Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность и роль правовой культуры в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1)Определить понятие и сущность правовой культуры;
2) Охарактеризовать функции правовой культуры в современном обществе;
Исследователь структуры правовой культуры проф. А. П. Семитко указывает на следующие элементы правовой культуры:
1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько оно информировано в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности;
2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической (правотворческой и правореализующей);
3) степень совершенства системы юридических актов различного вида, в которых закрепляется право данного общества. Среди них определяющее значение имеет законодательство государства. Но уровень правовой культуры общества раскрывают и индивидуальные правоприменительные акты11. Эти три элемента тесно взаимосвязаны, и каждый из них проявляется в двух других, поэтому их выделение весьма условно. Важно подчеркнуть, что при характеристике уровня правовой культуры речь может идти не о самих правовых явлениях – правосознании, правовой деятельности, системе правовых актов, а об их уровневых состояниях, т. е. степени прогрессивного развития.
В теории государства и права, как правило, в структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанном на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму, стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества.
А.Р. Ратинов и Г.X Ефремова включают в состав правовой культуры наиболее крупные культурные комплексы:
а) право как система норм, выражающих государственные веления;
б) правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом;
в) правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права;
г) правовое поведение, как правомерное, так и неправомерное;
д) правосознание, т.е. система духовного отражения правовой действительности, и правовая психология12.
И.Г. Смолина рассматривает понятие
«правовая культура» как
По мнению П.П. Баранова и В.В. Денисенко, правовая культура есть целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права14.
И.А. Иванников, суммируя все выделенные в литературе компоненты, представил следующую структуру правовой культуры:
1) правосознание;
2) право;
3) правовые отношения;
4) законность и правопорядок;
5) правомерная деятельность;
6) государственно-правовые
7) юридическая наука;
8) юридические акты.
Не смотря на различные точки зрения, бесспорным является то, что главным элементом структуры правовой культуры выступает право.
Структурным компонентом правовой культуры выступает правосознание. В научной литературе правосознание определяется как часть (вид) общественного сознания, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеи, которые относятся к праву. По мнению большинства ученых, правосознание выражается в форме правовой идеологии и правовой психологии. С точки зрения предмета отражения выделяют сферы правосознания, соответствующим разным отраслям права и различным видам правовых отношений, т.е. приобретает разное содержание в сфере гражданского, трудового, административного, уголовного, гражданского права. С точки зрения глубины отражения обнаруживают два уровня - обыденное и теоретическое правосознание. По широте распространения различных видов отражения правосознание характеризуется как массовое, специализированное и локальное.
Правовая культура проявляется и выражается в правовой деятельности. Правовая культура общества, определяемая правовой идеологией как формой общественного правосознания, выступает в виде правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. Правовая культура личности, на которую направлена вся совокупность определяемых в праве ценностей, характеризуется в конечном результате правовой деятельностью (правовым поведением).
Таким образом, структура правовой культуры представляет собой вокупность следующих элементов:
Глава 2. Правовая культура в современном обществе
2.1. Роль правовой культуры в современном обществе
Роль правовой культуры в жизни общества многогранна. Правовая культура – своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Данный прогресс подразумевает создание собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, и представление обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития. Правовая культура является средоточием накопленных человечеством юридических ценностей, организмом, все элементы которого (нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы) обладают качествами продуктов человеческого духа, исторического отбора, труда, жизненной апробации. Данный вид культуры – практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов – государственности, правопорядка, правовой системы.
Уровень развития правовой культуры в обществе является показателем становления правовой государственности. Правовое государство невозможно без высокого уровня правовой культуры общества.
Какую роль играет правовая культура в жизни общества?
Во-первых, правовая культура -- своеобразная
форма гармоничного развития человека,
через которую достигается
Право, юридические инструменты организуют благоприятную деятельностную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.
Во-вторых, правовая культура является
средоточием, «мемориалом» накопленных
человечеством юридических
Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры -- юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор -- нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.
В-третьих, правовая культура - практически
единственная глобальная форма, через
которую воспроизводится
2.2. Состояние правовой культуры в Российском обществе.
Происходящая в современном российском обществе трансформация правовой культуры представляет собой противоречивый процесс, состоящий в том, что с одной стороны в отношении большой части населения наглядно демонстрируется медленная смена стереотипов мышления и поведения людей, с другой стороны, они свидетельствуют о здравом смысле россиян, понимающих, что существует пропасть между декларированными в законодательных актах принципами и теми нормами, которые реализуются в повседневной российской действительности.
Для регламентации и эффективной процедуры обеспечения прав и свобод человека необходимо, чтобы правовая культура российских граждан выросла до необходимого уровня. В настоящее же время большая часть населения России не ориентируется в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие подвержены правовому нигилизму. Действительно, в настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложившейся в России ситуации культурно-правового кризиса.
Сегодня в России можно наблюдать столкновение элементов разных правовых культур.
Если учесть, что нашим законам не всегда присуща сила прямого действия, что дает волю ведомствам корректировать законы по своему усмотрению, ущемляя при этом права и интересы граждан, если учесть, что в нашей стране еще не сформировался эффективный механизм защиты прав личности, по причине чего граждане не могут оказать заметного сопротивления несправедливым действиям чиновников, то становится объяснимой ситуация, при которой правовая отчужденность становится неотъемлемой чертой образа жизни личности. Население перестает воспринимать право как социально ценный институт, теряет доверие и всякий интерес к нему. Происходит то, что называется отчуждением общества от права.
Стремление к повышению общей и правовой, в частности, культуры граждан - это одно из главных средств преодоления правового нигилизма должно стать всемерное стремление. Одновременно необходимо совершенствовать законодательство, проводить регулярную работу по профилактике правонарушений, осуществлять массовое просвещение и правовое воспитание населения и особенно молодежи.
Таким образом, опираясь на право как часть правовой культуры и в целом на культурные традиции, в России можно преодолеть правовые нигилистические тенденции в обществе, что позволит, наконец, выйти из социокльтурного кризиса и сформировать институты гражданского общества.
Говоря о состоянии и уровне правовой культуры в Российском обществе необходимо уделить внимание существующим формам деформации правового сознания. Первой формой деформации правового сознания является, правовой нигилизм, представляющий такую форму искажения правосознания, при которой отрицательно относится к прав, недооценивает его роль в обществе, а в активной форме нарушает правовые предписания. В правовой идеологии правовой нигилизм находит отражение в идеях и течениях, в правовой психологии – в различных установках, стереотипах, неверии в правовые идеалы, в юридической практике характеризуется различными аномалиями правового поведения или же вообще правовой пассивностью15.
Правовой нигилизм выражается в следующих действиях:
2) Издание противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов; неустранение пробелов в праве;
3) Конфронтация представительных и исполнительных органов власти на всех уровнях.
4) Нарушение прав человека (права на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность)16.
М.Б. Смоленский в своей статье,
выделяет характерные черты правового
нигилизма в современной