Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:46, контрольная работа
Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы – основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие – одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.
Введение ............................................................................. 2
Понятие правосудия ……………………………………….. 3
Характеристика принципов правосудия ………………….. 5
Критерии принципов правосудия …………………………. 9
Признаки правосудия ………………………………………. 10
Заключение ………………………………………………….. 13
Список литературы …………………………………………. 14
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра ______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Правоохранительные органы»
тема: «Правосудие: отличительные признаки и понятие»
Выполнил:
студент 1 курса (6 лет обучения),
группы №…….
заочной формы обучения
специальность: Прав. обеспечение
национальной безопасности
Фамилия.
Проверил:
______________________________
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение ..............................
Понятие правосудия ……………………………………….. 3
Характеристика принципов правосудия ………………….. 5
Критерии принципов правосудия …………………………. 9
Признаки правосудия ………………………………………. 10
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………. 14
Введение
Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы – основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие – одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.
В последнее время
приняты очень многие
Понятие правосудия
В процессуальной доктрине распространено нормативистское определение правосудия как совершаемой в определенном процессуальном порядке деятельности суда по разбирательству и разрешению гражданских (и уголовных) дел и применению норм материального и процессуального права, а в необходимых случаях – и мер ответственности в целях защиты и охраны прав и законных интересов. Как видим, подчеркивается властный аспект: только определенная деятельность суда как органа государственной власти есть правосудие.
Прежде всего следует отметить, что правосудие не является надуманным предметом анализа. То, что называется правосудием, существует с тех времен, как возникло общественное сознание. Правосудие, как и власть, имманентно обществу. По мысли Шарля Монтескье, чьи идеи оказались так созвучны современности, правосудие - форма актуально сущего - судебной власти. Правда, в наши дни правосудие стало формой манципации действий должностных лиц, называемых судьями, но на это никто не обращает внимания.
В науке принято определять правосудие
как деятельность суда по разрешению
конкретных дел и правовых вопросов
в процессуальном порядке путем
применения правовых норм к фактам
и отношениям. У разных авторов
на этот счет есть свои дополнительные свойства и характеристики,
которые, на их взгляд, присущи правосудию.
В советской науке правосудие определялось
как «одна из форм государственного управления,
средство выполнения государством внутренней
функции охраны правопорядка, собственности,
прав и свобод граждан, путем разрешения
специальным органом государственной
власти — судом, гражданских и уголовных
дел по правилам, предусмотренным гражданским
и уголовно-процессуальным правом, т.е.
путем применения от имени государства
норм права к установленным в судебном
заседании фактам и правоотношениям, а
в необходимых случаях и мер принуждения
к правонарушителям.» М.С. Строгович указывал,
что правосудие — это «государственная
деятельность, осуществляемая. судом,
заключающаяся в том, что суд путем разбирательства
и разрешения уголовных и гражданских
дел в установленных законом правовых
(процессуальных) формах защищает от всяких
посягательств. государство, права и законные
интересы граждан., учреждений, организаций,
обеспечивает законность в деятельности
учреждений, организаций, должностных
лиц, в поведении граждан.»
По определению В. И. Даля,
«правосудие» — «правый суд, решение по
закону, по совести, … правда.» С. И. Ожегов
определил правосудие более ограничительно
как «деятельность судебных органов.»
В словаре Ушакова под правосудием понимается
и «деятельность судебных органов, основанная
на законе» и «судебная деятельность государства
(юстиция)» вообще.
В теории права и в законодательстве
правосудие нередко трактуется широко,
и подразумевает всю сферу юстиции, включая процессуальную
и исполнительную деятельность. Например,
в уголовном праве России в понятии субинститута
преступлений против правосудия термин
правосудие охватывает как досудебную
(дознание и предварительное следствие),
так и судебную процессуальную деятельность,
а также исполнение судебных решений.
Это понимание правосудия в широком смысле.
Однако, например, Конституция
России указывает, что «правосудие в Российской
Федерации осуществляется только судом»
(при этом, определения того, что такое
«правосудие», она не содержит). Федеральный
конституционный закон РФ «О судебной
системе Российской Федерации» в части
первой ст. 4 также подчёркивает: «Правосудие
в Российской Федерации осуществляется
только судами, учрежденными в соответствии
с Конституцией РФ и настоящим Федеральным
конституционным законом. Создание чрезвычайных
судов и судов, не предусмотренных настоящим
Федеральным конституционным законом,
не допускается».
Характеристика принципов правосудия
Термин "принцип" означает обобщенное выражение какого-либо явления. Понятие "принцип" можно определять через слова "основное начало", "требование", "обязанность", "идея" и т.п. По латыни (принцип) - это первоначало, основа. Демократические основы (принципы) правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе общества.
Далее рассмотрим отдельные принципы правосудия:
1) Принцип законности – это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами, и т. п.
В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий международному договору Российской Федерации.
2) Принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя: право на жизнь и исключительный характер смертной казни; при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.); специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.); неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска; установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
3) Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами (ст. 118, ч.1), учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “О судебной системе Российской Федерации “. В Российской Федерации не допускается создание иных (в том числе чрезвычайных) судов.
4) Принцип независимости судей. Судьи, народные, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются: неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества; материальным и социальным обеспечением судей; правом судей на отставку; жесткой регламентацией процедуры осуществления правосудия и т.д.
5) Принцип законности, компетентности и беспристрастия суда. Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголовных дел. Компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей и полномочия, в том числе определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности. Обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда.
Гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя народными заседателями.
Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях проводится всегда в коллегиальном составе суда.
Беспристрастность суда обусловлена тем, что от участия в разбирательстве дела отстраняются судебные заседатели:
а) имеющие
прямую или косвенную
б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи, адвокаты, эксперты и т. п.).
6) Равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностей и единообразное возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель).
7) Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение сторон равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия.
8) Право граждан на судебную защиту гарантирует судебную защиту прав и свобод личности от действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных организаций, которые могут быть обжалованы в суд.
9) Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе возлагать на него обязанности по доказыванию. Недоказанная виновность равняется доказанной невиновности.
10) Принцип открытого разбирательства дел. Разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражданам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда.
11) Принцип языка судопроизводства. Судопроизводство во всех судах ведется на русском языке, кроме федеральных судов общей юрисдикции, где судопроизводство может вестись на родном языке (также может предоставляться бесплатный переводчик).
12) Привлечение граждан к осуществлению правосудия. Граждане привлекаются к правосудию как народные заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели, общественные обвинители и защитники, и представители организаций и трудовых коллективов.
В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия.
Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.
Информация о работе Правосудие: отличительные признаки и понятие