Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 05:39, курсовая работа
Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов ограничено связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории права.
Успешное решение экономических, политических и социальных задач невозможно без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении его положений в повседневную жизнь. В этой связи правовую культуру можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие формирования правого государства, реализации правовой реформы, усиления борьбы с преступностью.
1. Введение.....................................................................................................3
2. Правовая культура……………………………………………………..5
2.1. Понятие правовой культуры…………………………………………5
2.2. Структура правовой культуры……………………………………….7
2.3. Виды (формы) правовой культуры…………………………………..12
2.4. Функции правовой культуры………………………………………...15
2.5. Задачи формирования правовой культуры………………………….16
2.6. Уровни проявления правовой культуры…………………………….18
2.7. Факторы, определяющие высокий уровень
правовой культуры……………………………………………………19
3. Правовое воспитание...............................................................................20
3.1. Понятие правового воспитания………………………………………20
3.2. Правовое воспитание как средство
формирования правовой культуры…………………………………..24
4. Правовой нигилизм, правовой идеализм и
правовая демагогия…………………………………………………….25
4.1. Правовой нигилизм……………………………………………………25
4.2. Правовой идеализм……………………………………………………27
4.3. Методы борьбы с правовым нигилизмом и
правовым идеализмом………………………………………………...29
4.4. Правовая демагогия……………………………………………………30
4.5. Формы проявления правовой демагогии……………………………..32
5. Правосознания: понятие правосознания,
структура правосознания, виды
правосознания…………………………………………………………….33
5.1. Понятие правосознания………………………………………………..33
5.2. Структура правосознания……………………………………………...35
5.3. Виды правосознания…………………………………………………...37
6. Заключение………………………………………………………………..39
7. Список литературы…………………………………………
Эти три элемента тесно взаимосвязаны, и каждый из них проявляется в двух других, поэтому их выделение весьма условно. Важно подчеркнуть, что при характеристике уровня правовой культуры речь может идти не о самих правовых явлениях – правосознании, правовой деятельности, системе правовых актов, а об их уровневых состояниях, т. е. степени прогрессивного развития.
Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:
Чаще всего в структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанном на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму, стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества
Правовая культура общества во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчество и правоприменение компетентными органами требуют достаточно высокий теоретический уровень правовой культуры, которая в свою очередь вырабатывается коллективными усилиями учёных-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом отношении лица с соблюдением демократических принципов.
Правоприменение, «властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации»1, является важным фактором формирования правовой культуры общества. Качество правоприменительной деятельности зависит от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношений его органов, а также от профессионализма и культуры правоприменителя. Следует заметить, что совершенствование структуры нужно начинать с повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости, внедрения новых принципов деятельности правоприменительных органов, кардинального возвышения третьей ветви власти в России — правосудия.
Закон должен быть непротиворечивым, понятным для населения, по возможности кратким и обязательно опубликован в доступном для населения источнике. Система законодательства, основой которой является конституция государства, имеет большое значение для оценки правовой культуры общества. На основе её анализа можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и всей его культуры в целом. По дошедшим до нас памятникам права историки могут судить о правовой атмосфере того времени.
Правовые нормы, законы могут устареть (частично или полностью), отстать от требований жизни. Поэтому законодательство постоянно совершенствуется (заметим, не изменяется коренным образом). И «пока нормы не преобразованы, они всё равно остаются законами, обязательными для исполнения. Совершенно недопустимо в этих случаях пытаться решать дела, ссылаясь на «совесть», «полезность», «практическую целесообразность и т. д.»1. Нарушение закона никогда не бывает целесообразным.
На данном уровне правовой культуры существует масса проблем, рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовом отношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть его недостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеет права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его нарушению.
Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Правовые акты и другие тексты правового характера, подкреплённые научными знаниями, используют в своей работе лица, занимающиеся правовой деятельностью. Они доводят их до сведения основной массы людей, которые в свою очередь соблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.
2.3. Виды (формы) правовой культуры.
Правовая культура подразделяется на правовую культуру личности, группы и общества в целом. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.
Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой
общества степень и характер прогрессивно - правового развития личности,
обеспечивающие ее правомерную деятельность.
Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальном жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения и нем как о социальной ценности, а главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.
Другими словами, правовая культура личности - это позитивное правовое сознание в действии. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта – ее важная составная часть.
Правовая культура личности предполагает:
1. наличие правовых знаний, юридический информации.
Информированность была и обстается одним из основополагающих
каналов формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);
2. превращение накопленной информации и правовых знаний в
Правовые убеждения, привычки правомерною поведения
(эмоционально-психологический срез);
3. готовность действовать,
руководствуясь правовыми
убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом:
использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а
также уметь отстаивать свои нрава в случае их нарушения
(поведенческий срез).
При оценке правовой культуры личности важно учитывать специфику индивидуальных взглядов на сущность и содержание правовых явлений. Используя данный критерий, можно выделить два основных уровня правовой культуры личности: обыденный и профессиональный.
Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам, прежде всего – профессионалам-юристам. Она зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей. Самостоятельную и очень важную часть групповой культуры составляет правовая молодежная культура, которая формируется в учебных заведениях, и в таких сферах, как, например, неформальные объединения. Данная правовая культура носит маргинальный характер по отношению к обществу, в ней отмечаются элементы социальной дезорганизации, тяготение к отклоняющемуся от общепринятых норм поведению.
Профессионально-правовая культура юристов – это объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.
Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень
знания и понимания правовых
явлений в соответствующих
профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает особенности правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.). Причем, уровень профессиональной культуры, например, сотрудников милиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции.
Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т.д. Имеет место общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правило, тем
выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.
Главное в профессиональной правовой культуры - высокое место права,
его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле
государства: подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции; развитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т.д.
Составляющие профессиональной культуры юриста.
Профессиональная культура юриста включает:
1. Знание законодательства и возможностей юридической науки.
2. Тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан;
3. Убежденность в необходимости и социальной полезности законов и
подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости.
4. Общество и государство не может и не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан;
5. Умение пользоваться правовым инструментарием - законами и
другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики.
6. Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уровне последних достижений теоретической и практической юриспруденции.
Исключительно важное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма юриста-практика, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки юристов-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего уровня в своей профессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, давать им необходимые практические навыки: выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др.
Разумеется, что культура юриста-профессионала должна быть более
высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан.
Правовая культура общества – это составная часть созданных им духовных ценностей. Она охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она зависит от уровня общественного сознания, состояния и характера законодательства и прочности существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с общим культурным уровнем населения, функционирует во взаимодействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения и характеризуется полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина; реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п.
Таким образом, правовая культура общества – это часть социальной культуры, сформировавшейся в обществе на определенном этапе его развития. Правовая культура характеризует качественное состояние правовой жизни общества. Содержательными элементами правовой культуры общества являются: правовые ценности, действующее законодательство, правосознание, правомерное поведение.