Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Главным признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, от¬носящихся к правовой действительности. При этом правовая куль¬тура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нор¬мы и стандарты поведения.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, функции 5
Глава 2. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры. 18
Глава 3. Задачи правовой культуры и её роль в правотворческой и правоприменительной деятельности 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

2) Правовая идеология  – это системные знания о  правовых явлениях. Это целостное  осмысление права, происходящее на более высоком уровне. При чём познаётся не конкретная норма или документ, а всё право, т. е. его сущность, природа, социальное назначение.

Она выражает интересы целого государства, какого-то класса, политической партии, общественного объединения  и т.д. и может быть письменно выражена (например: план, программа).

Выделяют следующие  признаки правовой идеологии:

  • связана с интересами определённого класса, партии и пр.;
  • отражает представления о наиболее идеальном праве;
  • она наполняет или дополняет конкретным содержанием научные знания и стремится постичь истину права. Но нужно иметь в виду, что в различных государствах, в различных правовых режимах она предлагает различные пути практической деятельности;
  • в неё входят: идеи; концепции; правовые принципы; оценка перспектив развития права; цели, задачи принятия нормативно-правовых актов.

Необходимо отметить, что на основании Конституции  РФ в России признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13 ч.1, 2).

В структуру правосознания  иногда включают следующий элемент:

3) Поведенческий (волевой)  – это определённая готовность  субъекта к совершению каких-либо  действий, как правомерных, так  и противоправных, основанная на  правовой психологии и идеологии.

Элементы правосознания  проявляются в его определённых функциях: гносеологической (познавательной), регулятивной, оценочной, прогностической, моделирующей, коммуникативной.

Правосознание можно  классифицировать по следующим основаниям:

по субъектам:

  1. индивидуальное правосознание – это личное отношение человека к праву;
  2. групповое правосознание – это отношение к праву групп, коллективов и т. п.;
  3. общественное – это правосознание всего общества.

И по уровню:

  1. обыденное правосознание – это отношение к праву обывателя или специалиста, для которого право не является основным занятием;
  2. профессиональное правосознание – это правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, адвокатов);
  3. научное правосознание – это правосознание, свойственное учёным-правоведам, специалистам в области правовой науки.

Высокая степень развитости правосознания характеризуется:

  • признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защите его прав и свобод (что закреплено в ст. 2 Конституции РФ);
  • осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважением к правам и свободам других людей;
  • правовой установкой граждан на правомерное поведение;
  • знанием гражданами норм Конституции, положений важных законов и иных нормативно-правовых актов;
  • широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права;
  • позитивным отношением к суду.

Во-вторых, правовую культуру определяет уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов), образовательную (деятельность студентов и слушателей юридических образовательных учреждений и пр.) и практическую (правотворческая и правореализующая деятельность).

От правотворческой  деятельности, её уровня развития и  качества существенно зависит правовая культура. При осуществление правотворчества  должны соблюдаться принципы: законности, научности, демократизма, системности.

Соответственно влияет на правовую культуру и правореализация, а в частности правоприменение – властная деятельность компетентных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений, имеющая своей целью воплотить содержание правовых норм в жизнь. На качество правоприменительной деятельности оказывает влияние множество факторов: структура государственного аппарата, порядок взаимодействия его органов, профессионализм правоприменителя, его культура и многое другое.

Высокий уровень правовой деятельности предполагает:

  • наличие сильной юридической науки;
  • качественное преподавание юридических дисциплин в учебных  заведениях;
  • вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом;
  • высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;
  • соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;
  • развитость и совершенство государственного аппарата;
  • авторитет суда как в системе органов государственной власти, так и среди населения;
  • наличие гарантий независимости судебной власти;
  • демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учёт приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров;
  • высокое качество правоприменительной деятельности.

В-третьих, правовую культуру определяет степень совершенства всей системы нормативно-правовых актов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Важен уровень любого нормативно-правового акта каждый из них должен правовым. Нормативно-правовой акт должен отвечать всем необходимым  требованиям, с точки зрения его формы: быть по возможности кратким и что, особенно важно, понятным для населения, т. е. обладать ясностью, а вся необходимая дополнительная информация (определения, термины и пр.) должны быть доступны для населения; также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации.

Важно и состояние  правоприменитильных правовых актов (например: решение и приговор судов, акты прокуроров) и правореализационных (например: договоры в хозяйственном  обороте).

При оценке вышеуказанных нормативно-правовых актов, а также таких текстов правового характера, как научные и публицистические тексты на правовые темы, можно судить об уровне развития правовой культуры.

Совершенство системы  нормативно правовых актов можно  достигнуть благодаря:

  • наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;
  • соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых актов (подзаконных) – законам;
  • чёткой иерархии нормативно-правовых актов;
  • высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.

Правовая культура личности означает правовую образованность человека. Включая правосознание, умение и  навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Говоря о функциях правовой культуры, мы можем выделить такие функции, как познавательно - преобразовательная, регулятивная, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества.

 Ценностно-нормативная  функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Регулятивная функция направлена на обеспечение устойчиво-динамичного развития правовой системы и общества в целом.

Под коммуникативной функцией понимается установление связи между гражданами в правовой сфере (через общение в сфере права). Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма меж субъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права. Правовая культура призвана аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

 Прогностическая функция  охватывает правотворчество и  реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например в законодательной деятельности, усиливаются, хотя логика и последовательность разработки и принятия законодательных актов еще оставляют желать лучшего.

Истинная функция предвидения  в правовой области заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения культурных правовых целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Профессор В.В.Лазарев  в своих работах по правовой культуре отмечает невозможность сделать каждого гражданина юристом, «Но, пишет

Лазарев, - преодолеть юридическую  безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры»2.

В этой связи хочется  привести и высказывание известного русского философа И.А. Ильина:  «народ, не знающий законов своей страны, ведет вне правовую жизнь, или довольствуется....неустойчивыми зачатками права. Народу необходимо и достойно знать законы, это

входит в состав правовой жизни, по этому нам и опасен такой  порядок, при котором народу недоступно знание права. Человеку, как существу

духовному, невозможно жить на земле вне права..».133

Правовая культура взаимодействует  с другими сферами общественной культуры: политической, нравственной, религиозной, эстетической и т.д. при этом, в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.

По мнению профессора В.В.Лазарева «обеспечение максимального  взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры – магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка»4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры.

Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание—это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

    Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о  правовом воспитании в широком и  узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

     Содержанием правового  воспитания является приобщение  людей к знаниям о государстве  и праве, законности, правах и  свободах личности, понимание сущности  правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей».15

Рассмотрим основные элементы механизма  правового воспитания как  деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовое обучение, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

Информация о работе Правовая культура