Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:50, курсовая работа
Цель настоящей работы - комплексное изучение такого многопланового явления, как правовая культура.
В задачи работы входит:
Сопоставление мнений различных авторов относительно сущности и содержания рассматриваемого понятия, анализ структурных компонентов.
Рассмотрение современных тенденций развития российской правовой культуры.
Введение. 3
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, функции. 5
Глава 2. Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры. 15
Глава 3.Задачи правовой культуры и её роль в правотворческой и правоприменительной деятельности. 22
Заключение. 30
Список использованной литературы. 32
специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.
Серьёзным недостатком нынешней
практики воспитательной работы в юридической
области является недооценка организационных
форм, рассчитанных на молодёжную аудиторию:
школьных правовых олимпиад, диспутов
на темы права, морали. На новом этапе развития
государственного устройства важно сохранить
этот опыт работы с молодёжью, стимулировать
его развитие на новом политико-правовом
фундаменте. Рост преступности, снижение
социальной защищённости требуют активизации
работы по разъяснению прав личности,
«возможностей (немало возросших) по судебному
обжалованию незаконных и необоснованных
действий, возмещению ущерба, пользованию
теми или иными гражданскими, политическими,
имущественными правами».17
людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. «Это приводит к определённому смещению ракурса, рассматриваемого журналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника (сексуальный маньяк и прочее), утрирование изощрённости или жестокости совершённого преступления».
О какой правовой культуре общества
может идти речь, когда газеты и журналы
изобилуют сценами криминальной жизни,
на экранах телевизоров грабёж и убийства
на фоне сладкой, беспечной жизни богатых
людей. В последнее время появилась тенденция
принятия отрицательного опыта зарубежных
стран в деле правового воспитания через
кинофильмы и журналы. Помимо развития
нездоровых тенденций, подражания криминальным
элементам в молодёжной среде, «общество
оказалось лишённым объективной картины,
отражающей не только преступления и его
генезис, но также и все следующие за преступлением
этапы правоприменительной деятельности»18.
«облава», создавая при этом ореол сквернословия. «Этого рода «практика» ведёт к нравственному и правовому разрушению личности, культурной деградации личности».19
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно - провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой, новой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).
Ценности и идеалы «вырастают»
спонтанно, формируются самой жизнью,
всеми окружающими обстоятельствами,
и роль субъективного фактора, целенаправленной
деятельности здесь хотя и важна, но не
является ведущей, а тем более единственно
необходимой и достаточной. И на роль воспитателя
годится далеко не каждый. В общественном
масштабе таким воспитателем может стать
какой либо выдающийся человек (А.Д. Сахаров,
А.Ф. Кони), который раскроет людям глаза
на истинное положение дел в области защиты
прав человека, противостоянии государственному
произволу. ______________________________
Глава 3. Задачи правовой
культуры и её роль в правотворческой
и правоприменительной деятельности.
Государство придаёт большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.
Для формирования правовой
культуры необходимо учитывать ряд задач.
Во-первых, «обеспечить надлежащую ориентацию
в основополагающих началах и принципах
правовой системы государства».20 ______________________________
Эти принципы, исходные руководящие идеи правовой системы, подразделяются на отраслевые (например, единобрачие, добровольность вступления в брак — это принципы семейного права), межотраслевыми (гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону - принципы гражданского процессуального и уголовного процессуального права), основными конституционными. Знание основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную сущность права, его разумность и необходимость, способствует переходу правовых знаний в убеждения.
Во-вторых, «создать базу для
значительного расширения объёма и повышения
уровня правового поведения адресатов
права».21
Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости и полезности правовых установок, их ответственности перед обществом и государством за свои поступки. Другими словами «правовое поведение основано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан».22 Всё это представляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкой нормального функционирования гражданского общества с развитой правовой культурой.
______________________________
В-третьих, «обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы»23 преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры — чувство законности и справедливости — должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты. Например, нельзя «распускать руки» в ответ на словесное оскорбление в общественном месте. Для этого есть другие, законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовой культуры.
В-четвёртых, «осуществлять работу по профилактике
правонарушений в аспекте реального действия
принципа «незнание закона не освобождает
от ответственности»24 и вести
борьбу на преодоление правового нигилизма,
которое овладело за последнее время массовым
сознанием. Такой нигилизм коренится в
правовом невежестве граждан и должностных
лиц, их слабой информированности о законах,
а также в умышленном, или скорее неосознанном
желании их обойти, проигнорировать, если
это приносит ощутимые выгоды при минимальном
риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить
правовой нигилизм следует обратить внимание
на качество самих законов, которые являются
причиной подрыва доверия народа к законодателю.
способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.
Правовая культура подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. При этом следует иметь в виду, что для одного общества на определённом этапе развития будут действительна одна свойственная только ему система оценок. Это результат того, что «разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере».25 Иными словами, существует проблемы в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных ценностей. Тем не менее, эти препятствия преодолимы. История выработала некоторые критерии оценок, на основе которых создаётся возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К ним относятся:
- «формирование чувств права и законности;
-освоение достижений логико-правового мышления;
-совершенствование законодател
-повышение уровня правовой деятельности;
-увеличение объёма и
качественное совершенствование правопослушного поведения;
______________________________
-совершенствование
-разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;
-изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования».26
Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Утопично думать, что вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом, позволит повысить уровень правовой культуры. Это нерационально и практически невозможно. Одно из условий развития правовой культуры — преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм.
Развитость и совершенство
государственного аппарата — показатель высокого уровня
правовой культуры. Поэтому к должностным
лицам, участвующим в правотворческой
деятельности, предъявляются особые требования.
Эти люди призваны обеспечивать действие
права, формировать и осуществлять правовую
политику, а также поддерживать авторитет
суда, как в системе органов власти, так
и среди населения. Для этого необходимо
соблюдение демократических и юридических
процедур при правотворчестве. В центр
политики должны быть духовно свободные,
творческие личности. ______________________________
Однако, «в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосудаственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и порядок».27 Правовой нигилизм представителей власти, которые злоупотребляют своим положением, пагубно сказываются на уровне культуры в целом, включая и политическую и нравственную.