Правовая ментальность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

Проблемы правосознания в современной России приобрели особую актуальность. Это обусловлено тем, что предшествующее социалистическое правосознание как официальное было упразднено, а то, что представлено взамен, оказалось трудно воспринимаемым и в конечном счете отвергаемым общественным сознанием. Вместо ожидаемой гармонии воцарился хаос и смятение умов, продолжающиеся до сих пор. Правосознание тесно связано с правом и государством и определяет специфику правопонимания. Государство и право как идеальные образы порождены человеческим сознанием и, будучи объективированными в правовых текстах и институтах государства, осознаются и оцениваются человеком.

Содержание работы

Актуальные проблемы современного российского правосознания…………………………………………………………….3
Правовой менталитет в русской юриспруденции………………………..
Эгалитаризм как особенность российской правовой ментальности….
Библиографический список………………………………………………….

Файлы: 1 файл

вариант №8.docx

— 27.94 Кб (Скачать файл)

 

План

    1. Актуальные проблемы современного российского правосознания…………………………………………………………….3

Библиографический список…………………………………………………

    1. Правовой менталитет в русской юриспруденции………………………..

Библиографический список………………………………………………….

    1. Эгалитаризм как особенность российской правовой ментальности….

Библиографический список………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Актуальные проблемы современного российского правосознания

 

Проблемы правосознания  в современной России приобрели  особую актуальность. Это обусловлено  тем, что предшествующее социалистическое правосознание как официальное  было упразднено, а то, что представлено взамен, оказалось трудно воспринимаемым и в конечном счете отвергаемым общественным сознанием. Вместо ожидаемой гармонии воцарился хаос и смятение умов, продолжающиеся до сих пор.

 Правосознание тесно связано с правом и государством и определяет специфику правопонимания. Государство и право как идеальные образы порождены человеческим сознанием и, будучи объективированными в правовых текстах и институтах государства, осознаются и оцениваются человеком.

Объектом правосознания  является не объективная реальность, как, например в естественных науках — природа, а идеи и представления о государстве, праве, правосудии и т.д. Мир правосознания — прежде всего мир субъективного, должного или желаемого.

Правосознание — это теоретическое и эмоционально-ценностное восприятие и осознание господствующих в обществе идей о существующем или желаемом государстве, праве и правосудии, выраженное в совокупности знаний, чувств, переживаний, определяемых политическими интересами и ценностями.1

 В структуре правосознания  традиционно выделяют правовую  идеологию и правовую психологию.

 Теоретическое осознание  и оценка права, конструирование  типов правопонимания осуществляются в рамках правовой идеологии. Содержание и сущностные характеристики политической идеологии, в том числе и правовой, прямо или косвенно социально обусловлены. Известные концепции «деидеологизации» были опровергнуты самой практикой.

Правовая идеология — это социально и мировоззренчески обусловленная система теоретических взглядов на государство и право. Правовая идеология становится частью политической идеологии, чем прямо или косвенно правовой идеологии придается официальный, нормативный характер2. Господство одной политико-правовой идеологии может прямо закрепляться в действующей Конституции того или иного государства, как это было, например, в Советском Союзе, когда идеология правящей партии КПСС фактически возводилась в ранг закона. Ничего подобного в современной Конституции РФ нет. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Может создаться впечатление о том, что наше государство полностью деидеологизировано. Однако анализ положений Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что ее идеологической основой являются либеральные ценности западного происхождения. Правовая идеология, в отличие от естественнонаучного знания, не является полностью достоверным знанием, поскольку ее содержание зависит от мировоззренческих установок. В этом смысле она представляет практическую философию права, а не строго научное знание о правовой действительности.

В современных исследованиях  по проблемам правосознания и  правовой культуры учеными даются различные  классификации типов и видов  правовых идеологий по особенностям их идейно-теоретического содержания. Различают следующие виды и типы правовых идеологий: теоцентристская, либеральная, фашистская, волюнтаристская, коммунистическая и т.д. Указанные, а также другие типы и виды правовых идеологий могут быть как официальными (господствующими), так и неофициальными. В последнем случае их носителями могут быть отдельные социальные слои, группы, как организованные в легальные партии, так и находящиеся вне рамок закона.

Сущность и содержание правосознания не могут быть сведены  исключительно к правовой идеологии. В массовом общественном сознании на долю правовой идеологии приходится не так уж и много места. Большинству  населения остаются неведомы теоретические  представления о государстве  и праве. На рационалистических основаниях строится официальное, государственное  правосознание. Преувеличение значимости правовой идеологии и, наоборот, пренебрежительное  отношение властвующей элиты  к правовой психологии могут привести и приводят к отрицательным последствиям для нормального функционирования государства, политической и правовой системы общества. Попытки поставить  во главу угла правовую идеологию  не так уж и редки для современной  России. Люди, стоявшие и стоящие  у руля нашего государства, попросту зачастую игнорируют те настроения, чувства  и эмоции, которые проявляются  в общественном правосознании по поводу осуществляемой в настоящее  время правовой политики Российского  государства. Примеров этому, когда  правовая идеология и правовая психология вступали в резкое противоречие, привести можно множество: приватизация, монетизация, жилищное законодательство и т.д. и  т.п. Проведение в жизнь указанных  мероприятий осуществлялось при  полном непринятии во внимание общественного  правосознания, без учета особенностей политико-правовой психологии российского  народа. Здесь победу над собственными гражданами одержала так называемая политическая воля.

