Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 12:00, курсовая работа
Задачами курсовой работы является изучение таких вопросов как:
1. Понятие формы и источника права.
2. Нормативный правовой акт как форма и источник права.
3. Законы и подзаконные нормативные акты.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ И ИСТОЧНИКА ПРАВА
1.1 Внутренняя и внешняя формы права
1.2 Виды форм (источников) права
2 НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ФОРМА И ИСТОЧНИК
ПРАВА
2.1 Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология
2.2 Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по
кругу лиц
3 ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-
ПРАВОВЫХ АКТОВ
3.1 Правообразование и правотворчество
3.2 Законотворческий процесс
3.3 Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Пятый вид -- нормативно-правовой договор, или договор нормативного содержания. Это правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, который содержит правовые нормы. Иными словами, нормативный договор представляет собой соглашение субъектов права, содержащее новые юридические правила. Это основной источник международного права. Он широко распространен в конституционном, гражданском, трудовом праве. Так, к нормативному правовому договору может быть отнесен Федеративный договор, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации 1992 г.
В области трудового права в качестве источника права выступают коллективные договоры. Коллективный договор -- это правовой акт, норматив но регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и трудовым коллективом конкретного предприятия, учреждения, организации. Правовые нормы такого договора будут обязательны для всех представителей администрации и работников, как нынешних, так и принятых на работу впоследствии.
Однако необходимо отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов.
Шестой источник -- общие принципы права. Они признаются своеобразным источником права в некоторых странах. Это оправданные, исходные начала правовой системы, основополагающие идеи, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.
Теория права концентрирует свое внимание на общеправовых принципах, поскольку они отражают и выражают основные ценности, на которые ориентируется право.
Демократизм в правотворчестве выражается в широком участии людей и их различных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые ими органы государственной власти и в других формах) формировании права. В реализации права он проявляется в степени подконтрольности, доступности правоприменительных органов гражданам, а также в уровне юридической помощи населению.
Законность проявляется в точном, строгом и неукоснительном исполнении и соблюдении всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов.
Гуманизм состоит в правовом признании ценности человека как личности, его прав и свобод, утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Справедливость заключается в соответствии между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием, реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, и т.п.
Равенство граждан перед законом выражается в том, что все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Взаимная ответственность государства и личности означает то, что юридическую ответственность должна нести не только личность за нарушение норм права, но и государство (его органы и должностные лица) -- за нарушение своих обязанностей перед личностью.
Перечисленные принципы права распространяются на всю систему права. Они тесто связаны между собой, взаимодополняют, а зачастую и проникают друг в друга.
В качестве источника права может выступать юридическая доктрина (правовые теории, учения о праве) -- седьмой вид источников права. В целом это комплексное суждение по правовым вопросам. Этот источник получил распространение уже в Древнем Риме. В III в. на отдельные положения римских юристов-классиков ссылались как на текст закона. Император Валентиниан в 426 г. издал закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина и тех юристов, сочинения которых приводятся этими авторами. При несходстве мнений этих юристов предписывалось придерживаться точки зрения, за которую высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана.
Данный источник права имеет распространение в государствах мусульманского мира. Исламская правовая доктрина (фикх) выполняет роль интерпретатора шариата (совокупности предписаний Корана и Сунны -- собрание описаний поступков и высказываний Пророка Мухаммеда). На протяжении веков она являлась основным источником мусульманского права.
Восьмой вид источников права -- священные книги (религиозные тексты). Это сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога и признанные государством и обществом в качестве общеобязательных. В еврейском праве важнейшим его источником является Каббала, существовавшая в виде устных и письменных текстов.
2 НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ФОРМА И ИСТОЧНИК ПРАВА
2.1 Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология
Государственной Думой России в постановлении от 11 ноября 1996г. «Об обращении в Конституционный Суд РФ» дано определение нормативно-правового акта. «Нормативно-правовой акт -- это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление или отмену правовых норм».
Под нормативно-правовым актом понимается акт, изданный управомоченным государственным органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания, рассчитанные на длительное действие и многократное применение, а также предписания об изменении или прекращении (отмене) действия этих норм.
Нормативно-правовые акты выполняют две равнозначные функции: с одной стороны, будучи носителями правовых норм они выступают как источник права; с другой стороны, они выражают государственную волю, т.е. обладают юридической силой.
