую реальную  этику, разделяемую обществом в  целом и соответствующую общественно-экономической  практике. В рамках «реальной  этики» происходит постоянное  столкновение бытового здравого  смысла с практически бездействующим  законодательством, которое, в силу  своего несоответствия здравому  смыслу, осознается обществом как  «неправедное» и «не подлежащее  исполнению». В результате в обществе  вырабатываются стереотипы асоциального  поведения, готовность к байкотированию судебной и правоохранительной систем, к массовому отторжению официальной власти как «не имеющей морального права» на регулирование общественных отношений.           

 Образующийся  вакуум частично заполняют различные  неформальные способы социально-экономической  саморегуляции, среди которых на первое место выходят способы, связанные с деятельностью организованных преступных группировок. Реальный бизнес все в большей степени склонен воспринимать ОПГ как власть и относиться к ней с активной лояльностью. ОПГ выступают в качестве сборщика налогов и защитник, выполняют арбитражные функции, а главное – действуют на основе негласных принципов правил, признаваемых значительной частью общества в качестве справедливых и естественных.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Выводы данного реферата заключаются в том, что кризис современного российского правосознания вызывает необходимость и потребность принятия и воплощения в жизнь мер, направленных на повышение общего уровня правового сознания, преодоление правового нигилизма российских граждан, формирование правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека.           

 Особое  место в ряду этих мер должно  занять правовое воспитание, как  одно из действенных средств  укрепления законности и правопорядка, целенаправленного формирования  потребностей и интересов личности. Целью правового воспитания должно  стать формирование уважения  к праву, закону, которое должно  опираться на стойкие правовые  убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного  и социально-активного поведения  личности в правовой сфере. Таким  образом, правовое воспитание должно  быть направлено на правовое  развитие личности, которое рассматривается  как процесс формирования правового  сознания и правовой культуры.

Одним из основных направлений в деле повышения правовой культуры общества должно быть правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях.

Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России.         

 Тем более важно обучать этому, будущих юристов – профессионалов, чтобы основной целью своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.  

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001

  1. Теориа государства и права: Учебник \ Под ред. В.К.Бабаева. – М.: Юристъ, 2003

  1. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова – М.ю: Издательская группа ИНФА·М-Норма, 1997

  1. Теория государства и права / Под ред. С.С.Алексеева – М.: Норма, 2005

  1. Чепурнова Н.М., Серегина А.В. Теоиря государства и права : учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007

  1. Общая теория права/ под ред. А.С.Пигалкина. М.: Изд-во МГТУ, 1998

  1. Теория государства и права / под ред. Н.И.Матузова. М.: «Юристъ»,1997.

 

 

 


Информация о работе Правосознание: понятие, структура, виды