Правовая идеология весьма подвержена изменениям и поэтому  нестабильна и подвижна. Ее содержание очень зависимо от политических и  идеологических симпатий и антипатий  правящей элиты. Между политико-правовой идеологией и общественной психологией  образовалась зияющая пропасть, что  является результатом бездумной  и искусственной пересадки отживших свой век ценностей западного  либерализма на российскую почву3.

Важным элементом для  характеристики содержательной стороны  правосознания является такая его  составная часть, как правовая психология. В современной юридической науке  принято считать, что правовая психология — это несистематизированное  и нерационализированное восприятие правовой действительности в виде чувств, эмоций и переживаний, характерных для общества в целом или конкретной социальной группы. Правовая психология — это живой источник правовых идей и представлений, без их правильного понимания любая правовая политика обречена на провал4. Именно в правовой психологии происходит подлинная легитимация существующей власти и правопорядка. Это, казалось бы, аксиоматическое положение почему-то не всегда учитывается в современной России. Еще Н.М. Коркунов указывал на обязанность властвующих при отправлении функций государства учитывать и отражать в актах властвования представления о государстве и праве, сформировавшиеся в общественном правосознании. «Для того чтобы орган власти мог в своей деятельности опереться на сознание подчиняющихся их зависимости от государства, необходимо, чтобы его действия находились в известном соответствии с этим сознанием подвластных, с теми представлениями, какие они имеют о государстве, о его отношении к праву, к личной и общественной свободе»5.

В исследовании современных  проблем юридической науки ученые все чаще обращают внимание на важное значение иррациональных аспектов в познании государственно-правовых явлений. Правовая общественная психология — это тот реальный опыт, который и должна обобщать юридическая наука, решая проблемы становления нового правосознания российского общества в условиях глобализации. Факты свидетельствуют о том, что в общественном сознании все более крепнут идеи о сильной власти, сильном государстве, с которыми люди связывают свои надежды на социальную защищенность и социальную справедливость. Конечно же, идея сильного государства не есть отрицание демократических ценностей. Сильное государство и демократическое государство — это две стороны одной медали.

Перед российским обществом  стоит очень важная задача — формирование адекватного современным реалиям  и историческим традициям правового  сознания, центральное место в  котором занимает правовая идеология. Заимствованием чужих идей, как показала практика, этой задачи не решить. А поэтому, прежде всего, необходимо восстановить преемственность в развитии отечественной  политико-правовой идеологии, внимательно  и непредвзято проанализировать богатое идейно-теоретическое наследие, которое досталось от выдающихся предшественников.

Разумеется, нет ничего зазорного в изучении зарубежных идей, но если он не трансформируется в  слепое подражание или, что еще хуже, идолопоклонство. В этом смысле очень  важное методологическое и практическое значение имеет замечание Б.А. Кистяковского: «Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов и времен…»6. Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получают своеобразную окраску и свой собственный оттенок. Весьма поучительный и ценный опыт теоретической разработки государственно-правовой идеологии и правосознания в целом имеется в нашей стране.

Идеи русских юристов  могут и должны стать основой  для разработки одного из вариантов  культурно-политического и правового  синтеза, сочетающего национальные и европейские традиции, сильную  власть, социальную справедливость и  социальную солидарность, свободу личности, плюрализм, социальное правовое государство, где бы господствовали справедливые, нравственно обусловленные законы.

 

 

Библиографический список:

  1. Баранов П.П. Проблемы теории правосознания и правового воспитания.Т-2. Ростов, 2005. 438с.;
  2. Б.А. Кистяковский. Философия и социология права. сост., указ. В.В.Сопова. СПб.:РГХИ, 1998. 800с.;
  3. Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты / Правоведение. 1998. № 3. С. 16-21.;
  4. Алексеев С.С. Теория права.- М.:БЕК, 2010. 536с.;
  5. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.К. Бабаева.- М.: Юрист,2002. 436с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовой менталитет в русской юриспруденции

1 Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты / Правоведение. 1998. № 3. С. 16-21.

2 Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.К. Бабаева.- М.: Юрист,2002. С.117.

3 Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.К. Бабаева.- М.: Юрист,2002. С.156.

4 Алексеев С.С. Теория права.- М.:БЕК, 2010. С.234.

5 Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты / Правоведение. 1998. № 3. С. 19.

6 Б.А. Кистяковский. Философия и социология права. сост., указ. В.В.Сопова. СПб.:РГХИ, 1998.С. 456.


Информация о работе Правовая ментальность России