Понятие «юридическая сила» указывает на место нормативно-правового акта в системе законодательства, а также на значение органа, его издавшего.
По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
В собственно юридическом смысле закон -- это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.
Законы занимают ведущее место в системе нормативно-правовых актов. Они подразделяются на конституционные и обыкновенные. К первым относятся конституции и конституционные законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве (ст. 114), о Конституционном Суде РФ (ст. 128). Для конституционных законов установлена сложная, по сравнению с обычными законами, процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето президента.
Обыкновенные законы делятся на кодифицированные и текущие. К кодифицированным относятся Основы законодательства Российской Федерации и кодексы.
Основы -- это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни.
Кодекс -- это закон, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений.
Ко всему сказанному необходимо добавить, что в федеративном государстве различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. В частности, в России имеются конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, а также обыкновенные законы субъектов Федерации.
Всем законам присущи особые свойства, определяющие их юридическую силу и обеспечивающие верховенство в системе нормативно-правовых актов:
1. Законы принимаются парламентом -- высшим представительным и законодательным органом или путем народного голосования (референдума).
2. Законы направлены на регулирование наиболее важных общественных отношений в сфере политики, экономики, культуры. Например, законами устанавливаются система органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядок их организации и деятельности.
3. Законы всегда нормативны и рассчитаны на многократное применение.
4. Законы отличаются четкой структурированностью нормативного материала.
5. Законы принимаются в особом порядке, установленном конституцией и регламентом парламента.
6. Законы подлежат опубликованию и обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, общественными организациями.
7. Законы могут быть изменены или отменены только в особом порядке, аналогичном порядку их принятия.
Подзаконные нормативно-правовые акты также составляют значительную группу. Первое место по юридической силе среди них занимают указы главы государства (в России -- президента РФ).
По своему правовому статусу президент РФ имеет право издавать распоряжения и указы. Распоряжения издаются президентом обычно по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы президента могут иметь нормативный характер. Согласно Конституции РФ указы президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, они не должны противоречить законам. Однако Конституция РФ не требует от президента издавать указы «на основании и во исполнение законов». По существу, президенту предоставляется право устанавливать своими указами нормы законодательного уровня. Речь идет о своеобразном восполнении пробелов в праве. За указами президента следуют постановления правительства. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов президента. В случае противоречия постановлений Правительства названным актам они могут быть отменены президентом.
Следующий вид -- это акты министерств и ведомств. Это приказы, постановления, инструкции. Ведомственные акты в основном содержат нормы, развивающие, конкретизирующие и дополняющие правовые предписания законов и постановлений Правительства. Они являются актами специальной компетенции и обычно распространяют свое действие только на подчиненные объекты, хотя иногда они могут носить межотраслевой и даже общий характер.
Акты министерств, государственных ведомств могут быть отменены Правительством РФ.
В субъектах Федерации к подзаконным актам относятся нормативно-правовые акты глав субъектов, их правительств, а также акты их министерств и ведомств.
Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов, приказы и распоряжения администраций) также относятся к подзаконным актам.
Последней разновидностью подзаконных актов являются локальные нормативно-правовые акты, которые создаются, чтобы действовать в конкретных организациях, учреждениях и на предприятиях, либо предназначены для определенного круга лиц, на определенной территории. Уставы предприятий и учреждений, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции относятся к локальным актам.
2.2 Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Реализация нормативно-правовых актов характеризуется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц.
Действие нормативно-правовых актов во времени продолжается от момента вступления в силу до момента ее утраты. Акты вступают в силу:
1) либо с момента их принятия;
2) либо со времени указанного в самом нормативно-правовом акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования);
3) либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).
В зависимости от вида нормативно-правового акта в российском законодательстве установлены разные сроки вступления нормативно-правовых актов в силу после их опубликования. Так, законы Российской Федерации вступают в силу на всей территории России по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Акты президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на территории России по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике; ведомственные нормативно-правовые акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления в силу.
Нормативно-правовые акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. В других случаях нормативно-правовой акт утрачивает силу в результате его отмены. Об отмене прежнего нормативного акта указывается в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и третью ситуацию, когда нормативно-правовой акт фактически теряет силу -- вследствие издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования.
Информация о работе Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов